Психолого-педагогическая программа развития эмоциональной сферы младших школьников
Психолого-педагогическая программа развития эмоциональной сферы младших школьников
Психолого-педагогическая программа развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе VIII вида.
Цель программы: развитие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи программы:
Развивать у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средства невербального выражения эмоций: мимики и пантомимики;
Развивать у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью способность к пониманию эмоциональных состояний других людей;
Развивать у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью социальные эмоции как составляющие высших чувств.
Данная программа содержит десять занятий продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся в течение двух с половиной месяцев один раз в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая программа развития эмоциональной сферы младших школьников»
муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Психолого-педагогическая программа развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе VIII вида
Педагог-психолог: Калачева Вероника Владимировна
Цель программы: развитие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи программы:
Развивать у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средства невербального выражения эмоций: мимики и пантомимики;
Развивать у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью способность к пониманию эмоциональных состояний других людей;
Развивать у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью социальные эмоции как составляющие высших чувств.
Данная программа содержит десять занятий продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся в течение двух с половиной месяцев один раз в неделю.
Каждое занятие включает в себя три части: вводную, основную и завершающую.
Целью вводной части занятия является - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. В этой части в основном используются приветствия, игры, обеспечивающие единый эмоциональный настрой группы.
Вторая, основная часть, включает в себя основную смысловую нагрузку всего занятия. В нее вошли упражнения с использованием сказкотерапии, арттерапии и игротерапии, направленные на развитие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Основной целью завершающей части занятия является создание у каждого участника положительных эмоций от работы на занятии, снятие напряжения. Здесь проводятся какие-либо упражнения на мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику.
В каждом занятии, помимо новой информации, предусмотрены повторы, что объясняется особенностями структуры дефекта умственно отсталых детей. Полученная таким образом информация лучше запоминается и воспроизводится младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью.
Занятие 1
Цель: знакомство детей друг с другом; формирование позитивного настроя на занятия.
Упражнение 1. «Знакомство с воздушными шарами»
Дети располагаются в круге и поочередно бросают надувной шар друг другу, при этом называя свое имя. Через некоторое время предлагается кинуть шар тому, кто с кем хочешь поиграть, поговорить.
Упражнение 2. «Поменяйтесь местами те, кто…»
Дети становятся в круг и по заданию ведущего меняются друг с другом местами по какому-либо признаку, например, те, у кого голубые глаза, русые волосы и т.п..
Упражнение 3. «Молекула»
Представьте себе, что вы маленькие атомы. Атомы постоянно движутся и объединяются в молекулы. Количество атомов в молекуле постоянно меняется. Сейчас мы все будем двигаться, а ведущий будет говорить, сколько будет атомов в молекуле. Объединяться нужно быстро.
Упражнение 4 «Вверх по радуге»
Психолог просит детей закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая - съезжают с неё, как с горки. Упражнение повторяется три раза.
Занятие 2
Цель: обучение элементам техники выражения мимики и пантомимики.
Приветствие
Упражнение 1. «Карлики и великаны»
Играющие становятся в круг. Ведущий объясняет, что они должны слушать, и, если он скажет слово «карлики» - надо сесть на корточки, а если это будет слово «великаны», следует встать на цыпочки и поднять вверх руки. Ведущий говорит разные слова, при этом он может намеренно подавать ложные команды, например: кар-тинка, кар-навал, вели-чина, ве-ление и др.
Упражнение 2. «Самое веселое лицо»
Играющие располагаются по кругу и по команде ведущего с помощью мимики изображают то или иное эмоциональное состояние (грустное, злое и т.п.). Затем ведущий выбирает лучшего игрока и меняется с ним ролями.
Упражнение 3. «На месте фигура замри»
Играющие располагаются по кругу и по команде ведущего с помощью мимики изображают то или иное эмоциональное состояние (грустное, злое и т.п.), усложняя его пантомимикой. Затем ведущий выбирает лучшего игрока и меняется с ним ролями.
Упражнение 4. «Какая рука у соседа?»
Дети садятся в круг, держась за руки. Участник, поворачиваясь к соседу справа, говорит тому, какая у него рука (мягкая, тёплая, добрая, нежная и т. д.). Психолог начинает выполнять это задание первым.
Занятие 3
Цель: обучение элементам техники выражения мимики и пантомимики.
Приветствие
Упражнение 1. «Ассоциации»
Каждый школьник поочередно становится центром внимания группы, все из участников которой сообщают ему, кого он напоминает из животных, птиц, растений. Направление для развития ассоциативной цепочки учащиеся могут выбирать сами, либо оно задается ведущим.
Упражнение 2. «Разговариваем без слов»
Психолог:
«Знаете, ребята, что разговаривать друг с другом можно не только при помощи слов. Можно общаться с помощью жестов (движений головы, рук, тела), мимики (выражений лица)».
Психолог показывает несколько жестов, например: остановить машину, попросить о чём-то, поздороваться, попрощаться. И предлагает детям придумать и продемонстрировать свои жесты.
Упражнение 3. «Звери в лесу»
Психолог:
«Сейчас мы с вами немного поиграем. Представьте себя теми животными, о которых я сейчас буду говорить и повторяйте все движения, которое выполняет это животное. Начнем. Охотничья собака, увидев дичь, моментально застывает в напряженной позе. Морда у нее вытягивается вперед, уши навостряются, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный дразнящий запах.
А теперь представьте, что вы – лисичка.
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят. Голова у нее наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперед, корпус слегка наклонен вперед.
Теперь представьте, что вы (выбираются участники) два мышонка, которые должны перейти дорогу, где спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» Выразительные движения. Шею вытянуть вперед, указательный палец приставить к сжатым губам, брови поднять вверх».
Упражнение 4. «Игра с муравьем»
Представьте, что вы в лесу. Сидите на пенечке. Под ногами мягкая трава. На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (вдох). Прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержать дыхание), движением ноги вперед сбросить муравья с пальцев ног (выдох). Носки вниз, в стороны, расслабьте ноги. Ноги отдыхают.
Занятие 4.
Цель: обучение элементам техники выражения мимики и пантомимики.
Приветствие.
Упражнение 1. «Вагончик»
Дети становятся в шеренгу. Ведущий (выбирается по очереди) показывает произвольные движения без слов. Дети-«вагончики» повторяют их за ними.
Упражнение 2. «Мир эмоций»
Ведущий просит детей:
Нахмуриться, как осенняя туча;
как злая волшебница.
Улыбнуться, как солнце;
как будто он увидел чудо.
Разозлиться, как разъяренный зверь;
как человек, которого ударили.
Испугаться, как заяц, увидевший волка;
как котенок, на которого лает собака.
Устать, как человек, идущий в гору;
как муравей, притащивший большую муху.
Отдохнуть, как турист, снявший тяжелый рюкзак;
как ребенок, который много потрудился, но помог маме;
Упражнение 3. «Зеркальная комната»
Выбирается ведущий, остальные игроки – «зеркала». Ведущий поочередно подходит к участникам и говорит им «Ты – обычное зеркало», или «Ты – кривое зеркало». Затем с помощью выразительных движений лица и тела изображает определенное эмоциональное состояние. «Отражение в обычном» зеркале должно его воспроизвести, а кривое зеркало, соответственно, показывает состояние прямо противоположное заданному. Пройдя по кругу, ведущий меняется местами с тем игроком, чье «отражение» в зеркале ему понравилось больше других.
Упражнение 4. «Небо»
Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Закройте глаза. Представьте прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Вы наблюдаете за ними. Пусть ваши мысли улетают вместе с облаками. Вы сосредоточены на небе. Вы спокойны и ощущаете покой, тишину и радость. Откройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните.
Занятие 5
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние других людей
Приветствие
Упражнение № 1. «Запретное движение»
Психолог предлагает детям встать в полукруг и дает инструкцию: «Я буду вам показывать несколько движений, одно из которых (например: приседание) – запретное. Вы должны повторять все мои движения, кроме запретного».
Психолог предлагает детям вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит их ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких еще вы знаете героев (удивленных, испуганных и т. д.)?» Затем всех названных персонажей дети рисуют на листе бумаги. Затем психолог говорит: «Я сейчас попробую загадать кого-либо из этих героев и показать, как он выглядит. А вы отгадайте, кто это». Психолог делает веселое выражение лица. Дети отгадывают, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем дети, по очереди, изображают выражение лица любого героя, а психолог отгадывает, кто это.
Упражнение № 3. «Ожившие картинки»
Каждый участник получает картинку с изображением одного персонажа, переживающего какое-либо эмоциональное состояние. Затем учащиеся поочередно выполняют серию движений (пройти, присесть, оглядеться по сторонам и т.п.), в которых должна проявиться заданная эмоция. Другие участники игры должны узнать и назвать это состояние.
Упражнение 4. «Пузырь»
Психолог:
«Представьте, что вы находитесь в мыльном пузыре. Встаньте прямо. Ноги чуть расставлены в стороны. Мыльный пузырь раскачивается. Покачайтесь и вы. Поверните голову вправо, посмотрите, что там внизу. Поверните голову влево, посмотрите вниз. Снова пораскачивайте мыльный пузырь.
Мы так раскачивали пузырь, что он лопнул. Присядьте на корточки.
На нас набросились комары.
- Вот мы вам! Вот мы вам! – грозили они.
- Не бойтесь, ничего они нам не сделают, комарам не по вкусу мыльная вода, - шепнул мыльный человечек.
Встаньте. Встряхните с себя «мыльную воду».
Занятие 6
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние других людей
Психолог предлагает детям поиграть в игру и дает инструкцию:
«Сейчас мы поиграем в игру. Если я говорю «голова», то смотрим перед собой, если «пол» - смотрим вниз, голова опущена, если «потолок» - Смотрим вверх, голова поднята. Будьте внимательны».
Упражнение № 2. «Тише, мыши – кот на крыше»
Участникам выдаются карточки, на которых названия или изображения различных животных, в том числе кошка и одна или несколько мышей. По сигналу ведущего кошка должна обойти всех участников и «поймать» мышей, т.е. догадаться, у кого из них соответствующая карточка. Мыши, в свою очередь, «маскируются», стараются не проявлять эмоций.
Упражнение 3. «Пираты, акулы и золото»
Игроки получают карточки. Двум из них достается роль пиратов, другие – либо акула, либо золото. Задача «пиратов», - набрать побольше золота и не попасть в пасть к акуле. Они по сигналу ведущего поочередно начинают выбирать себе «добычу». Тот, кто вместо золота берет акулу, выбывает из игры Оставшийся – победитель.
Занятие 7
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние других людей.
Приветствие
Упражнение 1. «Лягушка»
Ведущий читает небольшое стихотворение, под которое школьники выполняют определенные действия:
«Скачут по дорожке,
Вытянувши ножки:
«Ква-ква-ква, ква-ква-ква»,
Вытянувши ножки».
Упражнение 2. «Обезьянка»
Обезьянкой по желанию может стать каждый из участников. «Обезьянка» изображает эмоциональный портрет кого-либо из присутствующих: наиболее характерное для него настроение, реакцию на окружающих, особенности проявления позитивных и негативных эмоций. Выступление «обезьянки» продолжается до тех пор, пока группа не догадается, кто из них стал объектом особого внимания.
Упражнение 3. «Новая кукла»
Психолог:
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой. Содержание не читается детям, а эмоционально пересказывается. Психолог обращается к детям с вопросом «Какое чувство испытывает девочка?». Предложенная в этюде ситуация — это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему, с учетом эмоциональных особенностей и проблем каждого конкретного ребенка или группы.
Упражнение 4. «Апельсиновый сад»
Цель: обучение саморасслаблению.
Сядьте или лягте удобнее и расслабьтесь. Представьте себя идущим по узкой тропинке. Вы медленно подходите к белой калитке и распахиваете ее. Перед вами открывается апельсиновый сад. Высокая изумрудная трава, по которой вы идете, щекочет вам ноги. Вокруг возвышаются апельсиновые деревья. На ветвях вы видите множество самых разнообразных птиц. Прислушайтесь к голосам.
В густой, темно-зеленой листве апельсиновых деревьев видны спелые оранжевые плоды. Протяните ваши ладони, сорвите апельсин, поднесите его к лицу и вдохните аромат свежего спелого плода. Разломите апельсин, съешьте его спелую мякоть, ощутите вкус спелого, терпкого сока.
Вслушайтесь в звуки окружающие вас. У самых корней деревьев течет ручей. Наклонитесь к нему, опустите свои ладони в прохладную воду и смойте с них апельсиновый сок.
Вам хорошо, вам приятно и спокойно.
Но нам пора возвращаться. Вы отдохнули, расслабились. Вы полны сил. Вы готовы к новой работе. Запомните это состояние, возьмите его с собой.
На счет раз вы глубоко вздохнете, и медленно выдохните воздух. На счет два вы откроете глаза. На счет три, вы потянитесь и вернетесь из своего путешествия ко мне.
Занятие 8
Цель: развитие высших чувств младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Приветствие.
Упражнение 1. «Зайчата и волк»
Психолог дает инструкцию: «Вы зайчата, бегаете, прыгаете. Как услышите вой волка «Ууу» прячьтесь, приседайте, тихо станет убегайте».
Упражнение 2. «Сказка по кругу»
Дети совещаются и выбирают основную тему своей сказки. Затем по очереди, держа в руках «волшебную» палочку, сочиняют сказку.
Психолог начинает её, говоря первое предложение, дети поочерёдно продолжают её. В конце проводится обсуждение понравилась ли им придуманная сказка, что они чувствовали, говоря по кругу, хотели бы они по
править другого в момент придумывания сказки; легко ли было составлять сказку?
Упражнение 3. «Сказка Морозко»
Психолог кратко пересказывает детям сказку «Морзко»:
«Жили-были дед да баба. И у каждого из них была своя дочка. Когда уехал дед в город, баба послала падчерицу в лес за хворостом. Там она повстречала Морозко. После того, как она выполнила все его поручения, Морозко одарил её нарядами и сундуком с золотом. Завидно стало бабе и послала она в лес свою дочь – ленивицу. А её дочь нагрубила Морозко, и тот поднял такую вьюгу, что снег навсегда накрыл ленивицу. То же самое произошло с бабой. И стали вместе жить дед и его дочь. А когда к дочери посватался добрый молодец, справили свадьбу и зажили все счастливо».
Психолог задаёт детям вопрос: «Вроде бы всё по справедливости, но почему зло на зло? И не жалко ли бабу с её дочкой – ленивицей?»
Психолог раздаёт детям кружки – символы и объясняет, что они означают:
• красный кружок – радуюсь;
• синий – мне жалко;
• жёлтый – хочу помочь;
Затем психолог спрашивает у детей, есть ли у них желание изменить конец сказки?
Упражнение 4. «Волшебный лес».
Сядьте или лягте удобнее. Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в волшебном лесу. Вы видите необыкновенный лес, деревья, кустарники. В самой чаще леса стоит белая, мраморная скамейка. Присядьте на нее. Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг тебя. Пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Представьте, что сказочные персонажи пришли к вам на помощь. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадать загадки. Подружитесь с ними. Как вы себя чувствуете?
Теперь вас ждет долгая дорога домой из сказочного леса. Вы идете, смотрите вокруг и разговариваете со своими новыми друзьями. Теперь, когда вам захочется, вы в любой момент сможете туда возвратиться.
Занятие 9
Цель: развитие высших чувств младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Упражнение 1. «Горячий картофель»
Игроки встают в круг, лицом к ведущему, который стоит в центре с небольшим мячом. Начиная игру, ведущий бросает мяч кому-нибудь из участников, затем школьники с максимальной скоростью перебрасывают друг другу мяч, словно это горячая картошка. Кто не успевает поймать мяч, выходит из игры.
Упражнение 2. «Ожившая картина»
Упражнение направлено на развитие способности к эмпатии и «вхождению» в ситуацию. Сначала всем членам группы предлагаются фотографии с изображением группы людей, и предлагается коллективно определит характер взаимоотношений людей и их общения, попробовать вжиться в ситуацию и описать эмоциональное состояние, в котором они находятся.
Упражнение 3. «Межличностные отношения»
Тренер просит всех занять свои места и сесть в круг. Раздаёт участникам листочки со списком качеств важных для межличностных отношений (эмпатия, доброжелательность, аутичностъ, конкретность, инициативность, непосредственность, открытость, принятие чувств, конфронтация, самопознание и т.д.). каждый пробует определить в какой мере ему присущи отдельные качества. Рядом с описанием каждого качества отведено специальное место, куда надо писать цифры от 0 до 6. если человеку кажется, что ему вообще не присуще данное качество, он ставит 0 , если он без сомнений обладает этим качеством -то ставит 6. Т.о., каждый оценивает по очереди все качества, затем группа ранжирует эти качества в зависимости от их значимости. Группа должна совместно решить, какое из качеств является самым важным в межличностных отношениях, затем, что можно поставить на второе, третье и т.д. места. Решаются вопросы путём компромисса или голосования.
Упражнение 4. «Радуга».
Сядьте или лягте удобнее, закройте глаза и представьте, что у вас в голове находится экран. На экране вы видите радугу, представьте себе те цвета, который нравится. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Вы видите то, что я описываю, или вы видите то, что хотите.
На экране появляется первый цвет - голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой ласкает глаз в жару. Он освежает тебя, как купание в озере. Что вы видите, когда думаете о голубом цвете?...
Следующий цвет - красный. Красный цвет дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда тебе холодно. Иногда он напоминает нам о любви. Что вы думаете, когда смотрите на красный?...
Следующий цвет — желтый. Желтый цвет приносит радость. Он согревает нас как солнце, и мы улыбаемся, когда видим его. Если нам одиноко и грустно, он поднимает нам настроение. Что вы думаете, когда смотрите на желтый цвет?...
Следующий цвет - зеленый. Зеленый цвет, цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый цвет помогает нам чувствовать себя лучше. Что вы думаете, когда смотрите на зеленый цвет?...
Сейчас я начну считать. На счет раз - вы пошевелите пальчиками ног. На счет два - вы пошевелите пальчиками рук. На счет три - вы откроете свои глаза и полежите еще некоторое время, вспоминая свою радугу. Раз, два, три. А сейчас мы возвращаемся к работе.
Занятие 10
Цель: проигрывание ситуации последнего занятия. Создание условия для адекватного восприятия ситуации расставания.
Приветствие.
Упражнение 1. «Пожелания»
Ведущий: «Встаньте в круг. Начнём работу с высказывания пожеланий друг другу. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч кому-то и одновременно говорите своё пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить».
Упражнение 2. «Мои любимые воспоминания»
Ведущий предлагает рассказать детям о двух самых ярких воспоминаниях из жизни. Начинает ведущий.
Упражнение 3. «Хвасталки»
Ведущий дает ребенку бумагу и фломастеры и просит вспомнить три своих поступка или подумать о трех своих качествах, которыми он гордится. Например, кто-то научился хорошо плавать, а кто-то великолепно ныряет, кто-то хорошо поет или танцует, кто-то замечательно ответил урок у доски, а кто-то заступился за младшего и т.п. Затем ведущий просит ребенка поделить лист на три части и представить эти качества (поступки) в виде небольших рисунков, а затем рассказывает о них ведущему.
Упражнение 4. «Водопад». Сядь поудобнее и закрой глаза. Два-три раза глубоко вдохни и выдохни... Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове... Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи. Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами... (30 секунд.) Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил... Немного потянись, выпрямись и открой глаза.