Речевой материал на дифференциацию звуков [З] и [Ж].
Речевой материал на дифференциацию звуков [З] и [Ж].
Логопедическая работа над дифференциацией звуков З и Ж, направлена на умение отличать данные звуки по акустическим признакам. Ребенок может произносить их правильно в изолированном виде, но в самостоятельной речи он заменяет их на звуки, которые схожи с ними по звучанию.данный материал предназначен для работы с данными звуками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Речевой материал на дифференциацию звуков [З] и [Ж].»
Дифференциация звуков – это процесс, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или способу и месту образования. Логопедическая работа над дифференциацией звуков З и Ж, направлена на умение отличать данные звуки по акустическим признакам.
Дифференциация [З] и [Ж] в прямых слогах
При произношении З, губы растянуты в улыбке, зубы сближены. Кончик языка упирается в нижние зубы, его спинка выгнута. Горло дрожит, голосовые связки работают (голос есть).
При произношении Ж, губы округлены и выдвинуты вперед. Кончик языка поднимается к передней части нёба, не касаясь его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам (спинка приподнята). Язык в виде чашечки. Горло дрожит, голосовые связки работают (есть голос).
Нужно произносить следующие слоги:
ЖА – ЗА ЖО – ЗО ЖУ – ЗУ ЗЫ – ЖИ ЖИ – ЗЫ
ЖЕ – ЗЭ ЗА – ЖА ЗО – ЖО ЗУ – ЖУ ЗЭ – ЖЕ
ЖА – ЖА – ЗА – ЖА ЖО – ЖО – ЗО – ЖО
ЖИ – ЗЫ – ЖИ – ЖИ ЗЭ – ЖЕ – ЗЭ – ЖЕ
ЗУ – ЖУ – ЗУ – ЗУ ЗА – ЗА – ЖА – ЗА
Дифференциация звуков [З] и [Ж] в словах
Следующие слова нужно произносить парами:
«держать – дерзать», «жал – зал»;
«зевал – жевал», «жевать – зевать»;
«разок – рожок», «ужи – узы»;
«лежать – лизать», «лужайка – зайка».
Следующие слова содержат оба дифференцируемых звука. Произносить их нужно четко: заряжать, железо, жизнь, раздражение, задолжать, возможно, зажать, заложник, забежать, залежи и т.д.
Дифференциация звуков [З] и [Ж] в словосочетаниях
Необходимо четко произносить следующие словосочетания: «желтый зонт», «бумажный змей», «зеленая жаба»;
«Завизжала железная пила, застучал железный молоток».
«Зеленые жуки зажужжали над розами».
«Зимой рано зажигают огни».
«В дождь надо брать зонт».
Дифференциация звуков [З] и [Ж] в стихах
Для примера приведем несколько стихотворений:
«На зеленой на лужайке Забияки жили зайки, Жили змеи, медвежата, И ужата, и ежата. В звездном небе светляки Зажигали огоньки, Чтоб ни зверю и ни птице В том лесу не заблудиться».
«Зайка забавный У Жени живёт. Женя не знает С зайкой забот. Зайке не нужен Ни обед, ни ужин».