kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие слогового анализа и синтеза у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по работе над развитием звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста и детей 1 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие слогового анализа и синтеза у дошкольников»

Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза необходимо включать в работу по коррекции нарушений письменной речи, в частности при коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа. Переход к этой теме осуществляется после отработки звуко-буквенного анализа слов. Так же стоит отметить, что подобная работа будет полезной при проведении занятий по профилактике нарушений письменной речи среди учащихся первых классов, имеющих нарушения устной речи.

К тому же нижеперечисленные упражнения будут полезны нормативно развивающимся детям, начавшим школьное обучение. Навык деления слов на слоги (слоговой анализ) и составления из слогов слов (слоговой синтез) имеет большое значение в овладении детьми письменной речи. Таким образом, в зависимости от того, насколько качественно будет проведена работа по отработке данного навыка, зависит дальнейшее развитие письменной речи учащихся.

Несмотря на всю важность этого процесса, не стоит забывать, что даже у нормативно развивающихся детей процесс перехода от дошкольного детства к школьному обучению часто происходит довольно сложно, не говоря уже о детях, имеющих речевую патологию. В связи с этим, организовать работу по отработке навыка слогового анализа следует таким образом, чтобы максимально завлечь в нее детей. Мотивировать детей лучше большим количеством наглядного, иллюстративного материала и чередованием разных видов деятельности. Ниже рассмотрены возможные методы и приемы работы, представлены пособия и материалы.

1. РАССЕЛИ ЖИВОТНЫХ ПО ДОМИКАМ (задание, направленное на развитие навыка слогового анализа)

Рассели животных по домикам

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ:

Посмотрите внимательно на картинку. Что изображено на ней? (Три домика и животные).
Одинаковы ли домики? (Нет, в первом домике одно окно, во втором - два, в третьем - три).
Нам необходимо расселить животных по домикам. В первом домике будут жить животные, в названиях которых 1 слог.
Как вы думаете, какие животные будут жить во втором домике? (Животные, в названиях которых два слога)
Какие животные будут жить в третьем домике? (Животные, в названиях которых три слога)
Как мы проверим, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Задание может выполняться как устно, так и письменно. При письменном выполнении можно предложить детям разделить тетрадь на три колонки. В первую колонку записать слова с одним слогом, во вторую – с двумя, в третью - с тремя. При устном выполнении задания предложить детям сначала назвать только те слова, в которых один слог, затем два слога, три слога.

При делении слов на слоги лучше сопровождать их хлопками. Также не лишней будет работа по выделению гласных в словах. После выполнения задания можно спросить детей, каких еще животных можно поселит в первый домки, во второй, в третий.

2. РАССТАВЬ ПРЕДМЕТЫ НА СВОИ МЕСТА (задание, направленное на развитие навыка слогового анализа)
Аналогичным образом проводится работа по следующей иллюстрации.

Расставь предметы от логопеда

Логопед предлагает детям расставить предметы по шкафам. В шкафу с одним отделением должны находиться слова, в которых один слог, в шкафу, котором два отделения слова, в которых два слога, с тремя – три слога.

В конце задания учащимся также предлагается придумать какие еще предметы можно поместить на полки шкафов.

3. ПОДУМАЙ И РАЗРЕЖЬ (задание, направленное на развитие навыка слогового анализа)

Эта игра требует небольшой подготовки. Для проведения необходимо, чтобы у каждого из детей были ножницы. Логопед раздает каждому ребенку по три разных предметных картинки и предлагает разрезать ее на столько частей, сколько слогов в этом слове. В начале работы логопед напоминает детям русскую поговорку: «семь раз отмерь – один отрежь» и предлагает очень хорошо подумать над своими действиями. После окончания работы каждый ребенок показывает, что у него получилось, объясняет, как он поделил слово и почему. Ко всему прочему можно добавить написание слогов на каждой части картинки.

При выполнении этого задания работа одновременно ведется по разным направлениям: развитие навыка слогового анализа, развитие общей моторики речи, развития самоконтроля и произвольности, развитие навыка самостоятельной работы. Хитрость этого задания заключается в том, что если ребенок допустит ошибку, то ее будет не так просто исправить, как при устном проговаривании. Разумеется, не стоит брать этот вид работы в начале изучения темы. В то же время, для итогового занятия это задание очень хорошо подойдет.


4. КАКОЙ ТЫ СЛОГ? (задание, направленное на развитие навыка слогового анализа)
Эту игру можно использовать при проведении групповых занятий в качестве физкультминутки. Логопед делит детей на небольшие подгруппы во 2, 3, 4 человека. Затем выставляет на доску предметные картинки, в названиях которых 2, 3, 4 слога. Сначала детям предлагается разделить слова на три группы, в зависимости от количества слогов. Затем логопед раздает каждой группе детей карточки. Если в группе 2 человека, дети получают карточки, в названиях которых 2 слога. Логопед предлагает им поделить слово на слоги.

Первый ребенок называет первый слов, второй ребенок – второй слог. Это задание можно усложнить. После того, как каждый ребенок назвал свой слог, логопед предлагает придумать еще слова, в которых есть такой же слог и сказать каким по счету он стоит. Помимо развития навыка слогового анализа, эта игра способствует развитию коммуникативных навыков детей и умения работать в группе. Разумеется, при проведении игры, следует учитывать, что дети должны хорошо знать друг друга и заниматься в таком составе определенный промежуток времени.

5. СОБЕРИ СЛОВА (игра направлена на развитие навыка слогового синтеза слов)

Логопед предлагает всем детям собраться вокруг одного стола. В центре логопед выкладывает карточки с различными слогами. По очереди дети составляют из предложенных карточек слова, называют их, количество слогов в слове, гласные буквы. Это задание можно дополнить составлением предложений с каждым из получившихся слов. В таком случае, помимо развития навыка слогового анализа, будет осуществляться работа по развитию связной речи детей. Эта игра так же может использоваться в качестве физкультминутки и отдыха от письменных заданий, а так же, как итог, в конце занятия.

6. РАССЫПАВШИЕСЯ ПОКУПКИ (игра направлена на развитие навыка слогового синтеза слов)
Логопед выставляет на доску изображение женщины с пакетами, а так же различные фрукты с написанными на них слогами.

Рассыпавшиеся покупки

Инструкция для детей:

- Посмотрите на картинку. Что вы видите? (Женщину с сумками, фрукты)
- Эту женщину зовут Наташа. Она очень спешила домой и по дороге растеряла все фрукты. Давайте поможем ей собрать их.
- Что выпало из ее сумки? (яб-ло-ки)
- Кто выйдет к доске и разместит слоги в нужном порядке? Давайте запишем получившееся слово в тетрадь.

Аналогичным образом выполняется работа со всеми оставшимися фруктами. Это задание может выполняться как письменно, так и устно. После написания слов, детям предлагается придумать, какие еще фрукты могла нести Наташа из магазина и поделить их на слоги.

7. МОЗАИКА (игра направлена на развитие навыка слогового синтеза слов)

Логопед выставляет на доску изображение мальчика и карточки с изображением частей мозаики с подписанными слогами.

Мозаика

Инструкция для детей:

- Этого мальчика зовут Жора. Он очень любит собирать мозаику. Сегодня он решил прийти к нам на занятие и показать сою любимую игру. Давайте проверим, получится ли у вас так же хорошо собирать мозаику, как у Жоры.
- Посмотрите на первую карточку. Какое слово здесь спряталось?

Задание так же может выполняться письменно и устно. После выполнения этого задания логопед может предложить детям продолжить эту игру дома и придумать (можно даже нарисовать) дома несколько мозаик-загадок, чтобы на следующем уроке проверить друг друга.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие слогового анализа и синтеза у дошкольников

Автор: Нестерович Александра Валентиновна

Дата: 20.01.2019

Номер свидетельства: 496174

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Использование элементов программированного обучения в работе по  коррекции фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи"
    ["seo_title"] => string(155) "ispol-zovaniie-eliemientov-proghrammirovannogho-obuchieniia-v-rabotie-po-korriektsii-foniematichieskikh-protsiessov-u-doshkol-nikov-s-narushieniiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "252543"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447407031"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Индивидуальная программа развития"
    ["seo_title"] => string(33) "individualnaiaproghrammarazvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "291354"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455106150"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА» (старший дошкольный возраст) "
    ["seo_title"] => string(76) "obrazovatiel-naia-proghramma-kruzhka-abvgdieika-starshii-doshkol-nyi-vozrast"
    ["file_id"] => string(6) "139193"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417678444"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Программа дошкольной подготовки "Школа будущего первоклассника". Раздел логопеда "
    ["seo_title"] => string(90) "proghramma-doshkol-noi-podghotovki-shkola-budushchiegho-piervoklassnika-razdiel-loghopieda"
    ["file_id"] => string(6) "223268"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437476871"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ"
    ["seo_title"] => string(82) "profilaktikaakustichieskoidisgrafiiudietieidoshkolnogovozrastasnarushieniiemriechi"
    ["file_id"] => string(6) "270357"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451073648"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства