Цель: формирование представлений о звуках [х], [х'] и зрительном образе буквы Х.
Образовательные задачи:
Закрепить навыки различения и произношения звуков [х], [х'] изолировано, в слогах, словах, предложениях.
Уточнить артикуляцию и характеристику звуков [х], [х'].
Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
Познакомить с графическим обозначением буквы Х.
Формировать умение выполнять звукобуквенный анализ и синтез односложных слов.
Формировать умение читать прямые и обратные слоги.
Коррекционно- развивающие задачи:
Развивать фонематические процессы
Развивать внимание, мышление, память.
Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии
Развивать координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей доброжелательность, позитивное отношение друг к другу, готовность прийти на помощь.
Оборудование: Сюжетные картинки на звуки [х], [х'], индивидуальные зеркала, магнитная доска, символы звуков, плоскостное изображение петухов с синим и зеленым хвостом, звуковой паровозик для определения места звука в слове, индивидуальные карточки для определения места звука в слове, тетради в косую линейку для печатания букв.
Организационный момент
Введение в тему: отгадывание загадок.
Зверек пушистый, невысокий, Имеет он большие щеки, В них он зерно обычно прячет, Несет в нору, потом хомячит. (Хомяк)
Даже летом посмотри - У него зима внутри, Он на кухоньке урчит, Все продукты холодит. (Холодильник)
Прячет голову от страха В крепкий панцирь, ... черепаха Вырос в поле колоском, На столе лежу куском. (Хлеб)
Ребята, на какой звук начинаются наши слова- отгадки?
Правильно, Х! Сегодня мы поговорим о звуках [х], [х']
Артикуляция и характеристика звуков [х], [х']
Логопед: когда мы произносим звук х, то кончик языка внизу, отходит от нижних зубов, спинка языка поднимается горкой и мешает воздуху выходить изо рта. Ребята, давайте вспомним, если во рту образуется преграда, значит звук [х] какой гласный или согласный?
Логопед: Положите ручку на горлышко: оно дрожит?
Звук [х] - твердый.
Давайте дадим характеристику звуку [х]. Звук [х] - согласный, глухой, твердый. Обозначается он синим кружочком без колокольчика.
Теперь произнесем звук [х']. Что делает язычок? Образуется ли преграда? Горлышко дрожит у вас, когда произносите? Давайте дадим характеристику звуку [х']. Звук [х'] - согласный, глухой, мягкий. Обозначается зеленым кружочком без колокольчика.
Давайте подумаем, чем отличаются эти звуки?
Игра «Узнай звук»
Логопед: Хлопните, когда услышите звук [х], слоги и слова с ним. Будьте внимательны: если услышите звук [х'] сидите тихо.
Как вы знаете, петухи большие драчуны. Нашли наши петухи зернышки и стали их делить. Посмотрите на картинки. Когда назовете слово со звуком [х], дайте зернышко петуху с синим хвостом, а со звуком [х'] - петуху с зеленым хвостом. Расскажите, где слышится звук в слове: в начале, середине или конце. Например, в слове «хижина» звук [х'] стоит в начале слова, а в слове «петух» звук [х] стоит в конце слова.
Логопед: ну что, какой петух победил? Очень хорошо, что поровну распределили зернышки. Иначе петухи бы поссорились.
Игра «Сочини»
Логопед: Петухи наклевались зернышек и сели отдохнуть. А мы давайте развлечем их и посочиняем рифмовки. Например:
Хомка-хомка-хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Щеки моет, Лапы трет. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать.
Трут бока руками
Потягиваются Тереть щеки руками Движения мытья рук Метут воображаемыми метлами Маршируют Руки вперед, вверх, в стороны, трясут кистями рук Руки согнуты к плечам
Знакомство с буквой Х
Знакомство с буквой.
- Звуки [х-х'] на письме обозначаются буквой Х.
- На что похожа буква? (Ответы детей)
Х - забавная игрушка, Деревянная вертушка - Ветру вольному подружка.
(Буква размещается на магнитной доске)
Давайте выложим из палочек букву Х. У всех получилось?
Теперь глазки подняли на бизиборд. Читаем слоги с буквой Х
Чтение слогов с буквой Х.
Ха, хо, ху, хи, хе. Ах, ох, ух, их, эх.
Звукобуквенный анализ односложного слова «мох»
Детям предлагается выполнить звукобуквенный анализ слова «мох».
Назовите первый звук в слове. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ на карточках для определения места звука в слове.
Назовите второй звук в слове. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ на карточках для определения места звука в слове.
Назовите третий звук в слове. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ на карточках для определения места звука в слове.
Выложите под звуками буквы и прочитайте слово.
Сколько звуков в слове?
Молодцы, ребята.
Давайте откроем тетради и пропечатаем букву Х в своих тетрадях.