kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие навыка слогового анализа и синтеза

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза необходимо включать в работу по коррекции нарушений письменной речи, в частности при коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа. Переход к этой теме осуществляется после отработки звуко-буквенного анализа слов. Так же стоит отметить, что подобная работа будет полезной при проведении занятий по профилактике нарушений письменной речи среди учащихся первых классов, имеющих нарушения устной речи.

К тому же нижеперечисленные упражнения будут полезны нормативно развивающимся детям, начавшим школьное обучение. Навык деления слов на слоги (слоговой анализ) и составления из слогов слов (слоговой синтез) имеет большое значение в овладении детьми письменной речи. Таким образом, в зависимости от того, насколько качественно будет проведена работа по отработке данного навыка, зависит дальнейшее развитие письменной речи учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыка слогового анализа и синтеза»

Развитие навыка слогового анализа и синтеза


Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза необходимо включать в работу по коррекции нарушений письменной речи, в частности при коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа. Переход к этой теме осуществляется после отработки звуко-буквенного анализа слов. Так же стоит отметить, что подобная работа будет полезной при проведении занятий по профилактике нарушений письменной речи среди учащихся первых классов, имеющих нарушения устной речи.

К тому же нижеперечисленные упражнения будут полезны нормативно развивающимся детям, начавшим школьное обучение. Навык деления слов на слоги (слоговой анализ) и составления из слогов слов (слоговой синтез) имеет большое значение в овладении детьми письменной речи. Таким образом, в зависимости от того, насколько качественно будет проведена работа по отработке данного навыка, зависит дальнейшее развитие письменной речи учащихся.

Несмотря на всю важность этого процесса, не стоит забывать, что даже у нормативно развивающихся детей процесс перехода от дошкольного детства к школьному обучению часто происходит довольно сложно, не говоря уже о детях, имеющих речевую патологию. В связи с этим, организовать работу по отработке навыка слогового анализа следует таким образом, чтобы максимально завлечь в нее детей. Мотивировать детей лучше большим количеством наглядного, иллюстративного материала и чередованием разных видов деятельности. Ниже рассмотрены возможные методы и приемы работы, представлены пособия и материалы.

1. Рассели животных по домикам (задание, направленное на развитие навыка слогового анализа)

Рассели животных по домикам

Инструкция для детей:

Посмотрите внимательно на картинку. Что изображено на ней? (Три домика и животные).

Одинаковы ли домики? (Нет, в первом домике одно окно, во втором - два, в третьем - три).

Нам необходимо расселить животных по домикам. В первом домике будут жить животные, в названиях которых 1 слог.

Как вы думаете, какие животные будут жить во втором домике? (Животные, в названиях которых два слога)

Какие животные будут жить в третьем домике? (Животные, в названиях которых три слога)

Как мы проверим, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Задание может выполняться как устно, так и письменно. При письменном выполнении можно предложить детям разделить тетрадь на три колонки. В первую колонку записать слова с одним слогом, во вторую – с двумя, в третью - с тремя. При устном выполнении задания предложить детям сначала назвать только те слова, в которых один слог, затем два слога, три слога.

При делении слов на слоги лучше сопровождать их хлопками. Также не лишней будет работа по выделению гласных в словах. После выполнения задания можно спросить детей, каких еще животных можно поселит в первый домки, во второй, в третий.

2. Расставь предметы на свои места (задание, направленное на развитие навыка слогового анализа)

Аналогичным образом проводится работа по следующей иллюстрации.

Расставь предметы от логопеда

Логопед предлагает детям расставить предметы по шкафам. В шкафу с одним отделением должны находиться слова, в которых один слог, в шкафу, котором два отделения слова, в которых два слога, с тремя – три слога.

В конце задания учащимся также предлагается придумать какие еще предметы можно поместить на полки шкафов.

3. Подумай и разрежь (задание, направленное на развитие навыка слогового анализа)

Эта игра требует небольшой подготовки. Для проведения необходимо, чтобы у каждого из детей были ножницы. Логопед раздает каждому ребенку по три разных предметных картинки и предлагает разрезать ее на столько частей, сколько слогов в этом слове. В начале работы логопед напоминает детям русскую поговорку: «семь раз отмерь – один отрежь» и предлагает очень хорошо подумать над своими действиями. После окончания работы каждый ребенок показывает, что у него получилось, объясняет, как он поделил слово и почему. Ко всему прочему можно добавить написание слогов на каждой части картинки.

При выполнении этого задания работа одновременно ведется по разным направлениям: развитие навыка слогового анализа, развитие общей моторики речи, развития самоконтроля и произвольности, развитие навыка самостоятельной работы. Хитрость этого задания заключается в том, что если ребенок допустит ошибку, то ее будет не так просто исправить, как при устном проговаривании. Разумеется, не стоит брать этот вид работы в начале изучения темы. В то же время, для итогового занятия это задание очень хорошо подойдет.

4. Какой ты слог? (задание, направленное на развитие навыка слогового анализа)

Эту игру можно использовать при проведении групповых занятий в качестве физкультминутки. Логопед делит детей на небольшие подгруппы во 2, 3, 4 человека. Затем выставляет на доску предметные картинки, в названиях которых 2, 3, 4 слога. Сначала детям предлагается разделить слова на три группы, в зависимости от количества слогов. Затем логопед раздает каждой группе детей карточки. Если в группе 2 человека, дети получают карточки, в названиях которых 2 слога. Логопед предлагает им поделить слово на слоги.


Первый ребенок называет первый слов, второй ребенок – второй слог. Это задание можно усложнить. После того, как каждый ребенок назвал свой слог, логопед предлагает придумать еще слова, в которых есть такой же слог и сказать каким по счету он стоит. Помимо развития навыка слогового анализа, эта игра способствует развитию коммуникативных навыков детей и умения работать в группе. Разумеется, при проведении игры, следует учитывать, что дети должны хорошо знать друг друга и заниматься в таком составе определенный промежуток времени.

5. Собери слова (игра направлена на развитие навыка слогового синтеза слов)

Логопед предлагает всем детям собраться вокруг одного стола. В центре логопед выкладывает карточки с различными слогами. По очереди дети составляют из предложенных карточек слова, называют их, количество слогов в слове, гласные буквы. Это задание можно дополнить составлением предложений с каждым из получившихся слов. В таком случае, помимо развития навыка слогового анализа, будет осуществляться работа по развитию связной речи детей. Эта игра так же может использоваться в качестве физкультминутки и отдыха от письменных заданий, а так же, как итог, в конце занятия.

6. Рассыпавшиеся покупки (игра направлена на развитие навыка слогового синтеза слов)

Логопед выставляет на доску изображение женщины с пакетами, а так же различные фрукты с написанными на них слогами.

Рассыпавшиеся покупки

Инструкция для детей

- Посмотрите на картинку. Что вы видите? (Женщину с сумками, фрукты)

- Эту женщину зовут Наташа. Она очень спешила домой и по дороге растеряла все фрукты. Давайте поможем ей собрать их.

- Что выпало из ее сумки? (яб-ло-ки)

- Кто выйдет к доске и разместит слоги в нужном порядке? Давайте запишем получившееся слово в тетрадь.

Аналогичным образом выполняется работа со всеми оставшимися фруктами. Это задание может выполняться как письменно, так и устно. После написания слов, детям предлагается придумать, какие еще фрукты могла нести Наташа из магазина и поделить их на слоги.

7. Мозаика (игра направлена на развитие навыка слогового синтеза слов)

Логопед выставляет на доску изображение мальчика и карточки с изображением частей мозаики с подписанными слогами.

Мозаика

Инструкция для детей:

- Этого мальчика зовут Жора. Он очень любит собирать мозаику. Сегодня он решил прийти к нам на занятие и показать сою любимую игру. Давайте проверим, получится ли у вас так же хорошо собирать мозаику, как у Жоры.

- Посмотрите на первую карточку. Какое слово здесь спряталось?

Задание так же может выполняться письменно и устно. После выполнения этого задания логопед может предложить детям продолжить эту игру дома и придумать (можно даже нарисовать) дома несколько мозаик-загадок, чтобы на следующем уроке проверить друг друга.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие навыка слогового анализа и синтеза

Автор: Чернякова Галина Михайловна

Дата: 17.01.2016

Номер свидетельства: 278026

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Инновационные приемы работы по обучению  навыкам звуко – слогового анализа и синтеза "
    ["seo_title"] => string(90) "innovatsionnyie-priiemy-raboty-po-obuchieniiu-navykam-zvuko-sloghovogho-analiza-i-sintieza"
    ["file_id"] => string(6) "236996"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444213186"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: Дифференциации звуков [с] [с’] [з] [з’] и  букв с-з на материале слов и словосочетаний"
    ["seo_title"] => string(129) "konspiektpodghruppovoghologhopiedichieskoghozaniatiianatiemudiffierientsiatsiizvukovsszzibukvsznamatierialieslovislovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "304193"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457682223"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Групповое логопедическое  занятие для учащихся 1 класса по теме: «Слоги»"
    ["seo_title"] => string(77) "gruppovoieloghopiedichieskoiezaniatiiedliauchashchikhsia1klassapotiemiesloghi"
    ["file_id"] => string(6) "321237"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461243374"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Групповое логопедическое  занятие для учащихся 1 класса по теме: «Слоги»"
    ["seo_title"] => string(78) "gruppovoieloghopiedichieskoiezaniatiiedliauchashchikhsia1klassapotiemiesloghi1"
    ["file_id"] => string(6) "321238"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461243382"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ «СОСТАВЛЯЕМ СЛОВА ИЗ СЛОГОВ»"
    ["seo_title"] => string(53) "zanimatiel_nyie_zadaniia_sostavliaiem_slova_iz_slogov"
    ["file_id"] => string(6) "367904"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481359245"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства