расширять лексический словарь по теме «Овощи и фрукты»;
формировать грамматически правильную речь;
воспитывать навыки речевого самоконтроля.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки, муляжи овощей и фруктов, таблица парных гласных, карточки, текст рассказа.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Все ли на месте? Все в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Все, что надо, под рукой!
Сообщение темы занятия. Мы уже много пар гласных повторили. Давайте определим какие гласные мы еще не изучали. Посмотрите на таблицу.
Работа с таблицей парных гласных. Чтение пар гласных.
С какой парой гласных мы ещё не работали? (Ы-И)
Чем похожи, и чем отличаются гласные Ы-И?
3. Артикуляция звуков Ы-И. Давайте определим артикуляцию звуков Ы и И.
Произносим звуки перед зеркалом.
“Ы” – «сердитый» звук, язык глубоко во рту, нижняя челюсть слегка выдвинута вперёд, губы чуть-чуть улыбаются.
“И” – «весёлый» звук, язык у нижних зубов, губы напряжены, улыбаются сильнее.
4. Сравнение гласных Ы-И в печатном и рукописном шрифте. Соотнесите звуки Ы и И с буквами.
Ы – это буква с-ы-тая, И - иностранные ириски
Несёт вперёд брюшко набитое. И – изюм, целых три миски!
5. Упражнение «Парный выход». Прочитать слоги по парам, отмечая при этом свойства гласного звука И смягчать впереди стоящий согласный звук:
МЫ – МИ НЫ – НИ ДЫ – ДИ БЫ – БИ
ЛЫ- ЛИ РЫ – РИ ВЫ – ВИ ТЫ - ТИ
- гласный, обозначает мягкость согласных звуков.
- гласный, обозначает твёрдость согласных звуков.
6. Чтение стихотворения С. Погореловского «Ох и непорядки в Мишкиной тетрадке».
Как советуют проучить Мишку?
Если изменить всего одну букву в слове, что меняется?
Как звучит согласный звук М словах Мишка-мышка.
Упражнение «Измени слово». Сравни словаМИШКА иМЫШКА. Впиши в клеточки буквы каждого слова.
7. Работа со словами-паронимами. Упражнение «Заменяй-ка!» Прочитайте слова.Помогите мышке заменить в словах букву И на Ы и наоборот. Уточните значение слов и устно составьте предложения с этими словами:
Нить - … пылил - … пили - …
вилы - … забить - … выть - …
8. Развитие фонематического анализа и синтеза на уровне слова. Вставьте необходимые буквы Ы или И в слова и объясните значение получившихся слов.
Дар … – дар … цвет… – цвет … воз … – воз …
шип … – шип .. нос … – нос … пар … – пар …
9. Физминутка(на усмотрение логопеда).
10. Игра «Один - много». Изменяй по образцу (называя последний слог): вишня – виш-ни, помидор – помидо-ры, … . Назови, овощи и фрукты.
1 1.Упражнение «Составь словосочетание». Помогите Мишке составить словосочетания по картинкам, называя, где находится предмет. В каких словах есть буквы Ы-И?
Сливы на столе помидор в банке
огурец в сумке, банка с помидорами на столе.
1 2. Игра «Исправь ошибки». Прочитайте предложения. Помогите Мишке и Мышке исправить предложения (согласование притяжательных местоимений и прилагательных с сущ. в роде, числе и падеже):
Мои сладкий сливы.
Твоё спелый яблоко.
Его сочный груша.
Их красные помидор.
13. Чтение текста «Помощник».
Миша жил у дедушки. У дедушки большой сад.
Завтра у меня много работы в саду, сказал дедушка.
Надо собрать груши, накопать картошки…
Я все сделаю сам: груши соберу, накопаю картошки полное лукошко, – пообещал дедушке Миша.
Утром дедушка и Миша пошли в сад. Дедушка собирал груши. Миша сорвал несколько груш и съел их. Груши были душистые, сочные. Потом Миша рассматривал букашек на листиках, ловил шмеля.
Где же твои груши, где лукошко с картошкой? – спросил Мишу дедушка.