kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на методическом объединении индивидуальных работников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении индивидуальных работников

Тема: «Использование современных информационных технологий  как условие оптимизации процесса обучения по развитию произносительных навыков на основе остаточного слуха на занятиях по РСВ и ФП»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении индивидуальных работников»

Абай облысы білім басқармасының

«№ 5 арнайы мектеп- интернаты» КММ


Коммунальное государственное учреждение

«Специальная школа-интернат № 5»

Управления образования области Абай













Выступление

на методическом объединении индивидуальных работников

Тема: «Использование современных информационных технологий

как условие оптимизации процесса обучения по развитию произносительных навыков на основе остаточного слуха на занятиях по РСВ и ФП»













Подготовила: Михеева А.А.












г. Семей 2023г.

«Использование современных информационных технологий

как условие оптимизации процесса обучения по развитию произносительных навыков на основе остаточного слуха на занятиях по РСВ и ФП»


Современный процесс обучения требует от сурдопедагога, создания новой образовательной среды для неслышащих учащихся. Которая имеет в своей основе социальную направленность, саморазвитие и самореализацию личности неслышащего учащегося. Это требует непрерывный поиск новых, более эффективных технологий обучения. Одной из них является применение компьютерных технологий на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

Специфика работы с неслышащими учащимися, требует использования огромного объема наглядного материала, многократного повторения и объяснения многих понятий, особенно связанных с действиями. Поэтому применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие интересным, увлекательным и информационно насыщенным, что делает учебный материал более доступным для восприятия учащихся. Кроме того, использование компьютерных технологий повышает мотивационную готовность учащихся, а также расширяет умения в работе с компьютером.

Данное направление можно условно разделить на четыре группы:

I группа – для работы над дыханием и голосом

II группа – для работы над звуками речи

III группа – для работы над словесным и логическим ударениями и выразительностью речи

IV группа – для работы по РСВ и самоконтроля за собственной речью.


Использование информационных технологий на индивидуальных занятиях с неслышащими учащимися в свою очередь открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", представлением наглядно тех явлений, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Учитывая особенности развития психических процессов учащихся с нарушением слуха: замедленное овладение речью, коммуникативный барьер и своеобразие развития познавательной сферы; сложность дефекта, которая выражается в трудностях ориентации, памяти. В связи с нарушением слуха, особую роль приобретает зрительное восприятие. Зрительный анализатор у неслышащего ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью.

Стоит помнить, что в младшем школьном возрасте складываются все физиологические системы, продолжают формироваться осанка, произвольное внимание, нормальная рефракция глаза. Поэтому, на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия с использованием компьютера, соблюдаются все санитарно-гигиенические требования:

  • Продолжительность работы за компьютером не более 15- 20 минут с периодичностью 2 раза в неделю, лучше в конце занятия

  • Организация рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.

  • Экран видеомонитора на уровне глаз или чуть ниже, не ближе 50 см.

  • Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.

  • Занятия за компьютером строго по одному

  • Обязательны физкультминутка и гимнастика для глаз.

Более подробно хочу рассказать о рекомендациях программно- методического комплекса развитие речи «Учимся правильно говорить» 

Пособие «Учимся  правильно  говорить»  предназначено  для  коррекционно-развивающей

работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками, имеющими нарушения речи.

Данное  пособие  является  образовательным  ресурсом  для  индивидуальных  и  подгрупповых занятий  по  развитию  фонематического  слуха,  темпо-ритма,  лексико-грамматического  строя речи  и  связной  речи. Цифровые  образовательные  ресурсы  содержат  тестовые  интерактивные игры,  тренажеры,  статический  и  динамический  видеоряды,  звуковые  материалы (звуки неречевые и речевые, звукоподражания).

            Наглядно-дидактическое пособие включает в себя следующие разделы:

1.  Неречевые звуки

2.  Звукоподражание

3.  Речевые звуки

4.  Развитие связной речи

Раздел «Неречевые  звуки»  представлен  видеорядом,  состоящим  из  серии  тематических и сюжетных иллюстраций, и экспериментальных заданий, которые можно использовать при  изучении  лексических  тем «Профессии», «Транспорт», «Наш  дом», «Зима», «Весна», Лето», «Осень».

Учитель-логопед,  используя  представленные  иллюстрации, может  проводить лексическую работу по уточнению, расширению и закреплению словарного запаса детей и грамматического строя речи.

Экспериментальные  задания  представлены  в  двух  уровнях  сложности: «Изучение»  и

«Задание»,  что  позволяет  учителю-логопеду  осуществлять  дифференцированный  подход  в

процессе коррекционно-развивающей работы. 

Так например, при работе с задание «Музыканты» в режиме «Изучение» дети получают

инструкцию: «Найди все музыкальные инструменты на  экране. Назови их. Выбери инструмент и послушай, как он звучит». Таким образом, дети соотносят звучание с изображением

предмета. 

Переходя  в режим «Задание», дети получают инструкцию: «Послушай  внимательно и запомни, какие инструменты звучали. Потом выдели инструменты в последовательности их

звучания». Если задание выполнено неверно, звучит голос диктора «Попробуй еще раз». При

правильном  выполнении  задания –  поощрение.  В  данном  задании  предусматривается  не-

сколько уровней сложности: 

1-й, 2-й уровень: звучит один музыкальный инструмент

3-й уровень: два музыкальных инструмента и т.д.

Аналогичным образом представлены  задания «Транспорт», «Наш дом», «Лес», «Колокольчики», «Дождик».

Раздел «Звукоподражание»  представлен  видеорядом,  состоящим  из  серии  тематических и сюжетных иллюстраций и экспериментальных заданий, которые можно использовать

при изучении лексических тем «Домашние животные», «Птицы», «Домашние птицы», «Моя семья». Учитель-логопед, используя представленные иллюстрации, может проводить лексическую работу по уточнению, расширению и  закреплению словарного  запаса детей и грамматического строя речи. 

В  разделе представлены  следующие  экспериментальные  задания: «Кто живет  рядом  с

нами», «Скотный двор», «Птичий двор», «Голоса». Задания этого раздела, так же представ-

лены в двух уровнях сложности, аналогично заданиям раздела «Неречевые звуки».

Раздел «Речевые  звуки»  представлен  мультимедийными  играми-заданиями  двух  типов. К первому типу относятся задания «Услышь звук У», «Услышь звук А», «Услышь звук

О», «Услышь звук Э» «Услышь звук Ы», «Услышь звук И», «Услышь звук С», «Услышь звук

Сь»,  «Услышь звук Ш», «Услышь звук Л», «Услышь звук Ль», «Услышь звук Р», «Услышь  

звук Рь», «Услышь  звук З», «Услышь  звук Зь», «Услышь  звук Ж», «Услышь  звук Ч», «Услышь звук Ц», «Услышь звук Щ».

Ко  второму  типу  заданий относятся  задания «Определи место  звука У  в  слове», «По-

мести картинки в ящики. Звуки А, У», «Помести картинки в корзины. Звуки А, У, О», «Игра

«Кто это? Что это?», «Сосчитай звуки», «Помести картинки в корзины. Звуки С, Сь», «Определи место звука Ш в слове. Распредели по домикам», «Помести картинки в корзины. Звуки

С, Ш», «Определи место  звука Л  в  слове,  распредели  по  домикам», «Помести  картинки  в

корзины.  Звуки Л, Ль», «Помести  в  ящики.  Звуки Р, Л», «Помести  в  домики.  Звуки С,  З»,

 

«Помести в ящики. Звуки Ш, Ж», «Посчитай слоги. Помести слова в корзины», «Посчитай

слоги. Помести слова в домики», «Помести в ящики. Звуки Ц, С, Т», «Помести в корзины.

Звуки Щ, Сь».

В первом типе заданий предусмотрены три уровня сложности, которые позволяют развивать фонематическое восприятие на уровне звукоряда, слогоряда и ряда слов. Например, в

игре-задании «Услышь звук У» перед началом задания предлагается выбрать уровень сложности.

После нажатия на кнопку «Начать» звучит инструкция. По щелчку мыши по самолету

из него вылетает шарик, которому соответствует озвученный текст (первый уровень – звук,

второй уровень – слог, третий уровень – слово). Если в слышимом есть звук У, то необходимо щелкнуть мышью по шарику. Если задание выполнено верно – поощрение. В случае не-

верного ответа звучит голос диктора «Попробуй еще раз». Аналогично проводится работа со

всеми заданиями первого типа.

Во втором типе заданий дети получают инструкции на дифференциацию звуков, звуков

по их количеству, слов в зависимости от места расположения заданного звука, слов, в зависимости  от  количества  слогов  и  слов,  обозначающих  одушевленные  и  неодушевленные

предметы. Например, в игре-задании «Помести картинки в ящики. Звуки А, У» после нажатия на кнопку «Начать» звучит инструкция диктора, побуждающая ребенка назвать картинки, выделить в названиях звуки «А» или «У» и помесить картинки в соответствующие ящики. При верном выполнении задания звучит поощрение, затем дается следующий набор картинок.  В  случае  неверного  выполнения  задания  звучит: «Попробуй  еще  раз».  Учитель-логопед  может  оказать  ребенку  определенный  вид  помощи  в  зависимости  от  затруднений ребенка (сконцентрировать внимание, обратить внимание на артикуляцию звука и т.д.).

Четвертый  раздел «Развитие  связной  речи»  представлен мультимедийными  играми-

заданиями двух типов. К первому типу заданий относятся игры «Слово-действие», «Подбери

действия», «Слово-признак», «Подбери  признаки»  и «Составляем  рассказ-описание».  Ко

второму типу заданий относится игра-задание «Перескажи рассказ».

В первом типе заданий представлено по несколько вариантов заданий. Так например, в

игре-задании «Слово-действие»  перед  каждым  из  вариантов  заданий  звучит  инструкция:

«Оживи картинку. Подбери к предмету действие. Составь предложение из двух слов». В случае правильного выполнения задания, с помощью мыши можно перейти к следующему. Задача детей состоит в переносе карточки с картинкой к ячейке со словом, т.е. в соотнесении действия с предметом. В случае неверного выполнения задания – голос диктора «Попробуй еще раз». В случае необходимости учитель-логопед оказывает помощь ребенку. Аналогично

выполняются другие игры-задания этого типа. 

Игра-задание «Перескажи рассказ» (второй тип) ориентирована на работу с серией картинок и обучению пересказу небольшого рассказа с опорой на картинки. В игре представлены четыре набора картинок и четыре рассказа. Логопед может выбирать рассказы в зависимости  от  уровня  речевого  развития  детей  и  изучаемой  лексической  темы. На  экране  представлен  ряд  картинок.  Детям  дается  инструкция «Рассмотри  картинки. Послушай  рассказ.

Расставь  картинки  в  последовательности  рассказа. Перескажи  рассказ  с  опорой  на  картинки».













































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Выступление на методическом объединении индивидуальных работников

Автор: Михеева Анна Анатольевна

Дата: 08.06.2023

Номер свидетельства: 633393

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "План методического объединения школьного методического объединения учителей математики, информатики и физики"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_metodicheskogo_obedineniia_shkolnogo_metodicheskogo_obedineniia_uchitelei_m"
    ["file_id"] => string(6) "501975"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1551559708"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "План методического совета на 2013 год "
    ["seo_title"] => string(43) "plan-mietodichieskogho-sovieta-na-2013-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "104788"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402757757"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Портфолио учителя как инструмент профессиональной рефлексии"
    ["seo_title"] => string(60) "portfoliouchitieliakakinstrumientprofiessionalnoirieflieksii"
    ["file_id"] => string(6) "271676"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451732969"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект занятия по теме "Театральные профессии" ( (Для детей 5-7 лет). "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-zaniatiia-po-tiemie-tieatral-nyie-profiessii-dlia-dietiei-5-7-liet"
    ["file_id"] => string(6) "108767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403852166"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства