Просмотр содержимого документа
«Дифференциация Ж-Ш в словах, слогах, предложениях»
Конспект занятия во 2 классе
Учитель-логопед: Смирнова Тамара Юрьевна.
Тема: «Дифференциация ж-ш»
Цель: научить детей дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж при написании слогов, слов, словосочетаний.
Задачи:
Образовательные:
Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [ш] и [ж].
Развитие навыков звукобуквенного анализа.
Повторение правила правописания жи – ши.
Совершенствование умения составлять словосочетания с предложенными словами.
Расширение и уточнение словарного запаса.
Коррекционные:
Развитие фонематического восприятия звуков [ш] и [ж].
Развитие зрительного восприятия букв Ш-Ж..
Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления.
Воспитательные:
Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу.
Повышать мотивацию детей к обучению.
Оборудование: карточки с описанием героев занятия на каждого ребёнка; картинка лягушонка и ёжика;мнемотаблица с буквами ж-ш; лесенки для рефлексии детей; раскраски с рисунком ёжика и лягушонка.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Долгожданный дан звонок, Начинается урок.
Всё ль на месте, всё ль в порядке.
Книжки, ручки и тетрадки.
Правило речи:
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать
Так чётко, и так ясно
Чтоб было всем понятно.
Игра «Сколько звуков услышали» а, ш, шо, жу, ж, ы, ши, шу.
Услышали один звук , поставьте руку на локоть , услышите слог две руки сожмите в рукопожатии.
1. Формулирование цели занятия.
Учитель: Ребята, прочитайте описание героев нашего занятия и отгадайте кто они:
Первый герой – колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы. (ёжик)
Второй – зелёный, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух.
(лягушонок)
Когда дети отгадают героев, учитель показывает картинки ёжика и лягушонка или игрушки.
Развитие зрительного восприятия букв Ж-Ш
Учитель: Ёжик и лягушонок подготовили для вас задание. Скажите, какую букву написал ёжик, а какую лягушонок? (учитель вывешивает на доску таблицу букв Ж и Ш)
Дети: Ж, Ш учитель: Правильно. Скажите, какие буквы мы будем учиться различать сегодня?
Дети: мы будем учиться различать буквы Ш и Ж. учитель: Правильно. Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами.
Дети: звуки [ш] и [ж].
Учитель: Почему рядом с буквой ш – звонок зачёркнут, а рядом с буквой Ж- звонок не зачёркнут.
Учитель: давайте вспомним, как можно определить звонкость и глухость согласного.
Учитель: Теперь положите ладонь на горлышко и произносите по очереди звуки [ш] и [ж]? При произнесении какого звука горлышко дрожит?
Дети: при произнесении звука [ж].
Учитель А при произнесении какого звука горлышко не дрожит?
Дети: при произнесении звука [ш].
Учитель Хорошо, значит, какой из них будет звонким, а какой глухим?
Дети: звук [ж] – звонкий, звук [ш] – глухой.
Дифференциация звуков [ш] - [ж] на слух
Учитель: - « А слышат ли ваши ушки» (У учащихся карточки со звоночком и с зачёркнутым звоночком.), если встретится звонкий согласный – показываете звоночек, глухой – зачёркнутый звоночек.
Читаю стихотворение «Телефон»
А потом позвонил крокодил
И со слезами просил.
Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше
-постой, не тебе ли на прошлой неделе
Я выслал две пары отличных калош?
-Ах те, что ты выслал на прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждём не дождёмся, когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину – дюжину
Новых и сладких калош.
Минутка чистописания
Учитель: Молодцы. Откройте тетради, запишите число и пропишите буквы Ш и Ж .
Учитель записывает на доске тему занятия «Шш - Жж». Ребята, а как вы думаете, почему именно ёжик и лягушонок будут героями занятия?
Дети:Потому что в их названии есть звуки [ш] и [ж].
Дифференциация звуков [ш] - [ж] на слух в слоговых рядах и воспроизведение их по памяти.
Учитель: А сейчас Ёжик и лягушонок приготовили для вас задание слоги прочитайте и запишите парами через тире.
Учитель: Хорошо, скажите, какое орфографическое правило повторяется в последнем слоговом ряду?
Дети: Жи-ши пишу с буквой «и».
Учитель: Скажите, какой гласный звук слышится в слогах «жи» - «ши»?
Дети: гласный [ы].
Учитель: Правильно, а какую гласную пишем?
Дети: гласную [и].
Учитель: Молодцы, поэтому мы и учим правило, что слоги «жи» - «ши» пишем с гласной [и], да? Ну-ка я посмотрю, все ли правильно написали.
Физкультминутка
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке. (Ходьба на месте.)
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте и вертикальные движения ладонями перед собой)
А навстречу лягушонок, Скачет, вытянувши ножки.
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте.)
Под кусток и молчок. (Присесть и поднести указательный палец ко рту)
Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в словах.
Развитие навыков звукобуквенного анализа.
Учитель:Очень хорошо. Ёжик с лягушонком любят играть в школу.
Они записывают слова со звуками [ш] и [ж],но согласные убежали. Давайте поиграем вместе с ними и поможем им правильно вставить буквы в слова. Выходите к доске.
Слова : …апка, ….аба, …убка, …учок.
Дети выходят к доске называют правило постановки букв. Дети:н.р- слово «шапка», слышу согласный глухой звук ш- пишу букву Ш.
Самостоятельно: А герои нашего урока приготовили вам ещё одно задание. Вставьте пропущенные буквы в предложение.
Дру…ок и Пу..ок . …ивут мирно.
Проверка.
Подведение итогов занятия:
Учитель: Замечательно, ребята! Итак, какие буквы мы повторили?
Дети: Ш, Ж
Учитель:Правильно. Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами.
Дети: звуки [ш] и [ж].
Учитель: Охарактеризуйте звук Ж .
Дети: Звук Ж – согласный, твёрдый, звонкий.
Учитель: Охарактеризуйте звук Ш.
Дети: Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой.
Рефлексия:
Учитель: Правильно! Вспомните героев занятия.
Дети: ёжик и лягушонок
Учитель: Молодцы! Я вам раздаю картинки с нарисованной лесенкой. Нарисуйте себя на одной из трёх ступенек: Я работал отлично, я работал хорошо, я буду стараться. Сдайте лесенки. Вы сегодня хорошо поработали, хотя и допускали ошибки. Но ёжику и лягушонку понравилось с вами играть и в подарок они дарят вам свои портреты, которые вы сможете раскрасить. Спасибо.