kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие слогового анализа и синтеза

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема моего опыта «Развитие слогового анализа и синтеза».

Основная цель методических игр - повышение эффективности и  качества процесса коррекции фонематических процессов и лексического запаса младших школьников. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  • развитие слогового анализа и синтеза
  • обучение простым и  сложным формам фонематического анализа
  • формирование фонематических представлений
  • обучение дифференциации звуков
  • повышение мотивации  и заинтересованности детей
  • развитие познавательной активности учащихся
  • совершенствование форм и методов организации учебного процесса

 

Методические игры  предназначены для работы учителя-логопеда на 1 этапе коррекции с детьми младшего школьного возраста. Достоинство пособия в том, что  его могут использовать все участники образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Развитие слогового анализа и синтеза»

Приложение 1

I раздел

Игры на развитие слогового анализа и синтеза


Модуль 1. Акула.

Цель: образование новых слов.

Описание: зубастая акула любит проглатывать слоги. Какие слоги проглотила акула? Добавь слог и составь слово, запиши слова в тетради.

Модуль 2. АУ! Горшочек овощей

Цель: определение порядка слогов в слове.

Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Поварята захотели приготовить овощное рагу, но в рецепте названия овощей написаны неверно, вы должны исправить ошибки и прочесть слова из рецепта».


Модуль 3. В саду.

Цель: определение количества слогов в слове, расширение словарного запаса по лексической теме «Сад».

Описание: вспомнить названия садовых деревьев, определить количество слогов названиях деревьев. Проверить правильность ответов помогут птички.


Модуль 4. Волшебный номер.

Цель: определение количества слогов в слове.

Описание: картинки потеряли свои номера, надо определить количество слогов в названиях картинок и помочь им вернуть свой номер.


Модуль 5. Выбери картинки

Цель: развитие слогового анализа и синтеза.

Описание: среди данных картинок необходимо найти такие, чтобы из первых слогов названий составить слово работа.


Модуль 6. Выбери картинки (второй вариант)

Цель: развитие слогового анализа и синтеза.

Описание: назовите картинки, найдите среди них такие, чтобы из вторых слогов названий составить слово марка.






Модуль 7. Выставка игрушек

Цель: определение количества слогов в слове.

Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Сегодня мы откроем выставку игрушек. Экспонаты выставки разместим на трех полках» детям необходимо проговорить название игрушки по слогам, определить их количество и «поставить» игрушку на нужную полку.


Модуль 8. Дупло

Цель: отработка навыков чтения слогов – слияний.

Описание: игра начинается с чтения стихотворения. По ходу стихотворения в игровой таблице появляются буквы. Дети читают образовавшиеся слоги.

Вот это дуб, а в нём дупло,

Где поселилась букв О.

Буква эта гласная, но дружна с согласными.

Жёлудь «Л» упал в дупло, прочитали дети «ЛО».

Жёлудь «Н» упал в дупло, прочитали дети «НО»

Жёлудь «С» упал в дупло, прочитали дети «СО». и т. д.


Модуль 9. Зоопарк

Цель: определение количества слогов в слове.

Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Сегодня мы посетили большой зоопарк и должны отобрать животных, которых ещё нет в нашем школьном зоопарке. А нет у нас животных, в названии которых один слог».


Модуль 10. Из слогов составь слово

Цель: развитие слогового анализа и синтеза.

Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Мы превращаемся в шифровальщиков. Нам необходимо из заданных слогов в названиях картинок составить новое зашифрованное слово».


Модуль 11. Капли

Цель: развитие слогового анализа, выделение первого слога из слова.

Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Каждой капельке подарили картинку, но капли потеряли первый слог в названии своей картинки, помогите капелькам, соедините стрелками картинку и слог».


Модуль 12. Кто подберет больше

Цель: развитие умения соотносит слоговую схему и слово.

Описание: необходимо подобрать как можно больше слов – названий картинок, слоговой состав которых будет соответствовать данной схеме.

Модуль 13. Курочка с цыплятами

Цель: отработка навыков чтения слогов – слияний.

Описание: игра начинается с чтения стихотворения. По ходу стихотворения в игровой таблице появляются буквы. Дети читают образовавшиеся слоги.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.

А за ней цыплятки – малые ребятки.

Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла! (при необходимости буквы меняются)

Прибежал весёлый А, прочитали дети… НА

Прибежал задорный О, прочитали дети… НО

Прибежал упрямый У, прочитали дети… НУ

Прибежал сыночек Ы прочитали дети… НЫ

Прибежал зазнайка Я прочитали дети… НЯ

Прибежал милёнок И, прочитали дети… НИ

Прибежал красавчик Е, прочитали дети… НЕ

Прибежал любимчик Ю, прочитали дети… НЮ

Прибежал серьёзный Ё, прочитали дети… НЁ

Модуль 14. Магазин

Цель: развитие слогового анализа слова.

Описание: детям сообщается игровая ситуация:

С мамой в магазин идём,

Покупки в сумку мы кладем.

Берём товар со слогом нужным,

Выбираем вместе дружно.

На витрине магазина товары – предметные картинки. Купить можно те предметы, в названии которых два слога. Ученик «покупает» товар – четко произносит название предмета по слогам.


Модуль 15. Найди картинку

Цель: развитие слогового анализа и синтеза.

Описание: необходимо выбрать картинки, в названии и которых три слога.

Модуль 16. Необычный цветок

Цель: определение количества слогов в слове.

Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Каждая группа детей должна выбрать картинки, расположенные на лепестках необычного цветка . Первая – их картинок, название которых состоит из одного слога, вторая – из двух, третья – из трех».


Модуль 17. Огородники

Цель: определение количества слогов в слове.

Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Мы с вами должны собрать овощи на огороде и разложить их в две корзины. В первую картинки, названия которых состоят из двух слогов, во вторую – из трех».




Модуль 18. Одежду на свою полку

Цель: определение количества слогов в слове, расширение словарного запаса по лексической теме «Одежда».

Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Мы с вами продавцы в магазине одежды. Поступил новый товар, и мы должны разместить его на полках. На первой полке будет находиться одежда, в названии которой один слог, на второй – два, на третьей – три. Начинаем работу».


Модуль 19. Отгадай-ка

Цель: развитие слогового анализа и синтеза.

Описание: из слогов расположенных на лепестках необходимо составить названия цветов.


Модуль 20. Поезд

Цель: определение количества слогов в словах.

Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Перед вами поезд с тремя вагонами. Вы выбираете предметную картинку, определяете количество слогов в названии и «сажаете» в вагон. Порядок посадки: в первый вагон нужно посадить предметы, в названии которых звук в начале слова, во второй – в середине, в третий – в конце».


Модуль 21. Поможем почтальону

Цель: развитие слогового анализа и синтеза

Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Почтальон сортирует письма, но конверты повреждены и из них выпали картинки. Необходимо каждой картинке найти её конверт - сложить из слогов слово и соединить с нужной картинкой».

Модуль 22. Почтальон

Цель: определение количества слогов в словах.

Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Почтальон сортирует письма, но конверты повреждены и из них выпали картинки. Необходимо каждой картинке найти её конверт - сложить из слогов слово и соединить с нужной картинкой».


Модуль 23. Простоквашино

Цель: отработка навыков чтения слогов – слияний.

Описание: детям сообщается игровая ситуация:

Аэропорт – воздушные ворота,

Всем здесь побывать охота.

Много встреч здесь и гостей

С самых разных волостей!

Вот из Простоквашино идут,

В сумках буквы нам несут.

Дядя Федор – А и Я,

Прочитали - РА и РЯ.

Шарик – О и букву Ё,

Прочитали – РО и РЁ.

Матроскин – буквы У и Ю,

Прочитали – РУ и РЮ.

Печкин – буквы И да Ы,

Прочитали – РЫ и РИ.

Привезли и букву Е,

Прочитали дети – РЕ.


Модуль 24. Рассели животных

Цель: развитие слогового анализа.

Описание: детям сообщается игровая ситуация: «В трехэтажный картонный дом необходимо расселить животных. На первом этаже поселятся те из них, названия которых состоят из одного слога, на втором – из двух, на третьем – из трех слогов».

Логопед называет животное, дети определяют количество слогов в слове.


Модуль 25. Сколько слогов

Цель: определение количества слогов в слове.

Описание: детям предлагается выделить гласные в названии картинок и назвать количество слогов. Повторение правила о том, что в слове сколько гласных, столько слогов.


Модуль 26. Слово рассыпалось

Цель: развитие слогового анализа и синтеза

Описание: детям сообщается игровая ситуация: «У нас гость. Найдите нужные слоги, чтобы составить название этого животного».


Модуль 27. Собери пирамиду

Цель: развитие слогового анализа и синтеза

Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Помогите картинкам занять своё место на кольцах пирамиды, расставив их в порядке убывания количества слогов.

В основании должна быть картинка, в названии которой большее количество слогов, на самом верхнем кольце – картинка с наименьшим количеством слогов».


Модуль 28. Составь слова

Цель: развитие слогового анализа и синтеза

Описание: на лепестках этого необычного цветка написаны слоги. Составьте восемь слов, добавив первый слог, расположенный в середине цветка.


Модуль 29. Составь слово по первым слогам в названии картинок

Цель: развитие слогового анализа и синтеза, чтение слов.

Описание: назовите картинки в каждой строке. Выделите в названии картинок первые слоги и составьте три слова.


Модуль 30. Угадай слово

Цель: развитие слогового анализа и синтеза, умение отгадывать загадки.

Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Картинки решили поиграть с нами в прятки. Чтобы отгадать какая картинка спряталась за слогом, вы должны добавить нужный слог. Помогут загадки - описания»

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит –

В ногу всем шагать велит. БАРАБАН


Костлявая спинка,

На брюшке щетинка. ЩЕТКА


Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …ШАРЫ


Как на нём легко сидится,
И приятно, сладко спится!
Спинка мягкая, подушки…
Что ещё для счастья нужно? ДИВАН


Золотая свечка
Заперта в темнице,
Желтая овечка
Под стеклом стучится,
Горница прозрачная
На витом столбе,
Там овечка скачет
По своей избе,
А на кнопочку нажмёшь –
Механизм игры поймёшь:
Вмиг потухнет свечка
И уснёт овечка. ЛАМПА


Эта вещь необходима,

Чтобы в магазин ходить.

В неё можно много – много

Товаров разных положить. СУМКА


В шахту спустится шахтер,
Принесет воды во двор. ВЕДРО


Модуль 31. Что лишнее?

Цель: развитие слогового анализа и синтеза

Описание: детям сообщается игровая ситуация: «В каждом ряду есть картинка, которая «потерялась». Определите количество слогов в названиях картинок и найдите лишнюю»


Модуль 32. Чудесный подарок

Цель: развитие слогового анализа и синтеза, чтение слов.

Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Гном Миша спешит на день рождение к своему другу Грише. Подарить он решил слова и воздушные шарики. Но подул ветер и воздушные шарики взлетели в небо, унося с собой слоги. Надо вернуть шарики и собрать рассыпавшиеся слова, чтобы подарить их Грише».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие слогового анализа и синтеза

Автор: Аврахова Наталия Ивановна

Дата: 01.10.2019

Номер свидетельства: 521459

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Развитие навыка слогового анализа и синтеза"
    ["seo_title"] => string(42) "razvitiienavykasloghovoghoanalizaisintieza"
    ["file_id"] => string(6) "278026"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453030836"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Развитие слогового анализа и синтеза у дошкольников"
    ["seo_title"] => string(51) "razvitie_slogovogo_analiza_i_sinteza_u_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "496174"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1547949716"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Инновационные приемы работы по обучению  навыкам звуко – слогового анализа и синтеза "
    ["seo_title"] => string(90) "innovatsionnyie-priiemy-raboty-po-obuchieniiu-navykam-zvuko-sloghovogho-analiza-i-sintieza"
    ["file_id"] => string(6) "236996"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444213186"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса с ОНР "Слоговой состав слова""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_loghopiedichieskogho_zaniatiia_s_uchashchimisia_2_klassa_s_onr_sloghov"
    ["file_id"] => string(6) "390644"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486830649"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Упражнения по профилактике и устранению дисграфических ошибок у обучающихся второго класса "
    ["seo_title"] => string(109) "uprazhnieniia-po-profilaktikie-i-ustranieniiu-disghrafichieskikh-oshibok-u-obuchaiushchikhsia-vtorogho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "241489"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445260669"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства