Просмотр содержимого документа
«Развитие мимики младших школьников.»
Развитие мимики у младших школьников.
В настоящее время отмечается рост числа детей с такой речевой патологией как дизартрия. Одним из направлений коррекционного воздействия при дизартрии является работа по развитию мимики. Часто во время прохождения практики, студенты сталкиваются с проблемой при выборе упражнений и заданий на развитие мимической моторики.
Данные методические рекомендации помогут студентам при подготовке индивидуальных и фронтальных занятий с детьми, страдающими дизартрией.
«Веселые картинки»
Дизартрия одно из тяжелых и часто встречающихся речевых расстройств. У детей с дизартрией наряду с нарушениями звукопроизношения, лексического, грамматического строя, артикуляционной моторики, имеют место расстройства мимической мускулатуры. Поэтому, полноценное и эффективное коррекционное воздействие не может исключать работу по развитию мимики. Однако, задания и упражнения на развитие мимических движений, зачастую вызывают затруднения у студентов и начинающих логопедов и сводятся к однотипным приемам.
Каким же образом построить работу? Как выбрать нужные упражнения и приемы, чтобы заинтересовать ребенка и достичь намеченной цели?
Предлагаемые методические рекомендации помогут решить ряд проблем и послужат основой для дальнейшей работы.
«Покажи, кто?».
Вариант 1.
Ребенку демонстрируются картинки, с изображением каких – либо героев (например, гномов) с разным настроением. Логопед просит ребенка найти гномика с определенным эмоциональным состоянием.
Например: «Покажи грустного гнома».
Вариант 2.
Из предложенных картинок ребенку предлагается выбрать самого веселого мальчика.
Вариант 3.
Из предложенных картинок ребенку нужно выбрать девочку, настроение которой отличается от других.
1.
2.
«Зайчишки – братишки».
Перед ребенком выкладываются фигурки зайчиков с разным настроением. Ребенку предлагается в процессе прослушивания стихотворения выбрать нужного зайчика. Для закрепления названий эмоциональных состояний, ребенок еще раз называет настроение каждого из зайчишек.
Жили – были зайчишки,
Зайчишки – братишки.
Первый братец - злюкой был,
А второй всегда грустил.
Третий же всегда ворчал.
Брат четвертый то и дело,
Удивлялся без конца.
Пятый брат веселым был,
Никогда он не грустил!
«Подбери схему»
Для данного задания необходимы картинки – схемы, характеризующие определенное настроение и изображения детей или сказочных героев с разным настроением.
Логопед показывает одну картинку – схему ребенку и просит отыскать среди картинок детей (сказочных героев) с таким же настроением.
«Маски».
На столе выкладываются картинки с изображениями масок, выражающими различные эмоциональные состояния (радость, печаль, злость, испуг, удивление, спокойствие). По заданию логопеда ребенок должен выбрать маску с определенным выражением и «примерить» (изобразить) ее.
«Узнай и покажи!»
Логопед выкладывает перед ребенком картинки – схемы, изнаночной стороной вверх. Ребенок произвольно выбирает картинку, переворачивает, называет настроение, изображенное на данной картинке и изображает его.
«Волшебная полянка».
На импровизированной поляне, в качестве которой можно использовать листок зеленого картона, раскладываются цветы с различными мимическими выражениями. Ребенку предлагается собрать букет, срывая по одному цветку и называя его настроение. После этого цветы переворачиваются на изнаночную сторону и ребенок должен вспомнить, какой цветок лежал на этом месте и изобразить его эмоциональное состояние.
Например:
«Волшебное зеркало.
Ребенку демонстрируется «волшебное» зеркало, изготовленное из картона, и предлагается угадать, люди с каким настроением смотрелись в него. Затем самому изобразить.
«Магазин».
Перед ребенком выкладываются картинки с изображением детей и игрушек, с разным эмоциональным состоянием. Затем логопед берет картинку, на которой изображен ребенок и предлагает найти ему игрушку, при этом дает следующую инструкцию: «Петя выбрал веселого Буратино. Наташа купила грустного Буратино и т. д.»
«Чудесный фотоаппарат».
Для данного задания необходимо приготовить макет фотоаппарата. Заранее в него кладутся карточки с изображением ребенка с разными эмоциональными состояниями. Затем по заданию логопеда ребенок изображает то или иное настроение, одновременно логопед «фотографирует» ребенка. Потом ребенку предлагается просмотреть «фотографии» и назвать настроение.
«Воздушные шарики».
Ребенку демонстрируются изображения лиц детей, с разным выражениями и такое же количество нарисованных воздушных шариков с аналогичными эмоциональными состояниями. Ребенку предлагается найти хозяина каждого воздушного шарика.
Пример:
«Собери пару».
Для данного задания необходимо приготовить пять пар картинок – схем, характеризующих определенное настроение. Картинки – схемы выкладываются в два ряда изнаночной стороной вверх и не параллельно друг другу. Ребенку предлагается найти две одинаковые картинки – схемы. Для этого ему необходимо взять одну картинку из нижнего ряда, назвать какое настроение обозначает данная схема, затем взять любую картинку из верхнего ряда. Если пара будет собрана, то ребенок оставляет картинки себе и изображает соответствующее настроение. Если картинки – схемы окажутся разными, то ребенок кладет их на прежнее место и начинает сначала.
«Собери картинку».
В работе по развитию мимики можно использовать предметные разрезные картинки, на которых изображены персонажи с разным эмоциональным состоянием. Ребенок собирает картинку, называет героя и его настроение, а затем изображает.
Например:
Разрезные картинки могут содержать и несложный сюжет.
Ребенок собирает разрезную сюжетную картинку. После этого изображает героев нарисованных на данной картине. Например; «Изобрази хитрую лису и испуганного зайца. Нахмурься, как тучка, рассердись как бараны на мосту. Улыбнись, как солнышко.
«Портрет»
Вариант 1.
Ребенку предлагается несколько портретов детей без изображения лиц. Затем логопед предлагает ребенку нарисовать лицо портрету в той или иной ситуации. Можно предложить ребенку изобразить того или иного героя. Ситуации могут быть, различными например, Маша разбила вазу, Сережа увидел летающую тарелку и т. д.
Вариант 2.
Логопед показывает ребенку сюжетные картинки, на которых герои изображены без лица. Ребенок должен дорисовать портрет каждого героя в соответствии с ситуацией.
«Угадай».
Вариант 1.
Логопед предлагает ребенку подобрать к надписям изображения детей с соответствующим настроением и изобразить.
грусть
удивление
радость
спокойствие
Вариант 2.
Ребенку необходимо соединить линией изображения детей и надписи с их настроением.
Спокойствие
радость
удивление
грусть
«Выставка картин».
Логопед предлагает ребенку посмотреть на картины и сказать, какое настроение они вызывают, а затем изобразить это настрое6ние.
«Актеры».
Вариант 1.
Данная игра проводится с подгруппой детей (6-8 человек). Логопед выбирает ведущего, и просить его изобразить какое – либо настроение. Остальные игроки должны угадать. Ребенок, который правильно назовет настроение, становится ведущим.
Вариант 2.
Дети по очереди вытягивают картинки – схемы, не называя настроение изображенное на данной карточке, ребенок показывает его. Остальные игроки должны угадать это настроение, правильно назвавший, получает фишку. По окончанию игры количество фишек подсчитывается и определяется победитель.
«Угадай–ка!».
Вариант 1.
В данной игре участие принимают несколько детей. Логопед выбирает ведущего и называет ему сказочного героя из определенной сказки (например, «Золотой ключик») Ребенок показывает данный персонаж, а остальные участники угадывают. Угадавший - становится ведущим.
Вариант 2.
Логопед показывает картинку – схему, дети называют эмоциональное состояние, изображенное на ней. Затем логопед просит вспомнить сказочных героев с таким же настроением. Кто назовет большее количество персонажей – становится победителем.