II. Подготовительный этап 1. Мимические упражнения. 2. Упражнения на дыхание. 3. Упражнение для развития силы голоса 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Артикуляционная гимнастика | -Выполним упражнения для мышц лица. -Покажи какое у тебя настроение! А теперь, покажи все настроения этого мальчика. (На доске листочки с мимикой) -Для чего мы выполняли упражнения? -Какие упражнения мы выполняли? -Следующее упражнение на дыхание -Будем учиться правильно дышать. -Выполним упражнение для развития дыхания -Возьмите наших бабочек -Давайте подуем и разгоним их по полянке с цветами -Вдох через нос, выдох через рот. -Чему учились, выполняя задание? -Посмотрите Машенька заблудилась, помогите ей позвать на помощь. Как можно позвать на помощь? Мы будем учиться говорить громко-тихо. -На звук [А] говорим громко, а на звук [У] тихо. У У У А А А -Ура! У вас получилось. Вы спасли меня. Чему учились, выполняя задание? -А теперь поиграем с нашими пальчиками: -Какую гимнастику мы выполнили? -Выполним артикуляционную гимнастику. -Возьмите зеркала в руки. 1 упр. – «Улыбка-трубочка» 2 упр. – «Иголочка» 3 упр. – «Покрась нижний заборчик» 4 упр. – «Блинчик» 5 упр. – «Качели» -Какую гимнастику выполняли? | Смотрят картинку с разными лицами. Повторяет мимику мальчика на картинке - Чтобы размять мышцы лица -Мимические. Слушают учителя. - Дуют на бабочек -Правильно дышать. Слушают учителя (тихо) У-у-у… (громче) У-у-у… (Громко) У-у-у… -Громко говорить. -Повторяют за учителем - Мы выполняли пальчиковую гимнастику. - Мы выполняли зарядку для рта. | Наглядный и словесный метод. Использование игрового приема. Ситуативный метод. Наглядный метод Практический (упражнения) Практический метод. |
III. Основной этап | – Прочтите слова, записанные на доске. СВЕТ – ЦВЕТ – Что означают эти слова? – Какими двумя звуками отличаются эти слова? -Сегодня на занятии мы будем правильно учиться произносить звуки: с-ц – Возьмите зеркало, кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, глубоко вдохните и, выдыхая воздух, произнесите: С-С-С-С…. – А теперь поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите долго звук С. – Чувствуете, какая тоненькая холодная струя воздуха выдыхается? Слышите свист? Поэтому он называется «свистящим». Звук простой. Голосовые связки отдыхают. – Уточним и произношение звука Ц. Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С. Возьми зеркало, кончик языка упирается за нижние передние зубы и одновременно произносятся звуки Т и С. Вдохни глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС. – Поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите: ТС. – Что вы ощущаете? Холодный воздух выдыхается толчком и непродолжительно. Звук взрывной, сложный. Голосовые связки отдыхают. – Таким образом, мы уточнили как произносятся звук С и Ц. – Проговорим характеристику каждого звука: [C] – согл., тверд., глух, простой; [Ц] – согл., тверд., глух.,сложный; - Чтение слогов с доски (хором): ца – са цо – со цу – су цы – сы аца – аса оцо – осо уцу – усу ыцы –ысы Игра «Хлоп и топ» – Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками С – Ц. На слова со звуком С – хлопаете, со звуком Ц – топаете. (слива, цепь, собака, лиса, цирк, циркуль, аист, сетка, пшеница, кастрюля, циркач) –Вставить пропущенные буквы С-Ц, подчеркнуть С – одной чертой, Ц – двумя. Найти «лишнее» слово в каждом ряду и отметить его крестиком и объяснить почему? Коль_о, коле_о, ку_ты, три_та; Паль_ы, пыль_а, поло_а, полотен_е; _и_терна, _ини_а, _олн_е, _пи_а; _кворе_, пе_ _ы, _ _ена. -Молодец, ты хорошо выполнял все задания. А теперь давай немного отдохнём. Теперь я буду кидать тебе мячик и называть начало слова, а ты должен закончить слово слогом "сы" или "цы" и бросить мне мяч обратно: О..(сы), воло..(сы), ов..(цы), рель..(сы), ножни..(цы), зай..(цы), но..(сы), кури..(цы), ве..(сы), пугови..(цы), бу..(сы), молод..(цы) | - Звуками С-Ц - Дифференциация звуков с-ц -Да! -С-с-с-с … Произносит -ТС -Холодный воздух [C] – согл., тверд., глух, простой; [Ц] – согл., тверд., глух.,сложный; ца – са цо – со цу – су цы – сы аца – аса оцо – осо уцу – усу ыцы –ысы Играют в игру «Хлоп и топ» КольЦо, колеСо, куСты, триСта; ПальЦы, пыльЦа, полоСа, полотенЦе; ЦиСтерна, СиниЦа, СолнЦе, СпиЦа; СквореЦ, пеСЦы, Сцена. Бросают мяч учителю называя слово полностью -Осы, волосы, овцы, рельсы, ножницы, зайцы, носы, курицы, весы, пуговицы, бусы, молодцы. | Словесный (указание, разъяснение) Словесный метод. Образец упражнения подражательно-исполнительного характера. Наглядный метод. Игровой метод. -упражнение -образец упражнения подражательно-исполнительного характера. Игровой метод. |