Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах, в предложениях. »
Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида
г. Пролетарск
Конспект открытого индивидуального занятия по логопедии.
Занятие подготовлено и проведено,
учителем-логопедом
Катаевой Натальей Андреевной.
Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах, в предложениях.
Темы:
Логопедическая: дифференциация звуков С-Ш в слогах, в словах, в предложениях.
Лексическая:«Одежда».
Грамматическая: согласование числительного с именем существительным;
Задачи:
Образовательные:
Учить выделять звук на фоне слова;
Продолжить знакомить с особенностями песка, способностью пропускать его сквозь пальцы;
Коррекционные:
развивать мелкую моторику кистей рук;
обогащать активный словарь;
развивать тактильное восприятие;
развивать направленную воздушную струю;
развивать внимание, воображение и просодику.
Развивающие:
Учить различать звуки С-Ш
Учить согласовывать числительное с именем существительным;
Активизировать словарь по теме: «Одежда».
Воспитательные:
воспитание бережного отношения к одежде;
воспитание аккуратности;
воспитание бережного отношения к дидактическому материалу;
воспитание положительного отношения к работе с песком.
Оборудование: 2 песочницы, счетные палочки, шарики, предметные картинки по теме: «Одежда», игрушки, картинка с изображением шарика.
Ход занятия.
Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Сядем ровно, улыбнемся.
И к песочку прикоснемся.
Эмоциональная разминка.
А любишь ты, Диана, пересыпать песок?
Как нитка золотая у нас из кулака
Бежит струя густая прохладного песка.
Беседа.
1.Давай вспомним правила поведения в песочнице.
- Нельзя брать песок в рот;
- Нельзя кидаться песком;
- Отряхивать руки и играть можно только над песочницей;
- После игры убрать за собой рабочее место и помыть руки.
Молодец! Ты правильно назвала все правила поведения в песочнице.
2. А какой песок на ощупь сухой или мокрый? (сухой)
Правильно, т.к. он сыпется сквозь пальцы, а если бы он был мокрый, этого бы не было и из него тогда бы можно было бы лепить фигурки.
3. Возьми в оба кулачка песок и насыпь его горкой, произнося при этом «с-с-с». Теперь разрушь свою горку со звуком «ш-ш-ш».
Молодец, у тебя хорошо получилось!
4. Давай поиграем! Если ты услышишь звук С – спрячь ладошки в песке, а на звук Ш - держи ладошки над песком.
(Ш Ш С Ш С С С Ш С Ш Ш С С С Ш)
Умничка, ты очень внимательно слушала и выполнила это задание!
Сообщение темы.
Диана, ну я думаю ты догадалась, что мы будем продолжать работать со звуками С и Ш.
Артикуляционный уклад звуков С и Ш. Гимнастика для глаз.
- Диана, давай вспомним артикуляционный уклад звука С, где у нас находится язык, когда мы произносим звук С. (внизу, упираясь в нижние зубки).
Правильно!
- А зубки при этом сближены или расставлены? (сближены).
Молодец!
- А теперь нарисуй на песке, что у нас делают губы? (губы в улыбке)
Правильно! Наши губы в улыбке!
- А звук С – гласный или согласный? (согласный)
Правильно! Т.К. язык и зубы мешают воздуху свободно проходить.
- Диана, а теперь пропиши глазами букву С в воздухе.
Молодец!
- А теперь давай вспомним артикуляцию звука Ш.
Где располагается язык? (вверху)
Правильно!
А на что похож язык, когда мы произносим звук Ш? (на чашечку)
Правильно! На чашечку.
Зубы сближены или расставлены? (сближены)
Правильно!
А на что похожи губы? (на кружочек)
Правильно! На кружочек.
Нарисуй его на песке.
Диана, а звук Ш какой гласный или согласный? (согласный).
Молодец! Он согласный, т.к. воздух тоже встречает преграду в виде языка.
А теперь пропиши глазами букву Ш в воздухе. Хорошо!
Дыхательная гимнастика.
Посмотри какой у меня красивый шарик. Давай его покатаем. Будем дуть на него. Будь внимательна, воздух набираем носом, а выдох делаем ртом. Из губ делаем трубочку, и медленно дуем не шарик. Ты мне, я тебе.
Молодец! Тебе понравилось играть?
Физ. минутка.
Давай еще немного поиграем! Я нарисовала тебе шарик, и нам его надо надуть. Надувать его будем со звуком С, а после того как он «лопнет» будем произносить звук Ш, сначала громко, а потом тише, тише, тише.
Молодец!
А теперь возьми палочки, и выложи на песке лесенку. Шагай по ней пальчиками правой руки и повторяй «сва-сво-сву», «сма-смы-смо», «ску-ско-ска».
А теперь назад шагай по ней пальчиками левой руки и повторяй «шка-шко-шку», «шма-шмы-шмо», «што-шту-шта».
Умничка! У тебя хорошо получилось!
- Убираем палочки и продолжаем работать.
Диана, во второй песочнице для тебя закопаны игрушки. Раскопай их и назови, что ты нашла. Будь внимательна, произнося звуки С и Ш.