2.Объявление темы через выделение звука [ Р].– Назовите одним словом: что летает, едет, плавает? (Транспорт.) – Как называется транспорт, едущий по земле? Какой знакомый звук повторяется в слове ТРАНСПОРТ? ( Р.) Чтобы мотор хорошо завести, надо сделать зарядку для язычка. -«Чистим зубы» - чищу зубы, чищу зубы, И снаружи, и внутри, не чернели, не желтели, и не портились они. «Качели» - На качелях я качаюсь, вверх – вниз, вверх – вниз, я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз. Вверх – вниз. «Барабанщик» - Барабанщик очень занят –д-д-д, д-д-д, Барабанщик барабанит - д-д-д, д-д-д, Бей руками помогай - д-д-д, д-д-д, Ритм ногами отбивай - д-д-д, д-д-д, Учись играть на барабане - д-д-д, д-д-д, Твой язык послушным станет -д-д-д, д-д-д, Язык, кверху поднимайся - д-д-д, д-д-д, Смотри, с ритма не сбивайся - д-д-д, д-д-д. «Грибок» Вырос гриб на тонкой ножке, Голова среди травы, Ножка есть, да нет головки, Шляпка есть- Нет головы. «Гармошка» На гармошке я играю – тра-ля-ля,тра-ля-ля, Мой мотив совсем простой, гармонист я неплохой Давайте произнесем один звук [Р] 3Артикуляционная и акустическая характеристика звука Р: - Что происходит с губами, зубами и языком, когда произносим звук [Р]? Какой должна быть струя воздуха? Какая должна струя воздуха? Поймайте её в ладошку Гласный это или согласный? Почему? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой? | Дети отвечают: транспорт Слайд 2 Наземный Звук Р Выполняют артикуляционную гимнастику Дети произносят изолированный звук [Р] Дети дают характеристику звука – губы открыты; - зубы сближены, но не соприкасаются; - кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует; - по середине языка идет теплая воздушная струя; Дети вытягивают руку вперед и дуют в ладошку Звонкий, согласный, твердый звук. При произнесении есть преграды |
4Развитие фонематического восприятия. Едут машины по дороге и везут грузы. Назовите первый звук в названии груза. Если соберете все звуки по порядку, сможете сложить новое слово. Для чего в машине нужен руль? В названии какого наземного транспорта есть звук [Р]? Назовите место звука Р в словах Как называется помещение, в которое ставят машины? Разместить машины по гаражам вам удастся, если угадаете слово по его значению и разделив его на слоги. | Презентация слайд 3 (едут машины, везут грузы- рыба (р), улитка (у), лимоны (л') - руль Слайд 3 Картинка - шофер держится за руль Поворачивая руль шофер выбирает дорогу и направление движения Слайд 4 Автомобиль, автобус, грузовик, трактор, экскаватор, пожарная машина, скорая помощь, бульдозер, трамвай, троллейбус. Слайд 5 Гараж Дети делят слова на слоги прохлапыванием и размещают картинки по гаражам Дети отгадывают значение слов, -Машина, роющая ямы (экс-ка-ва-тор) -Машина, везущая врачей и больных (ско-ра-я по-мощь) -Машина, спешащая на пожар (по-жар-на-яма-ши-на) -Машина, везущая грузы. (гру-зо-вик) |
5Динамическая пауза «Едем, едем на машине Нажимаем на педаль Газ включаем,выключаем Смотрим пристально мы вдаль Дворники счищают капли Вправо,влево,чистота! Волосы ерошит ветер Мы-шоферы хоть куда!» | Дети выполняют движения: -имитируют движения рулем -ногу сгибают, вытягивают -поворачивают воображаемый рычаг -приставляют ладонь ко лбу -руки сгибают в локтях перед собой,ладони раскрывают, наклоняют руки влево и вправо -над головой шевелят пальцами -поднимают вверх большие пальцы рук |
6.Автоматизация Р Кто управляет машиной? Каким он должен быть? Давайте проверим, насколько вы внимательны, сможете ли в будущем управлять машиной? Я вам буду говорить слоги, а вы за мной повторите их без ошибок. РА-РА-РО РЫ-РЫ-РУ РА-РА-РЫ А сейчас я вам говорю 3 слова, вы их запоминайте, находите карточки с изображениями услышанных слов. Выкладывайте карточки рядами. Руль, ручка, рука. Зеркало, крыша, фары. Шофер, мотор, пар. Проверяем. | Слайд 7 Шофер Внимательным, осторожным, грамотным и т.д. Дети повторяют слоги Дети запоминают слова и выкладывают картинки по 3 в каждом ряду. Проверка Слайд 8 (после того, как дети выложат картинки) |