«Развитие эмоциональной сферы младших школьников с нарушением зрения средствами психолого-педагогических технологий.»
«Развитие эмоциональной сферы младших школьников с нарушением зрения средствами психолого-педагогических технологий.»
Проблема исследования обусловлена тем, что в России растет число детей с нарушением зрения. В психологии не много исследований психических процессов таких детей. Особенно это касается эмоционально-волевой сферы.
Исследования развития эмоциональной сферы младших школьников с нарушениями зрения являются особенно значимыми, так как любое нарушение в развитии сопровождается переменами в эмоциональном состоянии ребенка.
Как известно, процессы регуляции поведения и установления соподчинения мотивов поведения, протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка – очень важная задача. А адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению: через мимику, пантомимику, жесты.
Эмоции как особые субъективные переживания ярко выражают то, что человек ощущает, воображает, мыслит. Эмоции – специфичная группа психических процессов и состояний, связанных с потребностями, инстинктами и мотивами, отражающих форму непосредственного переживания (страх, радость, горе и т.п.).
У детей с нарушением зрения эмоциональная сфера преодолевает значительные трудности, у них возникают определенные барьеры в проявлении эмоций и для того, чтобы решить данные проблемы необходимо развивать эмоциональную сферу.
Эмоциональную сферу детей со зрительными нарушениями изучали многие ведущие исследователи: Т. А. Власова, Л.С. Волкова, В.З. Денискина, В.А. Феоктистова и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие эмоциональной сферы младших школьников с нарушением зрения средствами психолого-педагогических технологий.»»
Статья по дисциплине «Психология детей с ограниченными возможности здоровья» на тему:
«Развитие эмоциональной сферы младших школьников с нарушением зрения средствами психолого-педагогических технологий.»
Выполнила:
студентка 5 курса группы 521253
факультета психологии
направления 44.03.03.
Специальное (дефектологическое) образование
направленности (профиля)
Специальная психология
Логачёва Мария Алексеевна
Актуальность исследования.
Проблема исследования обусловлена тем, что в России растет число детей с нарушением зрения. В психологии не много исследований психических процессов таких детей. Особенно это касается эмоционально-волевой сферы.
Исследования развития эмоциональной сферы младших школьников с нарушениями зрения являются особенно значимыми, так как любое нарушение в развитии сопровождается переменами в эмоциональном состоянии ребенка.
Как известно, процессы регуляции поведения и установления соподчинения мотивов поведения, протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка – очень важная задача. А адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению: через мимику, пантомимику, жесты.
Эмоции как особые субъективные переживания ярко выражают то, что человек ощущает, воображает, мыслит. Эмоции – специфичная группа психических процессов и состояний, связанных с потребностями, инстинктами и мотивами, отражающих форму непосредственного переживания (страх, радость, горе и т.п.).
У детей с нарушением зрения эмоциональная сфера преодолевает значительные трудности, у них возникают определенные барьеры в проявлении эмоций и для того, чтобы решить данные проблемы необходимо развивать эмоциональную сферу.
Эмоциональную сферу детей со зрительными нарушениями изучали многие ведущие исследователи: Т. А. Власова, Л.С. Волкова, В.З. Денискина, В.А. Феоктистова и др.
Огромный вклад в решение проблемы по выявлению своеобразия обучения и воспитания детей при различных степенях нарушений зрения, влекущих за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии, в отношениях со средой, внесли такие ученые, как Л.С. Выготский, М.И. Земцова, Н.Б. Коваленко, А.Г. Литвак, В.И. Лубовский, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и др.
Однако эмоциональная сфера психики незрячих все же является наименее исследованной в психологии, что связано главным образом с трудностями объективного изучения эмоций, чувств и воли, а так же со сложностью диагностики этой категории детей. В связи с этим выбор данной темы исследования представляется актуальным.
Цель исследования: разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие средствами психолого-педагогический технологий эмоциональной сферы младших школьников с нарушением зрения.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие эмоциональной сферы у младших школьников с нарушением зрения средствами психолого-педагогических технологий.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что для развития эмоциональной сферы младших школьников с нарушением зрения может быть использована коррекционно–развивающая программа, основанная на результатах диагностического исследования.
Её эффективности будет способствовать применение психолого-педагогических технологий направленных на:
- снижение возбудимости, напряженности, закрытости боязни нового, необычного.
- развитие регулятивных способностей, самоконтроля.
Задачи исследования:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эмоциональной сферы младших школьников и на этой основе охарактеризовать специфику эмоционально–волевой сферы младших школьников с нарушением зрения.
2) Составить и апробировать диагностическую программу для изучения особенностей эмоциональной сферы у младших школьников с нарушением зрения;
3) На основании результатов констатирующего этапа исследования разработать и реализовать и апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие эмоциональной сферы у младших школьников с нарушением зрения. (Провести формирующую часть эксперимента.)
4) Сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.
Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы нами использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов исследования:
1. Теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме
исследования.
2. Эмпирические: формирующий эксперимент в единстве трех
этапов (констатирующий, формирующий, контрольный)
3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.
4. Методы презентации данных: таблицы и диаграммы.
Была разработана диагностическая программа, которая направленная на развитие эмоциональной сферы у младших школьников с нарушением зрения. Данная программа включает в себя методики, которые представлены в таблице 1.
Содержание диагностической программы, направленной на исследование эмоциональной сферы младших школьников с нарушением зрения.
Таблица 1
№ методики
Название методики
Автор методики
Цель методики
Исследуемый параметр
1
«Изучение эмоциональной восприимчивости»
Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина.
Выявление понимания эмоциональных состояния других людей.
Эмоциональное состояние
2
«Тест тревожности»
Р.Тэммпл,В.Амен,М.Дорки
Определение уровня тревожности
Тревожность
3
«Эмоциональная пиктограмма»
Е.И. Изотова
Выявление особенностей эмоционального развития
Вербализация эмоциональных явлений
4
«Изучение выразительности речи при передаче разных эмоциональных состояний»
Л.П. Стрелковой
Развитее передачи эмоционального состояния
Эмоциональное состояние
5
«Ассоциативный словарь эмоций»
А.Г. Закаблуков
Определить, знают ли испытуемые признаки основных видов эмоций, выраженных через слово.
Признаки основных видов эмоций,
По результатам диагностики было выявлено неоднозначность исследуемых качеств, некоторый дисбаланс эмоциональной сферы испытуемых: в основном, дети имеющие средний уровень эмоциональности показали большую организованность, ответственность и развитие волевых качеств, тогда как замкнутые, необщительные школьники проявили неумение сдерживать свои желания и низкий уровень волевого развития.
В связи с этим была составлена коррекционная программа, направленная на развитие данных параметров и коррекционное воздействие на эмоциональную сферу личности младших школьников с нарушениями зрения.
На основании данных, полученных в ходе апробации диагностической программы, была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие эмоциональной сферы младших школьников с нарушением зрения.
Основными задачами программы явились:
- снижение возбудимости, напряженности, закрытости;
- коррекция страхов перед всем новым, необычным;
- развитие регулятивных способностей, самоконтроля.
Список литературы
1.Бреслав Г.М. Проблемы эмоциональной функции регуляции органов общения факторов у младших школьников // Вопр. психологии. 2015- с.53-59
2.Большой функции психологический источников словарь. 3-е издание. С - П., 2016-с.24
3.Бойко является В.В. Энергия факторов эмоций источников в общении органов / В.В.Бойко.- М., 2016-с.123
4.Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь – справочник по развития психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов.– СПб.: Питер Ком, 2014 -с.528
5.Венгер А.Л. Психологические уровня рисуночные службы тесты / А.Л. Венгер.- М.,2012-с.32