Организационная информация |
Ф.И.О учителя – логопеда /категория | Гордова Елена Николаевна |
Логопедическое заключение | Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР |
Тип/продолжительность занятия | Получение знаний, выработка умений и навыков. Занятие в системе образовательных мероприятий. 40 мин |
Раздел (этапы программы) | «Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам» рабочей программы логопедических занятий с обучающимися вторых классов. |
Организация образовательного пространства |
Ресурсы: Основные Дополнительные | Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Логопедический кабинет, презентация, демонстрационный материал, книжка – помощница на каждого ребёнка с приложениями, карточки с индивидуальными заданиями, звуковая дорожка, предметные картинки, цветные карандаши, зеркала |
Методическая информация |
Тема занятия | Дифференциация звуков Ж – Ш в слогах, словах и предложениях «Зайчонок Тошка» |
Цель занятия | Формирование умений и навыков обучающихся в дифференциация звуков и букв[ж] - [ш] в слогах, словах и предложениях. |
Задачи занятия | Образовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные |
| 1. Формировать познавательную мотивацию 2. Совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков «Ш и Ж» 3. Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание правильной артикуляции звуков «Ш-Ж». Закрепление правильного произношения звуков в речи | 1. Развивать фонематический слух 2. Учить различать звуки устно и на письме, обогащать словарь 3. Развитие зрительного восприятия, моторных навыков 4. Закреплять знания языковых норм, тренировать в составлении предложений, закреплять знания норм орфографии | 1. Воспитывать культуру речевого общения. 2. Формировать функции контроля и самоконтроля. 3. Воспитывать положительное отношение к занятию, нравственные качества, желание помочь другим. |
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений |
Универсальные учебные действия | Личностные УУД: 1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности. 2. Формирование интереса к учебному материалу. 3. Адекватность оценки действий Регулятивные УУД: 1. Формирование умения определять цель деятельности на занятии. 2. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. 3. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом. 4. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 5. Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя - логопеда и товарищей. 2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: 1.Формирование умения на основе анализа делать выводы. 2. Формирование умения обобщать |
Планируемые результаты | Личностные УУД: Мотивация учебной деятельности, развитие познавательного интереса к обучению; Мотивация учебной деятельности, активизация самостоятельности, интереса к способу действий; Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности; Предметные результаты: -уметь различать звуки и буквы [ш] – [ж] в слогах, словах, предложениях. - уметь правильно обозначать буквы «ш»- «ж» на письме. Метапредметные УУД: Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; - устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели; Познавательные: - уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; - уметь выделять формальную структуру задачи. Коммуникативные: - участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; - осуществление совместной деятельности. |
Оценка результатов деятельности ученика | Научить: соотносить результат с поставленной целью, оценивать результат учебной деятельности поэтапно, уметь сформулировать на какой «лесенке успеха» находится, уметь вербализировать свое эмоционально-личностное отношение к занятию |
Самооценка учителя по уроку | Самоанализ, выводы, ошибки и успехи, внесение необходимых изменений в технологическую карту занятия |
Этап занятия | Длительность этапа | Методы и приёмы работы | Формы организации | Деятельность Учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Этап мотивации | 3 мин | Словесные | Фронтальная, индивидуальная | Организационный момент. Проверка готовности детей к занятию; эмоциональный настрой на занятие Здравствуйте ребята! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и волшебство. Выдохните через рот все огорчения и обиды. Я «соберу» все огорчения в шкатулку. Давайте будем играть, и узнавать новое. Мы сегодня отправимся в волшебную сказку. Но нам надо подготовиться к трудному путешествию. Посмотрите на картинки. В них таится секрет. Что это за секрет? В них спрятались буквы Ж – Ш (слайд 2,3). | Дети готовятся к занятию Приветствуют логопеда Слушают логопеда, затем оценивают состояние своего настроения на начало занятия. Поиск картинок-отгадок. | Личностные: мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. |
Этап актуализации знаний | 2 мин | Практические, совместная деятельность | Фронтальная, индивидуальная | Сообщение темы занятия. (слайд 4). - Из каких звуков состоят буквы Ж – Ш? - Дайте характеристику звукам [ж] - [ш] (слайд 5,6). - Какой буквой обозначается звук [ж] ? - А звук [ш]? Давайте рассмотрим эти буквы. - Из каких элементов они состоят и на что похожи. Буква Ж Эта буква широка. И похожа на жука. И при этом, точно жук. Издаёт жужжащий звук: ж-ж-ж-ж-ж Буква Ш Посмотри на букву Ш. Буква очень хороша. И шумит, и шелестит, Как зелёная листва: ш-ш-ш-ш-ш - Ребята, напомните, чем отличаются буквы от звуков? - Ребята, вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на занятии? | Отвечают на вопросы логопед. Дают характеристику звуков. Произносят звуки, проверяя работу голосовых связок тыльной стороной ладони, приложенной к горлу.
Составляют буквы из элементов
Делают глубокий вдох и на выдохе произносят звуки [ж] - [ш] глядя на экране Звуки мы слышим и произносим, буквы видим, пишем и читаем
Мы будем учиться различать звуки [ж] - [ш]. | Личностные: активизировать самостоятельность; интерес к способу действий. Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения. Регулятивные: осуществлять самоконтроль. |
Введение в тему занятия | 2 мин | Практические | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | К нам пришла гостья, догадайтесь кто это? Кто носки внучатам свяжет, Сказку старую расскажет, С медом даст оладушки? – Это наша…Бабушка Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед — Мой родной, любимый …..Дедушка Артикуляционная гимнастика. К ним толстые внуки приехали в гости. С ними худые – лишь кожа, да кости. Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. Поцеловать они всех потянулись. Блюдца поставили – положили блины нам. Дуем на блинчик, Блинчик жуём, завернём и прикусим, Блинчик с вареньем малиновым вкусный. Чашки поставим, чтоб чаю налили, На нос подули – мы чай остудили. Чаю попили – никто не обижен Вкусный был завтрак, мы губки оближем | Отгадывают загадки Выходят к доске два ребёнка, надевают маски: бабушка и дедушка. Логопед читает, дети повторяют артикуляционную гимнастику, имитируя движения . | Личностные: развитие познавательного интереса к обучению. Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу в своей деятельности Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. |
Операционно-исполнительский этап | 5 мин | Наглядно-демонстрационные, проблемный | Фронтальная, индивидуальная Фронтальная, индивидуальн | Проработка темы занятия У вас на столах лежат книжки. Это не простые книжки, а волшебные. Они нам помогут во время путешествия. Приложение 1 Откройте первую страницу. Здесь находятся буквы. Сделаем их волшебными. Приложение 2 Путешествовать мы будем не одни. А вот с кем, сейчас узнаем. Откройте следующую страницу. Зачеркните буквы Ж – Ш. Составьте слово из тех букв, которые остались? ЗАЙКА. Приложение 3 (слайд 7) Ребята! Буквы Ж – Ш поведут нас в волшебную сказку. И чтобы войти туда, надо наполниться волшебной силой (слайд 8). Дифференциация Ж – Ш в слогах Мы оказались с вами в сказочном лесу. А вот и наш зайчик (слайд 9). - Жил – был зайчик. Звали его Тошка. Он был всем недоволен. Идёт по дороге и бормочет: Ша – жа жа – ша Шо – жо ………..а дальше забыл. Помогите зайке продолжить слоговые дорожки. | Выполнение действий по инструкции. Закрашивают буквы синим цветом. Составляют слова Работа над выработкой воздушной струи – вдох носом, выдох ртом Продолжают слоговые дорожки глядя на экране | |
Этап объяснения (добывания) нового знания | | Практические, наглядно – демонстрационные логические (аналитико-синтетические) | Фронтальная | Молодцы! Хорошо у нас получилось. А зайчик всё равно недоволен. Вдруг откуда не возьмись, летит ворона - Каркуша (слайд 10). - Ты, что заяц такой хмурый? - Тоска меня взяла, ничего интересного вокруг не вижу. - Ты, что заяц! Я по лесу почту разношу, столько интересного встречаю. Вот тебе конверт. Открой его. Открыл заяц конверт и ничего не может понять. Ребята! Помогите Тошке. (слайд 11). Бежит по сторонам не глядит, чуть в паутину не угодил. На паутине дядюшка Шнюк (слайд 12). - Добрый день, сосед! - Ничего в нём доброго нет – тоска зелёная. - А давай, я научу тебя в моих узорах, разбираться, которые я делаю из паутины. (слайд 13). - Угадай, кто запутался в моей паутине? Ребята! Помогите зайцу. | Работа по развитию фонематического слуха. Работа с картинками Игра: «Что лишне и почему?» Выбирают картинки, в названиях которых есть звуки [ж] - [ш]. Работа по развитию целостного зрительного восприятия. Игра «Кто запутался в паутине?» | |
Этап объяснения (добывания) нового знания | | Практические, наглядно – демонстрационные логические (аналитико-синтетические) | Фронтальная | Откройте следующую страницу нашей волшебной книги. Приложение 4 Ребята! Помогите Тошке определить место звуков в слове. - Понравилось тебе косой в интересную игру? - Ах! Махнул заяц лапой и побежал прочь. - Как только тебе не надоедает целый день нитки путать? Тоска зелёная. - Это у тебя тоска зелёная, а у нас на болоте квультурный отдых. Ребята! Кто это? (слайд 14). Лягушка – квакушка. Физминутка. Нам лягушки – квакушки исполнять кваканье. Но вот беда, лягушки разбежались, кто куда. Найдите их и поместите на нотках. Приложение 5 На болоте две подружки, Две зелёные лягушки. Утром умывались Полотенцем растирались Ножками топали, Лапками хлопали Вправо – влево наклонялись И обратно возвращались. | Работа по развитию навыков звукового анализа Выполнение действий по инструкции. Выполнение действий по инструкции. Даются пустые нотки, дети ищут по классу лягушек и помещают их на нотки. | Регулятивные: развивать саморегуляцию. Личностные: осознавать важность сохранения и укрепления здоровья. |
Самостоятельная работа с самопроверкой | 10 мин | Практические, проблемные | Фронтальная | Расселись лягушки по местам (показать на ноты) и стали квакать так громко и непонятно, что даже первый звуки в словах песни терялся. Ребята! Верните буквы в слова. Приложение 6. - Ой! Концерт какой то мокрый заплакал от обиды заяц. Лапой махнул и в лес побежал. Бежит Тошка по тропинке. Вдруг шишка стукнула по макушке ему. Задрал заяц голову и увидел белочку Пушистый хвост (слайд 15). - Ты, что, со скуки шишками бросаешься? - Какая скука. Едва успеваю вертеться: грибов насуши, орехов нарви, шишки собери, в кладовую унеси. Мне скучать некогда. Решил заяц на дерево залезть, интерес поискать. А белка рассмеялась. - Смешной ты, интерес в себе искать надо! Тогда и скучать некогда будет. Вот тебе стишок, попробуй прочитать и на вопросы отвечать. Ребята, а вы поможите зайчику Приложение 7. Откройте следующую страничку нашей волшебной книжки. - Какие слова со звуками [ж] - [ш] ты услышал, запомнил? (слайд 16) Прослушайте предложения. Выберите из данных картинок одну, подходящую по смыслу. Приложение 8. | Выполнение самостоятельной работы Работа над дифференциацией звуков [ж] - [ш] на уровне слова. Игра "Определи первый звук в слове" Выделяют звуки в словах. Работа со словами-паронимами Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами Составление предложений По ходу работы дети обращают внимание на правописание Жи – Ши и проверку звука [ж] в словах: дорожка, дождь, пирожки | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме |
Рефлексия. Включение нового в систему знаний. | 5 мин | Словесные | Фронтальная, индивидуальная | - А зайчик, всё бурчит и бурчит. Тут из норки мышонок выскочил (слайд 17). - Ты, что бурчишь заяц? - Белка насмехается, говорит, что интерес в себе надо искать. А где же он прячется? Может в ушах или в хвосте? - А ты как думаешь, мышонок? - В руках и голове! - Как это? - Если руки, да голова делом заняты, то и скучать некогда. Прояви интерес к делу и скука пройдёт, вместе с тоской зелёной. Ребята! Сказка подошла к концу, волшебная сила наша иссякла, мы снова в обычном мире. Молодцы! как много всего вы умеете! Вы справились со всеми заданиями. - Над какими звуками мы сегодня работали? - Чем сходны эти звуки, и чем они различаются? - Что вам больше всего понравилось? - Какую цель мы ставили перед собой? - Как вы считаете, достигли ли мы цели? Вы были заняты интересным, полезным делом. Если вам понравилась волшебная сказка, и вы не скучали, найдите на картинке «Ёжик» и обведите цветными карандашами те предметы, в названии которых слышатся звуки [ж] - [ш]. А если кому то было скучно и не понравилась сказка, то обведите предметы тёмными цветами. До свидания. Спасибо за занятие. | Оценивают состояние своего настроения в конце занятия Дети прощаются, уходят. | Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: уметь выделять и формулировать то, что усвоено, уметь определять качество и уровень усвоения знаний. Познавательные: закреплять навыки рефлексии. . |