УТВЕРЖДЕНО
  на педсовете
  Протокол № ___ от _______
 
 
 
 
 
 
 индивидуальная образовательная
 адаптированная программа
 по математике
 ученицы 1 класса
 ___________________________________
 индивидуальное обучение: дом
 
 
 
 
 количество часов в неделю: 2  
 всего часов за год: 68  
    
 программное обеспечение:
 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 0-4 классы.-3-е издание, исправленное М «Просвещение», 2011 г.
 учебно-метод. обеспечение:  
   Учебник «Математика» для 1 класса (в 2 частях) специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автора Т.В Алышевой, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва «Просвещение», 2010 г.
 
 
 
 учитель:  
  
 
  
 
  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0 - 4 классы» под редакцией И. М. Бгажноковой, 2011г.  с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ. Настоящая программа составлена на 68 часов(2 часа  в неделю) в соответствии с учебным планом школы.   
 Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной коррекционной школе 8 вида.
 Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
 Цель:
  -социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
 Задачи:
  -формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
  -максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
  -воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
  Программа составлена с учетом уровня развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включены коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
 Основным видом организации учебного процесса является урок.  
 Формы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые.
  
 Содержание и тематика уроков должны быть тесно связаны с содержанием уроков занимательного труда, живого мира, изобразительной деятельности и реальным жизненным опытом ребенка.  
 
 
  Пропедевтика
  Представления о величине: большой — маленький (больше — меньше, одинаковые (равные) по величине). Сравнение предметов по размеру: высокий — низкий (выше — ниже, одинаковые (равные) по высоте), широкий — узкий (шире — уже, одинаковые (равные) по ширине), толстый — тонкий (толще — тоньше, одинаковые (равные) по толщине), глубокий — мелкий (глубже — мельче, одинаковые (равные) по глубине). Сравнение по величине и размеру 2—4 предметов.
  Представления о массе: тяжёлый — лёгкий (тяжелее — легче, одинаковые (равные) по тяжести, такой же тяжести). Сравнение по массе 2—4 предметов.
  Количественные представления: мало, много, столько же, несколько, немного, одинаковое количество (поровну). Изменение количества (на примере работы с предметами, сыпучими и жидкими веществами). Сравнение количества предметов путём установления взаимно-однозначного соответствия: больше, меньше; одинаковое, равное количество; столько же, лишние, недостающие предметы.
  Временные представления. Времена года: зима, весна, лето, осень. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Неделя (7 суток), дни недели. Вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно, быстро, медленно, рано, поздно.
  Возраст: молодой — старый (моложе — старше).
  Пространственные представления: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, далеко — близко, рядом, между, около, в середине, на, в, над, под, перед, за, напротив.
  Расположение на листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, в середине (в центре), правый нижний, правый верхний, левый нижний, левый верхний углы.
  Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.
  Геометрические материалы: шар, куб, брус; круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Составление геометрических фигур, разрезанных на несколько частей (по упрощённой схеме). Составление геометрических фигур из счётных палочек.
  Нумерация
  Отрезок числового ряда 1—10. Число и цифра 0.
  Образование, чтение, запись чисел первого десятка.
  Счёт в прямой и обратной последовательности, количественный и порядковый в пределах 10. Соотношение количества, числа и цифры. Место числа в числовом ряду. Число предшествующее (предыдущее), следующее за (последующее).
  Счёт по 2, по 5, по 3 в пределах 10.
  Сравнение чисел: больше, меньше, равные. Количество лишних, недостающих единиц в двух сравниваемых числах без обозначения знаком.
  Состав чисел первого десятка. Соотношения: 10 ед. = = 1 дес, 1 дес. = 10 ед.
  Единицы измерения и их соотношения
  Единицы измерения стоимости: рубль, копейка. Обозначение: 1 р., 1 к. Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 1 к., 5 к., 10 к.; бумажная купюра: 10 р. Замена нескольких монет по 1р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной купюрой 10 р.; размен монет достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной купюры 10 р. по 1 р. (1 к.) и другими возможными способами (не более трёх монет).
  Арифметические действия
  Сложение и вычитание в пределах 10. Взаимосвязь сложения и вычитания.
  Знаки +, -, =. Таблицы сложения и вычитания.
  Называние компонентов и результатов действий сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование).
  Решение примеров на сложение и вычитание, требующих выполнения двух действий (одинаковых и разных).
  Арифметические задачи
  Простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка).
  Распознавание условия, вопроса, решения и ответа задачи. Выделение числовых данных в задаче. Запись решения. Наименования при записи решения. Формулировка ответа (устно).
  Геометрический материал
  Точка, прямая и кривая линии, отрезок.
  Ознакомление с линейкой как чертёжным инструментом. Построение произвольной прямой с помощью линейки; изображение точки, кривой линии. Построение прямой через одну и две точки.
  Обводка геометрических фигур по контуру, шаблону и трафарету. Штриховка, закрашивание по заданию (в разных направлениях).
 Программа содержит перечень рекомендуемых практических работ по каждому классу, которые можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
 
 
 Программа содержит перечень рекомендуемых практических упражнений по каждому классу, которые можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.  
 Рекомендуемые практические упражнения
  Получение любого числа в пределах10 с помощью раздаточного материала. Узнавание чисел на телефоне, пульте от телевизора.
  Разложение группы предметов на 2 части разными способами. Запоминание таблиц по составу.
  Упражнения по размену монет достоинством 2р., 5р., 10р., купюры 10р.
  Узнавание и называние геометрических форм в окружающих предметах.
  Знакомство с календарём: дни недели.
 Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:
 - о цвете, величине, размере, массе, форме предметов;
 - о положении предметов в пространстве и на плоскости;
  - о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней);
 - о числах 1—10 и числе 0;
 - о количественном и порядковом счёте;
 - о единицах стоимости: рубль, копейка; о монетах: 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 1 к., 5 к., 10 к., о бумажной купюре 10р.;
 - об арифметических действиях (сложение и вычитание), знаках +, -, =;
 - о переместительном свойстве сложения;
 - о составе чисел первого десятка из двух чисел;
 - о геометрических формах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, точке, прямой и кривой линиях, отрезке; кубе, шаре, брусе.
 Основные требования к умениям учащихся  
 Учащиеся должны уметь:  
 1-й уровень
 - сравнивать по цвету, величине, размеру, массе, форме 2—4 предмета;
 - сравнивать предметы по одному и нескольким признакам;
 - называть положение предметов на плоскости и в пространстве относительно себя, друг друга; показывать на себе положение частей тела, рук и т. д.;
 - изменять количество предметов, устанавливать взаимно-однозначное соответствие;
 - образовывать, читать и записывать числа 0, 1—10;
 - считать в прямом и обратном порядке по единице, по 2, по 5, по 3 в пределах 10;
 - оперировать количественными и порядковыми числительными;
 -заменять 10 единиц 1 десятком (1 дес. = 10 ед.);
 -сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять недостающие, убирать лишние предметы;
 -решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, требующие выполнения одного и двух действий;
 - пользоваться переместительным свойством сложения;
 - пользоваться таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых;
 - пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
 - заменять несколько монет по 1р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной купюрой 10 р.; разменивать монеты достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажную купюру 10 р. по 1 р. (1 к.) и другими возможными способами (не более трёх монет);
  - решать простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в виде арифметического примера;
 - отображать точку на листе бумаги, на классной доске;
 - строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;
 - проводить прямую линию через одну и две точки;
 - обводить геометрические фигуры по контуру, шаблону и трафарету;
 2-й уровень
 - различать 2 предмета по цвету, величине, размеру, массе;
 - сравнивать предметы по одному признаку;
 - определять положение предметов на плоскости;
 - определять положение предметов в пространстве относительно себя;
 - образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
 - считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10 (счёт по 2, по 5, по 3 не обязателен); сравнивать группы предметов (называть и показывать лишние или недостающие не обязательно);
 - решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью счётного и дидактического материала;
 - пользоваться таблицей состава чисел (из двух чисел), таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
 - решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в виде арифметического примера (с помощью учителя);
 - заменять несколько монет по 1 р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной купюрой 10 р.; разменивать монеты достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажную купюру достоинством 10 р. по 1 р. (1 к.) (с помощью учителя);
 - строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию (не обязательно проводить прямую линию через одну и две точки);
 - обводить геометрические фигуры по трафарету.
 Календарно-тематическое планирование по математике
  (название предмета согласно учебного плана)
          |   Четверть   |    № темы   |    № урока   |    
     
     Тема урока   |    Контрольные  сроки   |    Учащиеся должен знать   |    Учащиеся должен уметь   |  
  |   1   |    1   |    1   |    Цвет, назначение предметов.   |    09   |    Цвета, назначение предметов.   |    Пользоваться нужными цветами.   |  
  |        |         |    2   |    Круг.   |    09   |    Понятие круга.   |    Находить круг среди других фигур.   |  
  |        |         |    3   |    Большой - маленький.   |    09   |    Понятие «большой – маленький».   |    Различать по размеру предметы.   |  
  |        |         |    4   |    Слева – справа.   |    09   |    Понятие «слева – справа».   |    Различать лево – право.   |  
  |        |         |    5   |    Квадрат.   |    09   |    Понятие квадрата.   |    Различать квадрат.   |  
  |        |         |    6   |    Вверху – внизу, на, над, под.   |    09   |    Понятие «вверху – внизу, на, над, под».   |    Различать вверху – внизу, на, над, под.   |  
  |        |         |    7   |    Длинный – короткий.   |    09   |    Понятие «длинный – короткий».   |    Различать предметы по длине.   |  
  |        |         |    8   |    Треугольник.   |    09   |    Понятие треугольника.   |    Находить треугольник среди других фигур.   |  
  |        |         |    9   |    Широкий – узкий.   |    09   |    Понятие «широкий – узкий».   |    Различать предметы по ширине.   |  
  |        |         |    10   |    Прямоугольник.   |    10   |    Понятие прямоугольника.   |    Находить прямоугольник среди других фигур.   |  
  |        |         |    11   |    Высокий – низкий.   |    10   |    Понятие «высокий – низкий».   |    Различать предметы по высоте.   |  
  |        |         |    12   |    Глубокий – мелкий.   |    10   |    Понятие «глубокий – мелкий».   |    Различать предметы по глубине.   |  
  |        |         |    13   |    Первый – последний, после, следом.   |    10   |    Понятие «первый – последний, после, следом».   |    Порядок расположения предметов.   |  
  |        |         |    14   |    Толстый – тонкий.   |    10   |    Понятие «толстый – тонкий».   |    Различать предметы по толщине.   |  
  |        |         |    15   |    Сутки: утро, день, вечер, ночь.   |    10   |    Понятие «сутки: утро, день, вечер, ночь».   |    Называть время суток.   |  
  |        |         |    16   |    Сегодня, завтра, вчера.   |    10   |    Понятие «сегодня, завтра, вчера».   |    Пользоваться понятиями «сегодня, завтра, вчера».   |  
  |        |         |    17   |    Тяжёлый – лёгкий.   |    10   |    Понятие «тяжёлый – лёгкий».   |    Различать предметы по тяжести.   |  
  |   
          |         |    18   |    Один – много, ни одного.   |    10   |    Понятие «один – много, ни одного».   |    Различать предметы по количеству.   |  
  |   2   |         |    19   |    Больше – меньше, столько же.   |    11   |    Понятие «больше – меньше, столько же».   |    Пользоваться понятиями «больше – меньше, столько же».   |  
  |        |         |    20   |    Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ.   |    11   |    Понятие «объёмов жидкостей, сыпучих веществ».   |    Уметь сравнивать объём жидкостей, сыпучих веществ.   |  
  |        |    2   |    21   |    Число и цифра 1.   |    11   |    Цифра 1.   |    Написание цифры 1.   |  
  |        |         |    22-23   |    Число и цифра 2.   |    11   |    Цифра 2. Состав числа 2.   |    Написание цифры 2.   |  
  |   
          |         |    24   |    Шар.   |    11   |    Понятие шара.   |    Находить шар среди других фигур.   |  
  |   
          |         |    25-27   |    Число и цифра 3.   |    12   |    Цифра 3. Состав числа 3.   |    Написание цифры 3.   |  
  |        |         |    28   |    Куб.   |    12   |    Понятие куба.   |    Находить куб среди других фигур.   |  
  |        |         |    29-31   |    Число и цифра 4.   |    12   |    Цифра 4. Состав числа 4.   |    Написание цифры 4. Решать примеры.   |  
  |        |         |    32   |    Брус.   |    12   |    Понятие бруса.   |    Находить брус среди других фигур.   |  
  |   3   |         |    33-34   |    Число и цифра 5.   |    01   |    Цифра 5. Состав числа 5.   |    Написание цифры 5. Решать примеры.   |  
  |        |         |    35   |    Точка, линия.   |    01   |    Понятие точки, линии.   |    Пользоваться линейкой. Начертить прямую.   |  
  |        |         |    36   |    Овал.   |    01   |    Понятие овала.   |    Находить овал среди других фигур.   |  
  |        |         |    37   |    Число и цифра 0.   |    01   |    Цифра 0.   |    Написание цифры 0. Решать примеры.   |  
  |        |         |    38-39   |    Число и цифра 6.   |    02   |    Цифра 6. Состав числа 6.   |    Написание цифры 6. Решать примеры.   |  
  |        |         |    40   |    Построение прямой линии через две точки.   |    02   |    Понятие прямой.   |    Пользоваться линейкой. Начертить прямую.   |  
  |        |         |    41-42   |    Число и цифра 7.   |    02   |    Цифра 7. Состав числа 7.   |    Написание цифры 7. Решать примеры.   |  
  |        |         |    43   |    Сутки, неделя.   |    02   |    Дни недели.   |    Правильно называть дни недели.   |  
  |        |         |    44   |    Отрезок.   |    03   |    Понятие отрезка.   |    Пользоваться линейкой. Начертить отрезок.   |  
  |        |         |    45-46   |    Число и цифра 8.   |    03   |    Цифра 8. Состав числа 8.   |    Написание цифры 8. Решать примеры.   |  
  |        |         |    47   |    Построение треугольника, квадрата, прямоугольника.   |    03   |    Геометрические фигуры.   |    Пользоваться линейкой. Начертить геометрические фигуры по точкам или шаблону.   |  
  |        |         |    48-49   |    Число и цифра 9.   |    03   |    Цифра 9. Состав числа 9.   |    Написание цифры 9. Решать примеры.   |  
  |        |         |    50   |    Мера длины – сантиметр.   |    03   |    Меру длины – сантиметр.   |    Пользоваться линейкой.   |  
  |   4   |         |    51-52   |    Число 10.   |    04   |    Состав числа 10.   |    Решать примеры и задачи в пределах 10.   |  
  |        |         |    53   |    Меры стоимости.   |    04   |    Меры стоимости.   |    Пользоваться деньгами.   |  
  |        |         |    54   |    Мера массы – килограмм.   |    04   |    Меру массы – килограмм.   |    Решать задачи.   |  
  |        |         |    55   |    Мера ёмкости – литр.   |    04   |    Меру ёмкости – литр.   |    Решать задачи.   |  
  |        |    3   |    56   |    Число 11.   |    04   |    Состав числа 11.   |    Решать примеры и задачи без перехода через десяток.   |  
  |        |         |    57   |    Число 12.   |    04   |    Состав числа 12.   |    Решать примеры и задачи без перехода через десяток.   |  
  |        |         |    58   |    Число 13.   |    04   |    Состав числа 13.   |    Решать примеры и задачи без перехода через десяток.   |  
  |        |         |    59   |    Число 14.   |    04   |    Состав числа 14.   |    Решать примеры и задачи без перехода через десяток.   |  
  |        |         |    60   |    Число 15.   |    05   |    Состав числа 15.   |    Решать примеры и задачи без перехода через десяток.   |  
  |        |         |    61   |    Число 16.   |    05   |    Состав числа 16.   |    Решать примеры и задачи без перехода через десяток.   |  
  |        |         |    62   |    Число 17.   |    05   |    Состав числа 17.   |    Решать примеры и задачи без перехода через десяток.   |  
  |        |         |    63   |    Число 18.   |    05   |    Состав числа 18.   |    Решать примеры и задачи без перехода через десяток.   |  
  |        |         |    64   |    Число 19.   |    05   |    Состав числа 19.   |    Решать примеры и задачи без перехода через десяток.   |  
  |        |         |    65   |    Число 20.   |    05   |    Состав числа 20.   |    Решать примеры и задачи без перехода через десяток.   |  
  |        |         |    66-67   |    Закрепление пройденного за год.   |    05   |    Пройденное за год.   |    Пройденное за год.   |  
  |        |         |    68   |    Контрольная работа за год.   |    05   |    Пройденное за год.   |    Пройденное за год.   |