Цель: Совершенствование навыка дифференциации звуков и букв Ч-Щ. Задачи: Образовательные: 1.Учить различать звуки и буквы Ч-Щ в слогах, словах и предложениях. 2.Повторить правило написания слогов: ча - ща, чу - щу. 3.Уточнить и расширить словарь за счет введения новых слов (часовщик, прищурив…) 4.Прививать интерес к нормам литературного произношения и правилам русского языка. Коррекционно-развивающие: 1.Закрепить правильную артикуляцию звуков «Ч» и «Щ». 2.Развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов со звуками «Ч» и «Щ». 3.Развивать зрительное и слуховое восприятие. 4.Развивать целостность восприятия. 5.Развивать зрительное и слуховое внимание. Воспитательные: 1.Формировать навык аккуратного письма. 2.Формировать уважительное отношение к отвечающим. Оборудование: Предметные картинки, карточки с буквами и словами, мяч, сказочные персонажи. Ход занятия: Орг.момент (звучит музыка) Доброе утро, ребята! В эфире программа «Улица Сезам». Я очень рада, что вы приняли мое предложение и согласились участвовать в нашей программе. У нас сегодня в гостях сказочные персонажи. Вы их узнали? Назовите их. (Буратино, Мальвина, черепаха Тортила). Из какой сказки эти герои? («Золотой ключик или приключения Буратино»). Наши гости пришли не с пустыми руками, они принесли много интересных заданий. Вот первое задание: 1. Игра «Смешной портрет». Ребята, посмотрите, у вас на партах лежат конвертики, в них лежат карточки. Из них вы будите составлять портреты сказочных героев. У кого какой портрет получился? (Красная Шапочка, доктор Айболит, Антошка, Карлсон, Гномик). Какое настроение у сказочных героев? А у вас какое настроение? Я рада, что вы пришли на занятие с хорошим настроением. 2.Сообщение темы занятия. Ребята, послушайте загадки: «Кто же ходит в каменной рубахе? В каменной рубахе ходит…(ЧЕРЕПАХА)» Какой звук слышим вначале слова? («Ч») «Капризные сандалии Однажды мне сказали: Боимся мы щекотки Большой сапожной…(ЩЕТКИ)» Какой звук слышим вначале слова? («Щ») Как вы уже догадались, сегодня, мы будем учиться различать звуки и буквы «Ч», «Щ» в слогах, словах и предложениях. Основная часть. 1.Уточнение артикуляции звуков «Ч» И «Щ». Какое сейчас время года? (весна) Какое время года было до весны? (зима) Какое время года будет после весны? (лето) Как летом стрекотали на лугу кузнечики? (ч – ч – ч ). Что делают наши губы? (слегка выдвинуты вперед). Что делает язычок? (кончик языка стучит в небо за верхними зубами, затем отходит назад к бугоркам). Звук «Ч» долгий или краткий звук? Звук «Ч» - краткий звук. Как шипит масло на сковороде? ( щ – щ – щ ). Что делают наши губы? (слегка выдвинуты вперед и немного улыбаются). Что делает язычок? (кончик языка поднят к бугоркам, образуя в этом месте щель). Звук «Щ» долгий или краткий звук? Звук «Щ» – долгий звук. 2.Характеристика звуков и уточнение буквы Дайте характеристику звуку «Ч»: «Ч» – согласный, шипящий, глухой, мягкий звук. Наглядность на А4 «Чч» Дайте характеристику звуку «Щ»: «Щ» – согласный, шипящий, глухой, мягкий звук. Наглядность на А4 «Шш» 3.Проговаривание слогов. (с мячом) Ребята, я буду говорить слог со звуком «Ч», а вы будите говорить со звуком «Щ» и наоборот. Ча - ща ща - ча ач - ощ ащ - ач Чо - що що - чо оч - ощ ощ - оч Чу - щу щу - чу уч - ущ ущ - уч Чи - щи щи - чи ич - ищ ищ - ич Че - ще ще - че еч - ещ ещ - еч 4.Игра «Определи, какой звук в слове, покажи нужную букву». Ребята, я буду показывать картинки, а вы должны поднять карточку с буквой, которая есть в этом слове. Картинки: бабочка, чеснок, щука, грач, щетка, кузнечик, ласточка, ящик, часы, клещи. 5.Игра «Найди буквы». Найдите буквы «Ч» и «Щ». Букву «Ч» - подчеркните, а букву «Щ» - зачеркните. Сколько букв «Ч» подчеркнули? Сколько букв «Щ» зачеркнули? 6.Игра «Закончи слово». а) Ребята, давайте вспомним, как пишутся слоги ча- ща.(повторение правила). Я буду говорить начало слова, а вы должны добавить слоги «ча» или «ща» и записать их. Откройте тетради, запишите число и тему занятия. Ро - пи - све - ку - встре - ча - зада - гу - да – б) А теперь, вспомните, как пишутся слоги чу – щу.(повторение правила). Добавьте слоги «чу» или «щу» в конец слова и запишите их: Пи - кри - уго - встре - наве - та - то - кру - ле – 7.Физминутка. Игра «Делай то, что слышишь, а не то, что видишь». 8.Игра «Внимательный почтальон». а) Ребята, на доске висят почтовые ящики с буквами «Ч» и «Щ». На партах лежат карточки-письма со словами. В них пропущены буквы «Ч» или «Щ». Надо вставить нужную букву и отнести в почтовый ящик с этой же буквой. Мы разделимся на две команды. Победит та команда, которая правильно выполнит все задание: Све.а .енок клю. ро.а .удо ово.и зада.а .ука мя. я.ик .еснок ве.и б) Массаж пальчиков. Возьмите коврик в правую руку и пальчиками левой руки проведите по коврику 10 раз. Переложите коврик в левую руку и пальчиками правой руки, проведите по коврику 10 раз. А теперь, давайте запишем эти слова в тетрадь в 2 столбика. В 1 столбик с буквой «Ч», во 2 столбик с буквой «Щ». 9. Игра «Найди слова». На карточках буквы. Среди букв найди слова: Вдокабачокфлуричесноквяблукротпарепангшек Как назвать одним словом? (овощи). 10. Игра «Точки». Ребята, мы будем зашифровывать слова. Я буду загадывать загадки, а вы в словах - отгадках поставьте столько точек, сколько букв вы бы написали в слове, а «Ч» и «Щ» будем писать буквами. «Хвостиком виляет, зубаста, а не лает». (Щука) «Из горячего колодца через нос водица льется». (Чайник) «Мой хвост не отличишь от головы. Меня всегда в земле найдете вы ». (Червяк) «Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, А ниточка в реке». (Удочка) «Где жили первобытные люди?» (Пещера) «Нахмурится, насупится, В слезы ударится – Ничего не останется». (Туча) «Мы ходим ночью, ходим днем, Но никуда мы не уйдем. Мы бьем исправно каждый час, Но вы, друзья, не бейте нас». (Часы) «Кто меня назвать не сможет? Я на ежика похожа, Я от пыли и от пятен Охраняю ваше платье». (Щетка) 11. Игра «Любимая буква». Ответь на мои вопросы словами, начинающимися на букву «Ч» или «Щ»: - Назовите сказочных героев? (Чебурашка, Чиполлино, Щелкунчик, черепаха Тортилла) - Назовите птиц? (Чиж, чайка, чибис, щегол) - Назовите животных? (Щука, щенок, черепаха, червяк) - Назовите города? (Щелково, Чебоксары, Чикаго, Челябинск, Чита) - Что вы любите кушать? (Щи, щербет, чипсы, чебуреки, чупа-чупс) - Что вы любите делать? (Читать, чихать, чистить, чесаться, щебетать, щекотать, щипать, щуриться) - Назовите деревья или растения? (Черемуха, щавель, черешня) 12. Работа со скороговоркой. «Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас». Кто такой часовщик? Что значит «прищурив»? Давайте произнесем эту скороговорку. 13. Работа с текстом. (Делимся на 2 группы) Открыли книги «Читаем сами» на странице 25. Найдите текст «Ласточка». Прочитайте текст, найдите слова со звуком «Ч» и «Щ». Прочитать вслух найденные слова. Подведение итогов. Над чем мы сегодня работали? Какие звуки и буквы учились различать? А теперь, от наших гостей сюрприз! |