Сформулировать тему занятия и записать ее на доске, в тетрадях.
II. Основная часть. Дифференциация согласных Г– К.
1.Дайте характеристику звукам К, КЬ и Г, ГЬ. Припоминание сходства и различий.
Г – согласный, твёрдый (мягкий), звонкий, на схемах твёрдый обозначаемсиним цветом, мягкий зелёным, с колокольчиком.
К – согласный, твёрдый (мягкий), глухой, на схемах твёрдый обозначаем синим цветом, мягкий зелёным, с наушниками.
Обозначаем буквами Г и К (вспомнить печатный и прописной варианты).
Г
Г
К
2.Дифференциация согласных К – Г в слогах.
К каждому звуковому шарику К или Г присоедините гласную букву так, чтобы согласный звучал твёрдо или мягко. Прочитайте слоги, которые получились.
Г
К
К
Г
Прочитайте слоги, заменив наушники глухой согласной К, а колокольчик – звонкой согласной Г. Запишите получившиеся слоги. Буквы Г и К подчеркните разными цветами.
А У И Ы О Я Ё И А Е
Прочитайте слова. Разбейте их на слоги. Выпишите из слов слоги с буквами Г и К.
а)«Расшифруйте слова», вставляя вместо наушников глухую согласную К, а вместо колокольчика звонкую согласную Г. Прочитайте получившиеся слова.
Как их можно назвать одним словом?
Что общего у всех слов, кто «лишний», почему?
Что вы знаете о птицах? Беседа о птицах (зимующие, перелётные, домашние, дикие, водоплавающие, хищные, их значение для нас и природы, наше отношение к ним).
рач со ол сне ирь ивол а
оршун олубь пели ан попу ай
уса у ушка а ара ал а
б) Рассмотрите картинки. Назовите сначала картинки со звонким звуком Г, потом с глухим К. В каких словах есть согласный Г и К? Запишите их в три столбика по наличию в них согласных Г, К.
4.Игра «Составь слово». Из данных букв составьте 6-8 слов, в которых есть буквы
К – Г. При необходимости буквы можно повторять.
г р а у к и м о л ш
5.Физминутка. Выполнять движения, указанные в стихотворении по ходу его проговаривания.
Цапля
Очень трудно так стоять –
Ногу на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
6. Упражнение «Слово рассыпалось». Составьте слова из слогов. Запишите несколько слов в тетрадь. Подчеркните буквы Г и К. Составьте с ними предложения.
го, ва, ны ро, ак, бат ква, ный, ше
ро, пи, ги же, ва, кру вый, га, зо
ко, ка, шо, лад гре, ка, муш, по го, ка, вор, по
7. Образуйте новые слова, добавив «хвостик» (суффикс)- ок или - ик. Запишите получившиеся слова, обозначьте в них суффиксы. Какое значение приобрели новые слова?
Образец: грибок, годик.
Гриб год
угол груз
ком ок горб ик
глаз глаз
городгном
8. Вставьте пропущенные в словах буквы Г, К (объем выполнения задания на усмотрение логопеда):
9.Упражнение «Чем отличаются»? Прочитайте пары слов. Сравните их по смыслу. Назовите буквы, которыми отличается каждая пара слов. Составьте с каждым словом предложение.
Год – кот гол – кол деньки – деньги грот – крот
10. Игра «Слова-близнецы». Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные буквы Г или К. Прочитайте слова-близнецы парами, объясните их значение.
Между собой уже века Живут в согласье «Г» и «К», И не впадает «К» в обиду, Когда её сменяет «Г», Что схожа с цаплею по виду И на одной стоит ноге.
Открыл однажды _рот В горе огромный _рот. Достал мешок _остей И пригласил _остей. Издалека ша_ал
На пир к нему ша_ал. Топтыгин шапку с_инул — Шакал от страха с_инул. А краб бороться с _рабом Давай в тени под _рабом. Свернулся ёж в _лубок, Стал сон его _лубок. И, закусив _орой, Зайчишка под _орой, Чтоб отличиться в и_рах, Плясал до боли в и_рах.
III. Итог занятия. Что узнали на занятии о звуках К-Г? Какие слова-паронимы запомнились?