Система дидактических игр и упражнений для предупреждения дисграфии
Система дидактических игр и упражнений для предупреждения дисграфии
Все будущие затруднения в письме почти безошибочно можно предсказать в дошкольном возрасте, определив при этом даже вид будущей дисграфии. В случае выявления хотя бы одного «слабого звена» необходимо сделать всё возможное для своевременного его выравнивания, а значит и для предупреждения специфических ошибок чтения и письма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система дидактических игр и упражнений для предупреждения дисграфии »
Система дидактических игр и упражнений, направленных на предупреждение дисграфии
В целях лучшей организации коррекционного воздействия, все используемые игры и упражнения я разделила на пять групп, опираясь на классификацию специфических ошибок:
предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы;
предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога;
предупреждения ошибок чтения и письма на уровне слова;
предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания;
предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения.
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы
В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднение из-за своей зеркальности.
Поэтому проводится предварительная работа по развитию пространственных ориентировок: определение схемы собственного тела; правого и левого направлений в пространстве; пространственных взаимоотношений объектов; схемы тела стоящего напротив; последовательности предметного ряда; последовательности числового ряда; графическое обозначение направлений.
- Выкладывание букв из палочек, с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы и в каком количестве.
- Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и зеркальные буквы.
- Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами.
- Найти недостающие элементы букв. Игра «Буква сломалась».
- Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура букв семечками, ниточками и др.
- Демонстрация букв в разном положении.
- Определение буквы, «написанной» на спине (пальцем по коже), на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).
- Систематическое придумывание детьми слов на данную букву.
- Поиск букв, наложенных друг на друга.
- Реконструирование букв.
- Придумывание слов на данную букву в определенной позиции (начало, середина, конец слова).
- Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.
- Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога
- Придумывание слов на заданный слог.
- Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для гласного звука – красный цвет, для согласного твёрдого – синий, для согласного мягкого – зелёный. А также обратное задание: по данной схеме назвать слог. В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука. Без гласного нет слога.
- Игра «Живые буквы». Детям выдаются буквы. Они должны найти пару так, чтобы получился слог.
- Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д.
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова
Вначале даётся понятие «слово». Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова – союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У, И, К, В, С, поэтому при изучении буквы «А» знакомим детей с союзом «а». Составляем предложения, используя картинки, между которыми написана буква «а» (противительный союз):
Морковь - овощ, а яблоко – фрукт. Морковь растёт в огороде, а яблоко- в саду.
- Для работы с предлогами используются схемы.
- Отгадывание ребусов.
- Учим детей дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Какой? Какая? Какое? Какие?
- Для уяснения лексического значения слова используются задания на подбор нужного слова к смысловому ряду.
- Деление слов на слоги. Игра «Телеграф». Выделение ударного слога.
- Подбор слов к слоговым схемам.
- Подбор к данному слову родственных слов.
- Исключение лишних слов.
- Составление слова из данных слогов.
- Составление слова с использованием начальных звуков.
- Замена одного звука (буквы) для получения нового слова.
- Чтение слов в обратном порядке: шалаш-сон-наган.
- Игра «Слово рассыпалось».
- Подбор слов к данной рифме.
-Работа со сложными словами. Какие два слова спрятались в одном? Например, самокат - сам катит.
- Подбор синонимов к существительным, прилагательным, глаголам.
- Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям.
- Работа с омонимами.
-Работа по профилактике ошибок в словах, имеющих приставки. Дифференцирование приставки и предлога.
- Чтение слов по полубукве.
- Работа с изографами.
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания.
Сочетания существительных с прилагательными
- Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: какой? какая? какие? чей? чья? чье? чьи?
- Подбор как можно большего количества к данному слову. Например: что можно сделать с яблоком? (купить, съесть, нарисовать, слепить и др.)
- Подбор существительного к данному глаголу с предлогом.
Например, прийти к …(дому, дедушке).
- Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного.
Например, Женя упал-Женя упала.
Сочетание существительных с числительными.
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения
Составление предложений по схемам. И обратное задание: составление схем к данным предложениям.
Перестановка слов: Юли, красивая, кукла, у.
У Юли красивая кукла.
Исключение слова из предложения:
пропуск предлогов: Мы гуляли…лесу.
Пропуск прилагательных: Летом листья клёна зелёные, а осенью…
Пропуск существительных:: Яблоки растут на…
Пропуск наречий: Скажу я слово высоко, а ты ответишь…
Пропуск глаголов: Саша…машину.
Закончить логические фразы: Врач-это человек, который…(лечит).
Выделение границ предложений в тексте.
предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась.
Постановка точек в предложениях, написанных на доске или на карточках.
Выделение всех слов в предложении, подсчёт их количества и составление нового предложения с тем же количеством слов.
Все будущие затруднения в письме почти безошибочно можно предсказать в дошкольном возрасте, определив при этом даже вид будущей дисграфии. В случае выявления хотя бы одного «слабого звена» необходимо сделать всё возможное для своевременного его выравнивания, а значит и для предупреждения специфических ошибок чтения и письма.