kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система дидактических игр и упражнений для предупреждения дисграфии

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Все будущие затруднения в письме почти безошибочно можно предсказать в дошкольном возрасте, определив при этом даже вид будущей дисграфии.  В случае выявления хотя бы одного «слабого звена» необходимо  сделать всё возможное для своевременного его выравнивания, а значит и для предупреждения специфических ошибок чтения и письма.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система дидактических игр и упражнений для предупреждения дисграфии »



Система дидактических игр и упражнений, направленных на предупреждение дисграфии

В целях лучшей организации коррекционного воздействия, все используемые игры и упражнения я разделила на пять групп, опираясь на классификацию специфических ошибок:

  • предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы;

  • предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога;

  • предупреждения ошибок чтения и письма на уровне слова;

  • предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания;

  • предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы

В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднение из-за своей зеркальности.

Поэтому проводится предварительная работа по развитию пространственных ориентировок: определение схемы собственного тела; правого и левого направлений в пространстве; пространственных взаимоотношений объектов; схемы тела стоящего напротив; последовательности предметного ряда; последовательности числового ряда; графическое обозначение направлений.

- Выкладывание букв из палочек, с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы и в каком количестве.

- Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и зеркальные буквы.

- Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами.

- Найти недостающие элементы букв. Игра «Буква сломалась».

- Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура букв семечками, ниточками и др.

- Демонстрация букв в разном положении.

- Определение буквы, «написанной» на спине (пальцем по коже), на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

- Систематическое придумывание детьми слов на данную букву.

- Поиск букв, наложенных друг на друга.

- Реконструирование букв.

- Придумывание слов на данную букву в определенной позиции (начало, середина, конец слова).

- Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.

- Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога

- Придумывание слов на заданный слог.

- Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для гласного звука – красный цвет, для согласного твёрдого – синий, для согласного мягкого – зелёный. А также обратное задание: по данной схеме назвать слог. В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука. Без гласного нет слога.

- Игра «Живые буквы». Детям выдаются буквы. Они должны найти пару так, чтобы получился слог.

- Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова

Вначале даётся понятие «слово». Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова – союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У, И, К, В, С, поэтому при изучении буквы «А» знакомим детей с союзом «а». Составляем предложения, используя картинки, между которыми написана буква «а» (противительный союз):

Морковь - овощ, а яблоко – фрукт. Морковь растёт в огороде, а яблоко- в саду.

- Для работы с предлогами используются схемы.

- Отгадывание ребусов.

- Учим детей дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Какой? Какая? Какое? Какие?

- Для уяснения лексического значения слова используются задания на подбор нужного слова к смысловому ряду.

- Деление слов на слоги. Игра «Телеграф». Выделение ударного слога.

- Подбор слов к слоговым схемам.

- Подбор к данному слову родственных слов.

- Исключение лишних слов.

- Составление слова из данных слогов.

- Составление слова с использованием начальных звуков.

- Замена одного звука (буквы) для получения нового слова.

- Чтение слов в обратном порядке: шалаш-сон-наган.

- Игра «Слово рассыпалось».

- Подбор слов к данной рифме.

-Работа со сложными словами. Какие два слова спрятались в одном? Например, самокат - сам катит.

- Подбор синонимов к существительным, прилагательным, глаголам.

- Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям.

- Работа с омонимами.

-Работа по профилактике ошибок в словах, имеющих приставки. Дифференцирование приставки и предлога.

- Чтение слов по полубукве.

- Работа с изографами.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания.

  • Сочетания существительных с прилагательными

- Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: какой? какая? какие? чей? чья? чье? чьи?

Яблоко (какое?) – сочное, спелое, вкусное, крупное, зелёное, гнилое.

След (чей?) – заячий, волчий, лисий.

- Подбор существительного к данному прилагательному.

О чём можно сказать: тёплый, тёплая, тёплое, тёплые?

- Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание.

Зелёный листья

Зелёная дуб

Зелёные лужайка

- «Помоги Незнайке исправить ошибку». Например: длинная вечер (длинный), красный яблоко (красное).

  • Сочетание существительных с глаголами

- Подбор как можно большего количества к данному слову. Например: что можно сделать с яблоком? (купить, съесть, нарисовать, слепить и др.)

- Подбор существительного к данному глаголу с предлогом.

Например, прийти к …(дому, дедушке).

- Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного.

Например, Женя упал-Женя упала.

  • Сочетание существительных с числительными.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения

  • Составление предложений по схемам. И обратное задание: составление схем к данным предложениям.

  • Перестановка слов: Юли, красивая, кукла, у.

У Юли красивая кукла.

  • Исключение слова из предложения:

  1. пропуск предлогов: Мы гуляли…лесу.

  2. Пропуск прилагательных: Летом листья клёна зелёные, а осенью…

  3. Пропуск существительных:: Яблоки растут на…

  4. Пропуск наречий: Скажу я слово высоко, а ты ответишь…

  5. Пропуск глаголов: Саша…машину.

  6. Закончить логические фразы: Врач-это человек, который…(лечит).

  • Выделение границ предложений в тексте.

  1. предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась.

  2. Постановка точек в предложениях, написанных на доске или на карточках.

  • Выделение всех слов в предложении, подсчёт их количества и составление нового предложения с тем же количеством слов.



Все будущие затруднения в письме почти безошибочно можно предсказать в дошкольном возрасте, определив при этом даже вид будущей дисграфии. В случае выявления хотя бы одного «слабого звена» необходимо сделать всё возможное для своевременного его выравнивания, а значит и для предупреждения специфических ошибок чтения и письма.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система дидактических игр и упражнений для предупреждения дисграфии

Автор: Кузьмина Екатерина Александровна

Дата: 13.02.2015

Номер свидетельства: 172325

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства