Просмотр содержимого документа
«Предупреждение ошибок чтения и письма»
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
(рекомендации для родителей и педагогов)
Нарушения чтения и письма изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем в логопедии.
Что же должны делать родители, о чём они должны позаботиться?
До обучения грамоте ребёнок должен:
Правильно произносить все звуки, что обеспечивает возможность правильного проговаривания слов в процессе их записи.
Чётко и безошибочно различать на слух все звуки речи, поскольку при записи слов должен быть точно «сфотографирован» каждый слышимый в слове звук.
Владеть звуковым анализом и синтезом слов, позволяющим безошибочно определять количество звуков в слове и порядок следования их друг за другом.
Учителя-логопеды ДОУ работают над решением этих проблем, неорганизованным детям логопедическая помощь может оказываться, при необходимости, учителем-логопедом в детской поликлинике. Мне хотелось бы обратить внимание родителей на наиболее типичные ошибки, которые могут вызвать трудности у детей при чтении и письме.
ИЗУЧЕНИЕ БУКВ АЛФВИТА.
Родители уже с маленьких лет учат с детьми буквы.
Учат их алфавитным названиям: Б – бэ, М – мэ, Ш – ша.
С какими же трудностями могут столкнуться педагоги и родители при таком подходе?
РЕБЁНОК НЕ МОЖЕТ СЛИТЬ ЗВУКИ И БУКВЫ В СЛОГИ И СЛОВА.
Вместо МАМА, он читает МЭА-МЭА.
РЕБЁНОК НЕПРАВИЛЬНО АНАЛИЗИРУЕТ СЛОВО.
В слове КАША – 2 звука, 1-ый звук – К, 2-ой звук – Ш.
НЕОБХОДИМО учить буквы звуками, коротко: Б, М, Ш.
2.ПРАВИЛЬНОЕ СЛИЯНИЕ ЗВУКОВ В СЛОГИ И СЛОВА.
Родители допускают следующие ошибки:
УЧАТ РЕБЁНКА СЛИВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: М и А – будет МА.
Ребёнок может сначала прочитывать глазами, затем выдавать целыми слогами и словами.
Побуквенное чтение: М, А, М, А.
НЕОБХОДИМО учить правильному слиянию звуков в слога:
Тянуть первый звук (букву) до тех пор, пока не дойдёшь до следующего звука (буквы).
МММА – МММА, О – СССА, СССО – К и т.д.
3. ПРОБЛЕМЫ УСВОЕНИЯ БУКВ.
Для более прочного усвоения буквы можно использовать различные методы и приёмы:
выкладывание букв из палочек, лепка из пластилина, теста, прорисовывание пальцем в воздухе;
угадывание букв с закрытыми глазами (по контурам из бархатной бумаги, из набора пластмассовых букв);
методом дермалексии (написание букв пальцев на спине, руке ребенка);
выкладывание букв из ниток, шнурков;
обведение пальцем контуров букв;
штриховка букв.
4. ПРОБЛЕМА НЕЗНАНИЯ ДЕТЬМИ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ.
Эта проблема особенно актуальна в работе с детьми, проживающими на Севере.
Детям НЕОБХОДИМО с раннего детства при чтении сказок, рассказов, при общении
уточнять различные значения слов
5. РАЗВИТИЕ У РЕБЁНКА ТОНКОЙ РУЧНОЙ МОТОРИКИ, поскольку в противном
случае он неизбежно столкнётся с большими, чисто техническими, трудностями при письме, так как письмо само по себе требует выносливости, способности к длительным трудностям. Для развития ручной моторики можно рекомендовать различные несложные упражнения:
пальчики здороваются;
пальчики бегают по столу;
игра на рояле;
разведение пальцев в стороны;
отведение пальцев поочерёдно;
кулак – ладонь.
Ребёнка желательно учить рисовать только карандашами, так как фломастеры не требуют нажима и не вырабатывают необходимых навыков.
Помимо специальных упражнений очень важно приучать ребёнка и к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и, вообще, определённой ручной умелости.
6. ПЕЧАТАНИЕ В ТЕТРАДИ.
Очень важно ещё в дошкольном возрасте вызвать у ребёнка устойчивое желание писать. Но необходимо помнить:
ребёнок должен уметь правильно держать карандаш;
тетрадь или лист бумаги держать в наклонном виде и не крутить (леворукие дети держат тетрадь под другим, противоположным «правшам» наклоном);
не нужно учить ребёнка писать замысловатыми прописными буквами, как в школе, он может писать печатными буквами.
7. ПРОБЛЕМА ПРЕДУРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ
ДВУЯЗЫЧИЕМ В СЕМЬЕ.
Родителям детей с билингвизмом (двуязычием) необходимо своевременно позаботиться об изучении и усвоении детьми русского языка.
Учителя-логопеды в ДОУ могут предложить родителям систему лексико-грамматических заданий для работы дома детям от 4 до 7 лет.
Очень важно и необходимо ежедневное общение родителей с такими детьми на русском языке.