Сядет тот, кто из слогов составит слово. Сколько слогов в каждом слове? Какие звуки повторяются чаще в этих словах? (Щ и СЬ)
Как вы думаете, как будет звучать тема нашего занятия?
Основная часть. Дифференциация звуков СЬ-Щ и букв.
1. Уточнение артикуляции звуковСЬ –Щ. Рассмотрите профили артикуляции, расскажите, что делают губы, зубы, язык, голосовые связки при произнесении этих звуков.
СЬ Щ
2. Сравнительная характеристика звуков СЬ-Щ.
СЬ – согласный, мягкий, глухой, в схемах обозначаем зелёным цветом;
Щ – согласный, всегда мягкий, глухой, в схемах обозначаем зелёным цветом.
3. Соотнесение звуков СЬ-Щ с буквами их обозначающими.
4. Дифференциация звуков СЬ – Щ. Назовите картинки. Какой звук – СЬ или Щ слышится в названиях картинок (щавель, гусь, письма, щенки, сейф, ящик, щепка, такси, клещи). Соедините каждую картинку линией с соответствующей буквой. Про что можно сказать ОН, ОНА, ОНО, ОНИ?
5. Упражнение «Парный выход». Дети работают в паре.Один читает слоговую цепочку, другой повторяет её и наоборот.
ЩА – СЯ – ЩА АСЬ – АЩ – АСЬ
СЮ – ЩУ – СЮ ЯЩ – ЯСЬ – ЯЩ
СЁ – ЩЁ – СЁ ОСЬ – ОЩ – ОСЬ
ЩИ – СИ – ЩИ ЕЩ – ЕСЬ – ЕЩ
6. Прочитай слова. Разбей их на слоги. Выпиши из слов только слоги с буквами С и Щ.
7. Отгадайте загадки. В словах-отгадках выделите звуки [СЬ] или [Щ] и покажите карточку с буквой, обозначающей звук в слове-отгадке. Определите, какой по счёту стоит звук СЬ или Щ в слове, используя цифровой ряд.
Четыре грязных копытца На веревке пальцы
Залезли прямо в корытце. (Поросёнок). Держат одеяльце. (Прищепки).
Белый хвост, чёрный нос, Яркий, сладкий, налитой,
Наши тапочки унёс. Весь в обложке золотой.
В уголок под кровать Не с конфетной фабрики –
И не хочет отдавать (щенок). Из далёкой Африки. (Апельсин).
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
8. Физминутка.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку.
Поскачите-ка, вприсядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
(Выполняются соответствующие движения).
9. Вставь пропущенные буквы С или Щ:
а) _яду _ёки _ёла _енок
_ит _емь _и _юда
ово_и о_ина гу_а кле_и
б) тре_ит _екотал тря_ина мор_ина
по_еял по_е_ал та_ил_я настоя_ий
_урил_я бле_тя_ий товари_и сви_тя_ий
Запишите два столбика слов из любого задания в тетрадь. Буквы С и Щ подчеркните.
10. Прочитайте слова. Запишите их в три столбика. В первый с буквой С, во второй с буквами С-Щ, в третий с буквой - Щ.