· закрепление знаний о речевых единицах – звуках [а], [я] и буквах “А”, “Я” в слоге, слове, предложении, тексте.
· Уточнение и расширение словаря
Коррекционно-развивающие:
· обогащение и активизация словаря по теме:;
· развитие мелкой моторики;
· развитие фонематического слуха;
· развитие слогового анализа и синтеза;
· развитие фонематического анализа и синтеза;
· работа со словами-квазиомонимами;
· развитие тактильных ощущений;
· развитие умения решать ребусы и кроссворды
Воспитательная:
создание ситуации успеха
1. Организационный момент.
Приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Приготовились к занятию. Сегодня мы поговорим о гласных А-Я
2. Произношение
Вспомним, как произносятся звуки [а], [я].
[а]-
- широко открой рот;
- положи язык спокойно внизу;
- кончик языка удерживай за нижними зубами.
Поем песенку: а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!
[я]-
- соедини два звука [й] и [а].
[й]-
- выгнуть спинку языка крутой горкой и с силой, резко выдохнуть, а затем [а].
3. Зрительный анализ букв. Сходство и различие.
– Посмотрите на букву «а». Из каких элементов состоит буква «а»? (Буква «а» состоит из овала и крючка, которая расположена справа от овала) – элементы буквы «а» записываются на доске).
– А буква «я»? (Буква «я» состоит из кружка и элемента, который расположен справа от кружка, и элемента, который идет вниз,– элементы буквы «я» записываются на доске).
– Значит, чем же похожи буквы «а» и «я»?(В обоих буквах есть элемент – крючок)
– Чем различаются эти буквы?
– А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы «а» и «я» в воздухе.
(Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы «а» и «я»).
4. Развитие умения составления слов из отдельных букв.
– А теперь, ребята, давайте соберем слова из букв и прочтите их. Какие слова у вас получились?
д,д,я,я з,м,л,е,я н,н,я,я,
к,р,т,о,а,н д,б,г,о,я,р,а к,р,я,а,о,г
(коряга, няня, бродяга, земля, дядя, картон)
– Запишите слова и отметьте согласные перед гласными А-Я.
5. Вставь нужную букву.
Запись на доске:
«Два колодца».
Слова: м.к б.к
л.г м.л
м.ч л.к
р.д р.к
6.Игра : Что пропало РА или РЯ?
Записать слова в два столбика, выделяя гласные 1 и 2 ряда:
Просмотр содержимого документа
«Дифференциация гласных А-Я (первое занятие) »
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ А - Я (первое занятие)
Цели:
Образовательная:
закрепление знаний о речевых единицах – звуках [а], [я] и буквах “А”, “Я” в слоге, слове, предложении, тексте.
Уточнение и расширение словаря
Коррекционно-развивающие:
обогащение и активизация словаря по теме:;
развитие мелкой моторики;
развитие фонематического слуха;
развитие слогового анализа и синтеза;
развитие фонематического анализа и синтеза;
работа со словами-квазиомонимами;
развитие тактильных ощущений;
развитие умения решать ребусы и кроссворды
Воспитательная:
создание ситуации успеха
Организационный момент.
Приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Приготовились к занятию. Сегодня мы поговорим о гласных А-Я
2. Произношение
Вспомним, как произносятся звуки [а], [я].
[а]-
- широко открой рот;
- положи язык спокойно внизу;
- кончик языка удерживай за нижними зубами.
Поем песенку: а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!
[я]-
- соедини два звука [й] и [а].
[й]-
- выгнуть спинку языка крутой горкой и с силой, резко выдохнуть, а затем [а].
3. Зрительный анализ букв. Сходство и различие.
– Посмотрите на букву «а». Из каких элементов состоит буква «а»? (Буква «а» состоит из овала и крючка, которая расположена справа от овала) – элементы буквы «а» записываются на доске).
– А буква «я»? (Буква «я» состоит из кружка и элемента, который расположен справа от кружка, и элемента, который идет вниз,– элементы буквы «я» записываются на доске).
– Значит, чем же похожи буквы «а» и «я»?(В обоих буквах есть элемент – крючок)
– Чем различаются эти буквы?
– А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы «а» и «я»в воздухе.
(Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы«а» и «я»).
4. Развитие умения составления слов из отдельных букв.
– А теперь, ребята, давайте соберем слова из букв и прочтите их. Какие слова у вас получились?
д,д,я,я з,м,л,е,я н,н,я,я,
к,р,т,о,а,н д,б,г,о,я,р,а к,р,я,а,о,г
(коряга, няня, бродяга, земля, дядя, картон)
– Запишите слова и отметьте согласные перед гласными А-Я.
5. Вставь нужную букву.
Запись на доске:
«Два колодца».
Слова: м.к б.к
л.г м.л
м.ч л.к
р.д р.к
6.Игра : Что пропало РА или РЯ?
Записать слова в два столбика, выделяя гласные 1 и 2 ряда: