Цель: Научить различать звуки Ч, Ц в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух, речеслуховое внимание, речевое чутье.
Оборудование: Картинки, мяч, профили звуков, зеркала, цифры, символы букв Ч и Ц, перфокарты, веера согласных букв, музыкальные записи.
Ход занятия.
I. Организационный момент (кинезиологические упражнения).
Упражнение на концентрацию внимания « Монетка»: вдох - задержка дыхания( ощутить горячую монетку на ладошке) - выдох. На выдохе обеими руками начертить геометрические фигуры. Прав рука- квадрат, левая рука — круг.
Назвать по одному слову на звуки Ц и Ч и занять свои места. II. Характеристика звуков Ч и Ц. (зеркала)
Задание: дать характеристику звукам, найти общие признаки и различия.
Понаблюдать за артикуляцией звуков в зеркала.
- А что вам напоминают письменные буквы? «Ч» похожа на чайку, «Ц»- на цепь.
III. Работа с веерами букв.
Выделение звуков из слогов, слов.
(просигналить веером, какой звук слышится в слове Ч или Ц)
IV. Работа с цифровым рядом.
(Перед учениками цифры:от 1 до 10. Выдвигается нужная цифра.)
-На каком месте звук Ч в слове очки,цепочка..?
-На каком месте звук Ц в слове цапля, цепочка.?
V.Игра «Шифровальщик»
Зашифровать слова значками. Вместо буквы Ч — треугольник, вместо Ц - квадрат. (число, очки, цепь, птенцы, солнце)
VI. Работа со словосочетаниями.
К словам пункта а) подобрать слова, из п. б) составить словосочетания
а) черная, горячая, чудесная, чуткое;
б) сердечко, сказочка, яичница, курица.
VII. Развитие речеслухового внимания.
Прослушать песенку Водяного (из мультфильма «Летучий корабль») и назвать слова, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл и правописание.
«Внутри меня водица, ну что с таким водиться.»
водица-водиться, косица-коситься
Объяснить смысл слов. Придумать предложения с этими словами.
VIII. Словоизменения.
Задание: изменить слово, чтобы появился звук Ч
(с перекидыванием мяча)
а).кольцо - колечко зубец - зубчатый
мелко - мельче резко - резче
б) повторить: лиса -лисичка - лисица, вода - водичка - водица,
лук - луковичка - луковица, лиса - лисичка- лисица.
IX. Вставить буквы Ч и Ц в слова (работа с карточками).
Самостоятельная работа по перфокартам.
X. Графический диктант
Задание: изобразить слово линией, разделить его на слоги и указать в каком слоге пишется буква Ц или Ч.
Например: яичница __/___/__ч__/___ц__
XI. Деформированные предложения.
Задание: составить предложение из слов.
Охотилась, курицу, на, лисица. Волчица, играть, волчата, с.
XII. Игра «Поезд».
Рассадить животных по вагонам: со звуком Ц - в первый, звуком Ч - во второй.
Все вместе проверяем.
XIII. Итоги
Оценка работы учащихся, награждение.
XIV. Рефлексия.
Литература:
-
«Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов», Ефименкова Л.Н., М, «Просвещение», 1991 г.
-
«Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», И.Н. Садовникова, М,1995 г.
-
«Развитие познавательной деятельности у детей», С.В. Коноваленко, М, 2000 г.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему:«Дифференциация Ц-Ч в словах, словосочетаниях,предложениях» »
Открытый урок на тему:
«Дифференциация Ц-Ч в словах, словосочетаниях, предложениях»
Подготовила:
Учитель-логопед И.В. Молодид
МАОУ СОШ №28,
г. Балаково, Саратовской обл.
Цель: Научить различать звуки Ч, Ц в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух, речеслуховое внимание, речевое чутье.
Оборудование: Картинки, мяч, профили звуков, зеркала, цифры, символы букв Ч и Ц, перфокарты, веера согласных букв, музыкальные записи.
Ход занятия.
I. Организационный момент (кинезиологические упражнения).
Упражнение на концентрацию внимания « Монетка»: вдох - задержка дыхания( ощутить горячую монетку на ладошке) - выдох. На выдохе обеими руками начертить геометрические фигуры. Прав рука- квадрат, левая рука — круг.
Назвать по одному слову на звуки Ц и Ч и занять свои места. II. Характеристика звуков Ч и Ц. (зеркала)
Задание: дать характеристику звукам, найти общие признаки и различия.
Понаблюдать за артикуляцией звуков в зеркала.
- А что вам напоминают письменные буквы? «Ч» похожа на чайку, «Ц»- на цепь.
III. Работа с веерами букв.
Выделение звуков из слогов, слов.
(просигналить веером, какой звук слышится в слове Ч или Ц)
IV. Работа с цифровым рядом.
(Перед учениками цифры:от 1 до 10. Выдвигается нужная цифра.)
-На каком месте звук Ч в слове очки,цепочка...?
-На каком месте звук Ц в слове цапля, цепочка...?
V.Игра «Шифровальщик»
Зашифровать слова значками. Вместо буквы Ч — треугольник, вместо Ц - квадрат. (число, очки, цепь, птенцы, солнце)
VI. Работа со словосочетаниями.
К словам пункта а) подобрать слова, из п. б) составить словосочетания
а) черная, горячая, чудесная, чуткое;
б) сердечко, сказочка, яичница, курица.
VII. Развитие речеслухового внимания.
Прослушать песенку Водяного (из мультфильма «Летучий корабль») и назвать слова, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл и правописание.
«Внутри меня водица, ну что с таким водиться...»
водица-водиться, косица-коситься
Объяснить смысл слов. Придумать предложения с этими словами.
VIII. Словоизменения.
Задание: изменить слово, чтобы появился звук Ч
(с перекидыванием мяча)
а).кольцо - колечко зубец - зубчатый
мелко - мельче резко - резче
б) повторить: лиса -лисичка - лисица, вода - водичка - водица,
лук - луковичка - луковица, лиса - лисичка- лисица.
IX. Вставить буквы Ч и Ц в слова (работа с карточками).
Самостоятельная работа по перфокартам.
X. Графический диктант
Задание: изобразить слово линией, разделить его на слоги и указать в каком слоге пишется буква Ц или Ч.
Например: яичница __/___/__ч__/___ц__
XI. Деформированные предложения.
Задание: составить предложение из слов.
Охотилась, курицу, на, лисица. Волчица, играть, волчата, с.
XII. Игра «Поезд».
Рассадить животных по вагонам: со звуком Ц - в первый, звуком Ч - во второй.
Все вместе проверяем.
XIII. Итоги
Оценка работы учащихся, награждение.
XIV. Рефлексия.
Литература:
«Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов», Ефименкова Л.Н., М, «Просвещение», 1991 г.
«Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», И.Н. Садовникова, М,1995 г.
«Развитие познавательной деятельности у детей», С.В. Коноваленко, М, 2000 г.