УТВЕРЖДЕНО
на педсовете
Протокол № ___ от _______
индивидуальная образовательная
адаптированная программа
по математике
ученицы 1 класса
___________________________________
индивидуальное обучение: дом
количество часов в неделю: 2
всего часов за год: 68
программное обеспечение:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 0-4 классы.-3-е издание, исправленное М «Просвещение», 2011 г.
учебно-метод. обеспечение:
Учебник «Математика» для 1 класса (в 2 частях) специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автора Т.В Алышевой, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва «Просвещение», 2010 г.
учитель:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0 - 4 классы» под редакцией И. М. Бгажноковой, 2011г. с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ. Настоящая программа составлена на 68 часов(2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы.
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной коррекционной школе 8 вида.
Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
Цель:
-социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Задачи:
-формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
-максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
-воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
Программа составлена с учетом уровня развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включены коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Основным видом организации учебного процесса является урок.
Формы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые.
Содержание и тематика уроков должны быть тесно связаны с содержанием уроков занимательного труда, живого мира, изобразительной деятельности и реальным жизненным опытом ребенка.
Пропедевтика
Представления о величине: большой — маленький (больше — меньше, одинаковые (равные) по величине). Сравнение предметов по размеру: высокий — низкий (выше — ниже, одинаковые (равные) по высоте), широкий — узкий (шире — уже, одинаковые (равные) по ширине), толстый — тонкий (толще — тоньше, одинаковые (равные) по толщине), глубокий — мелкий (глубже — мельче, одинаковые (равные) по глубине). Сравнение по величине и размеру 2—4 предметов.
Представления о массе: тяжёлый — лёгкий (тяжелее — легче, одинаковые (равные) по тяжести, такой же тяжести). Сравнение по массе 2—4 предметов.
Количественные представления: мало, много, столько же, несколько, немного, одинаковое количество (поровну). Изменение количества (на примере работы с предметами, сыпучими и жидкими веществами). Сравнение количества предметов путём установления взаимно-однозначного соответствия: больше, меньше; одинаковое, равное количество; столько же, лишние, недостающие предметы.
Временные представления. Времена года: зима, весна, лето, осень. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Неделя (7 суток), дни недели. Вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно, быстро, медленно, рано, поздно.
Возраст: молодой — старый (моложе — старше).
Пространственные представления: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, далеко — близко, рядом, между, около, в середине, на, в, над, под, перед, за, напротив.
Расположение на листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, в середине (в центре), правый нижний, правый верхний, левый нижний, левый верхний углы.
Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.
Геометрические материалы: шар, куб, брус; круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Составление геометрических фигур, разрезанных на несколько частей (по упрощённой схеме). Составление геометрических фигур из счётных палочек.
Нумерация
Отрезок числового ряда 1—10. Число и цифра 0.
Образование, чтение, запись чисел первого десятка.
Счёт в прямой и обратной последовательности, количественный и порядковый в пределах 10. Соотношение количества, числа и цифры. Место числа в числовом ряду. Число предшествующее (предыдущее), следующее за (последующее).
Счёт по 2, по 5, по 3 в пределах 10.
Сравнение чисел: больше, меньше, равные. Количество лишних, недостающих единиц в двух сравниваемых числах без обозначения знаком.
Состав чисел первого десятка. Соотношения: 10 ед. = = 1 дес, 1 дес. = 10 ед.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения стоимости: рубль, копейка. Обозначение: 1 р., 1 к. Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 1 к., 5 к., 10 к.; бумажная купюра: 10 р. Замена нескольких монет по 1р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной купюрой 10 р.; размен монет достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной купюры 10 р. по 1 р. (1 к.) и другими возможными способами (не более трёх монет).
Арифметические действия
Сложение и вычитание в пределах 10. Взаимосвязь сложения и вычитания.
Знаки +, -, =. Таблицы сложения и вычитания.
Называние компонентов и результатов действий сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование).
Решение примеров на сложение и вычитание, требующих выполнения двух действий (одинаковых и разных).
Арифметические задачи
Простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка).
Распознавание условия, вопроса, решения и ответа задачи. Выделение числовых данных в задаче. Запись решения. Наименования при записи решения. Формулировка ответа (устно).
Геометрический материал
Точка, прямая и кривая линии, отрезок.
Ознакомление с линейкой как чертёжным инструментом. Построение произвольной прямой с помощью линейки; изображение точки, кривой линии. Построение прямой через одну и две точки.
Обводка геометрических фигур по контуру, шаблону и трафарету. Штриховка, закрашивание по заданию (в разных направлениях).
Программа содержит перечень рекомендуемых практических работ по каждому классу, которые можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Программа содержит перечень рекомендуемых практических упражнений по каждому классу, которые можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Рекомендуемые практические упражнения
Получение любого числа в пределах10 с помощью раздаточного материала. Узнавание чисел на телефоне, пульте от телевизора.
Разложение группы предметов на 2 части разными способами. Запоминание таблиц по составу.
Упражнения по размену монет достоинством 2р., 5р., 10р., купюры 10р.
Узнавание и называние геометрических форм в окружающих предметах.
Знакомство с календарём: дни недели.
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:
- о цвете, величине, размере, массе, форме предметов;
- о положении предметов в пространстве и на плоскости;
- о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней);
- о числах 1—10 и числе 0;
- о количественном и порядковом счёте;
- о единицах стоимости: рубль, копейка; о монетах: 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 1 к., 5 к., 10 к., о бумажной купюре 10р.;
- об арифметических действиях (сложение и вычитание), знаках +, -, =;
- о переместительном свойстве сложения;
- о составе чисел первого десятка из двух чисел;
- о геометрических формах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, точке, прямой и кривой линиях, отрезке; кубе, шаре, брусе.
Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
1-й уровень
- сравнивать по цвету, величине, размеру, массе, форме 2—4 предмета;
- сравнивать предметы по одному и нескольким признакам;
- называть положение предметов на плоскости и в пространстве относительно себя, друг друга; показывать на себе положение частей тела, рук и т. д.;
- изменять количество предметов, устанавливать взаимно-однозначное соответствие;
- образовывать, читать и записывать числа 0, 1—10;
- считать в прямом и обратном порядке по единице, по 2, по 5, по 3 в пределах 10;
- оперировать количественными и порядковыми числительными;
-заменять 10 единиц 1 десятком (1 дес. = 10 ед.);
-сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять недостающие, убирать лишние предметы;
-решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, требующие выполнения одного и двух действий;
- пользоваться переместительным свойством сложения;
- пользоваться таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых;
- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
- заменять несколько монет по 1р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной купюрой 10 р.; разменивать монеты достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажную купюру 10 р. по 1 р. (1 к.) и другими возможными способами (не более трёх монет);
- решать простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в виде арифметического примера;
- отображать точку на листе бумаги, на классной доске;
- строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;
- проводить прямую линию через одну и две точки;
- обводить геометрические фигуры по контуру, шаблону и трафарету;
2-й уровень
- различать 2 предмета по цвету, величине, размеру, массе;
- сравнивать предметы по одному признаку;
- определять положение предметов на плоскости;
- определять положение предметов в пространстве относительно себя;
- образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
- считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10 (счёт по 2, по 5, по 3 не обязателен); сравнивать группы предметов (называть и показывать лишние или недостающие не обязательно);
- решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью счётного и дидактического материала;
- пользоваться таблицей состава чисел (из двух чисел), таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
- решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в виде арифметического примера (с помощью учителя);
- заменять несколько монет по 1 р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной купюрой 10 р.; разменивать монеты достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажную купюру достоинством 10 р. по 1 р. (1 к.) (с помощью учителя);
- строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию (не обязательно проводить прямую линию через одну и две точки);
- обводить геометрические фигуры по трафарету.
Календарно-тематическое планирование по математике
(название предмета согласно учебного плана)
Четверть | № темы | № урока |
Тема урока | Контрольные сроки | Учащиеся должен знать | Учащиеся должен уметь |
1 | 1 | 1 | Цвет, назначение предметов. | 09 | Цвета, назначение предметов. | Пользоваться нужными цветами. |
| | 2 | Круг. | 09 | Понятие круга. | Находить круг среди других фигур. |
| | 3 | Большой - маленький. | 09 | Понятие «большой – маленький». | Различать по размеру предметы. |
| | 4 | Слева – справа. | 09 | Понятие «слева – справа». | Различать лево – право. |
| | 5 | Квадрат. | 09 | Понятие квадрата. | Различать квадрат. |
| | 6 | Вверху – внизу, на, над, под. | 09 | Понятие «вверху – внизу, на, над, под». | Различать вверху – внизу, на, над, под. |
| | 7 | Длинный – короткий. | 09 | Понятие «длинный – короткий». | Различать предметы по длине. |
| | 8 | Треугольник. | 09 | Понятие треугольника. | Находить треугольник среди других фигур. |
| | 9 | Широкий – узкий. | 09 | Понятие «широкий – узкий». | Различать предметы по ширине. |
| | 10 | Прямоугольник. | 10 | Понятие прямоугольника. | Находить прямоугольник среди других фигур. |
| | 11 | Высокий – низкий. | 10 | Понятие «высокий – низкий». | Различать предметы по высоте. |
| | 12 | Глубокий – мелкий. | 10 | Понятие «глубокий – мелкий». | Различать предметы по глубине. |
| | 13 | Первый – последний, после, следом. | 10 | Понятие «первый – последний, после, следом». | Порядок расположения предметов. |
| | 14 | Толстый – тонкий. | 10 | Понятие «толстый – тонкий». | Различать предметы по толщине. |
| | 15 | Сутки: утро, день, вечер, ночь. | 10 | Понятие «сутки: утро, день, вечер, ночь». | Называть время суток. |
| | 16 | Сегодня, завтра, вчера. | 10 | Понятие «сегодня, завтра, вчера». | Пользоваться понятиями «сегодня, завтра, вчера». |
| | 17 | Тяжёлый – лёгкий. | 10 | Понятие «тяжёлый – лёгкий». | Различать предметы по тяжести. |
| | 18 | Один – много, ни одного. | 10 | Понятие «один – много, ни одного». | Различать предметы по количеству. |
2 | | 19 | Больше – меньше, столько же. | 11 | Понятие «больше – меньше, столько же». | Пользоваться понятиями «больше – меньше, столько же». |
| | 20 | Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ. | 11 | Понятие «объёмов жидкостей, сыпучих веществ». | Уметь сравнивать объём жидкостей, сыпучих веществ. |
| 2 | 21 | Число и цифра 1. | 11 | Цифра 1. | Написание цифры 1. |
| | 22-23 | Число и цифра 2. | 11 | Цифра 2. Состав числа 2. | Написание цифры 2. |
| | 24 | Шар. | 11 | Понятие шара. | Находить шар среди других фигур. |
| | 25-27 | Число и цифра 3. | 12 | Цифра 3. Состав числа 3. | Написание цифры 3. |
| | 28 | Куб. | 12 | Понятие куба. | Находить куб среди других фигур. |
| | 29-31 | Число и цифра 4. | 12 | Цифра 4. Состав числа 4. | Написание цифры 4. Решать примеры. |
| | 32 | Брус. | 12 | Понятие бруса. | Находить брус среди других фигур. |
3 | | 33-34 | Число и цифра 5. | 01 | Цифра 5. Состав числа 5. | Написание цифры 5. Решать примеры. |
| | 35 | Точка, линия. | 01 | Понятие точки, линии. | Пользоваться линейкой. Начертить прямую. |
| | 36 | Овал. | 01 | Понятие овала. | Находить овал среди других фигур. |
| | 37 | Число и цифра 0. | 01 | Цифра 0. | Написание цифры 0. Решать примеры. |
| | 38-39 | Число и цифра 6. | 02 | Цифра 6. Состав числа 6. | Написание цифры 6. Решать примеры. |
| | 40 | Построение прямой линии через две точки. | 02 | Понятие прямой. | Пользоваться линейкой. Начертить прямую. |
| | 41-42 | Число и цифра 7. | 02 | Цифра 7. Состав числа 7. | Написание цифры 7. Решать примеры. |
| | 43 | Сутки, неделя. | 02 | Дни недели. | Правильно называть дни недели. |
| | 44 | Отрезок. | 03 | Понятие отрезка. | Пользоваться линейкой. Начертить отрезок. |
| | 45-46 | Число и цифра 8. | 03 | Цифра 8. Состав числа 8. | Написание цифры 8. Решать примеры. |
| | 47 | Построение треугольника, квадрата, прямоугольника. | 03 | Геометрические фигуры. | Пользоваться линейкой. Начертить геометрические фигуры по точкам или шаблону. |
| | 48-49 | Число и цифра 9. | 03 | Цифра 9. Состав числа 9. | Написание цифры 9. Решать примеры. |
| | 50 | Мера длины – сантиметр. | 03 | Меру длины – сантиметр. | Пользоваться линейкой. |
4 | | 51-52 | Число 10. | 04 | Состав числа 10. | Решать примеры и задачи в пределах 10. |
| | 53 | Меры стоимости. | 04 | Меры стоимости. | Пользоваться деньгами. |
| | 54 | Мера массы – килограмм. | 04 | Меру массы – килограмм. | Решать задачи. |
| | 55 | Мера ёмкости – литр. | 04 | Меру ёмкости – литр. | Решать задачи. |
| 3 | 56 | Число 11. | 04 | Состав числа 11. | Решать примеры и задачи без перехода через десяток. |
| | 57 | Число 12. | 04 | Состав числа 12. | Решать примеры и задачи без перехода через десяток. |
| | 58 | Число 13. | 04 | Состав числа 13. | Решать примеры и задачи без перехода через десяток. |
| | 59 | Число 14. | 04 | Состав числа 14. | Решать примеры и задачи без перехода через десяток. |
| | 60 | Число 15. | 05 | Состав числа 15. | Решать примеры и задачи без перехода через десяток. |
| | 61 | Число 16. | 05 | Состав числа 16. | Решать примеры и задачи без перехода через десяток. |
| | 62 | Число 17. | 05 | Состав числа 17. | Решать примеры и задачи без перехода через десяток. |
| | 63 | Число 18. | 05 | Состав числа 18. | Решать примеры и задачи без перехода через десяток. |
| | 64 | Число 19. | 05 | Состав числа 19. | Решать примеры и задачи без перехода через десяток. |
| | 65 | Число 20. | 05 | Состав числа 20. | Решать примеры и задачи без перехода через десяток. |
| | 66-67 | Закрепление пройденного за год. | 05 | Пройденное за год. | Пройденное за год. |
| | 68 | Контрольная работа за год. | 05 | Пройденное за год. | Пройденное за год. |