ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ А - Я (первое занятие)
Цели:
Образовательная:
· закрепление знаний о речевых единицах – звуках [а], [я] и буквах “А”, “Я” в слоге, слове, предложении, тексте.
· Уточнение и расширение словаря
Коррекционно-развивающие:
· обогащение и активизация словаря по теме:;
· развитие мелкой моторики;
· развитие фонематического слуха;
· развитие слогового анализа и синтеза;
· развитие фонематического анализа и синтеза;
· работа со словами-квазиомонимами;
· развитие тактильных ощущений;
· развитие умения решать ребусы и кроссворды
Воспитательная:
создание ситуации успеха
1. Организационный момент.
Приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Приготовились к занятию. Сегодня мы поговорим о гласных А-Я
2. Произношение
Вспомним, как произносятся звуки [а], [я].
[а]-
- широко открой рот;
- положи язык спокойно внизу;
- кончик языка удерживай за нижними зубами.
Поем песенку: а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!
[я]-
- соедини два звука [й] и [а].
[й]-
- выгнуть спинку языка крутой горкой и с силой, резко выдохнуть, а затем [а].
3. Зрительный анализ букв. Сходство и различие.
– Посмотрите на букву «а». Из каких элементов состоит буква «а»? (Буква «а» состоит из овала и крючка, которая расположена справа от овала) – элементы буквы «а» записываются на доске).
– А буква «я»? (Буква «я» состоит из кружка и элемента, который расположен справа от кружка, и элемента, который идет вниз,– элементы буквы «я» записываются на доске).
– Значит, чем же похожи буквы «а» и «я»? (В обоих буквах есть элемент – крючок)
– Чем различаются эти буквы?
– А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы «а» и «я» в воздухе.
(Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы «а» и «я»).
4. Развитие умения составления слов из отдельных букв.
– А теперь, ребята, давайте соберем слова из букв и прочтите их. Какие слова у вас получились?
д,д,я,я з,м,л,е,я н,н,я,я,
к,р,т,о,а,н д,б,г,о,я,р,а к,р,я,а,о,г
(коряга, няня, бродяга, земля, дядя, картон)
– Запишите слова и отметьте согласные перед гласными А-Я.
5. Вставь нужную букву.
Запись на доске:
«Два колодца».
Слова: м.к б.к
л.г м.л
м.ч л.к
р.д р.к
6.Игра : Что пропало РА или РЯ?
Записать слова в два столбика, выделяя гласные 1 и 2 ряда:
Слова: за-, Бо-, ка-ван, Ю-, по-док, -бина, -бота, ко-га, ба-бан, Саха-.
6. Составить и записать слова из первых слогов:
Пирог, ладонь пила
Молоко, дача мода
Бусы, ряженка буря
Полоса, лягушка, народ поляна
Артист, минута, яма армия
7. Ответь на вопрос: (Отгадка в конце слова)
Кто проучил грубиЯНА? Кто поет про гардеМАРИНА?
Его подарил бурЛАК. Что развлекает тИГРА?
Она пожалела ТимоФЕЯ. Кто учится игРАЯ?
Что беспокоит баРАНА? Кто взял два каранДАША.
8. Выписать правильные буквы среди правильно и зеркально написанных, чтобы получились слова: (карточки)
Слова: жара, капля, кран, мячик, вафля, флаг, пляж, парк, баня, взгляд.
9. Подведение итогов.
Дополнительные задания:
Задание 1: карточки со словами, написанными пунктирно (распределить на две группы – А-Я):
Слова: щавель, овчарка, клякса, чашка, грязь, удача, поляна, мячик, задача.
Задание 2: найти все «вкусные» слова (индивид. карточки)
Задание 3: составить 12 имен из предложенных слогов (карточка)
Имена: Валя, Саня, Гена, Света, Люба, Таня, Толя, Рома, Петя, Ваня, Маня, Тома.