Развивать умение работать под руководством взрослого и самостоятельно
3. Воспитывающие
Воспитывать интерес к профессиям на транспорте, уважительное к ним отношение
Воспитывать социально-значимые качества: вежливость, доброжелательное отношение к мнению другого, умения оказывать и принимать помощь
4. Коррекционные
Контролировать речь, произношение в процессе занятия
Оборудование:
Презентация к уроку.
Картинки с различными видами транспорта.
Бумажные кораблики и машинки.
«Чудесный мешочек» с игрушечным транспортом.
Мягкая игрушка заяц.
Карточки с контурным изображением транспорта.
Макет автобуса.
I Организационный момент
- Проверьте, ребята, всё ли у вас готово к занятию: атрибуты, карандаш(фломастер), карточки.
II Психоэмоциональный настрой
На занятии сижу,
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
- Какое сейчас время года?
- Какое сегодня число?
- Какой день недели ?
- Какая погода за окном?
III Артикуляционная гимнастика.
1. Гара́ж две́ри открывает
И машина выезжает.
(Открыть рот, подержать
его открытым 3-5 секунд, медленно закрыть рот)
2. Улыбается машинка –
У нее помыта спинка.
(Растянуть губы в улыбку, показать все зубки. Челюсти сомкнуты.)
3. Это сытая машина.
Баки полные бензина.
(Надуть щеки, удерживать внутри полости рта воздух в течение 3-5 секунд)
4. Мотор как сердце у машинки:
Стучит- поедем без заминки
(Открыть рот, поднять язык к верхним бугорочкам. Постучать по ним языком: «д-д-д-д» Выполнять на выдохе. Следить, чтобы подбородок не двигался)
IV Дыхательная гимнастика.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Ветер по полю гуляет и машину подгоняет.
V Фонетическая зарядка.
Фразы для слухового восприятия.
Наступила весна.
Весной тает снег.
Как гудит комарик? (З-З-З-З-З)
Чтение слогов
ЗА-ЗУ-ЗО-ЗЫ АЗА-ОЗО-УЗУ-ЫЗЫ
Проговаривание слов
Зайка, зонт, змея, замок, коза, розы.
Проговаривание чистоговорок.
Зу-зу-зу – паровозик я везу.
Зы-зы-зы - испугались мы козы.
Подведение итогов фонетической зарядки.
VI Актуализация опорных знаний.
- Ребята, у вас на столах лежат карточки. Я загадаю загадки, а тот, у кого карточка-отгадка, называет её.
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Авто́бус)
- Проговариваем и прохлопываем отгадку.
Не машет крылом, а летает,
Не птица, а всех обгоняет. (Самолёт)
- Проговариваем и прохлопываем отгадку.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
- Проговариваем и прохлопываем отгадку.
Паровоз без колес,
Вот так чудо-паровоз,
Не с ума ли он сошёл
Прямо по морю пошёл. (Пароход)
- Проговариваем и прохлопываем отгадку.
- Все картинки-отгадки выставляем на доску.
- Ребята, как эти все картинки можно назвать одним словом? (Транспорт)
- А какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, водный, воздушный)
- Сейчас, ребята, приглашаю вас на нашу «полянку» и приглашаю поиграть в игру «Летим, плывёт, едем». Тот ученик, который в круге, поднимает и называет предмет, все остальные показывают движениями, к какому виду транспорта он относится.
VII Подготовка к усвоению новых знаний.
- Сегодня на уроке мы с вами будем работать над темой «Пассажирский транспорт».
На занятии мы:
Выучим новые слова.
Закрепим правила поведения в транспорте.
Будем контролировать произношение.
Словарная работа
- Посмотрите ещё раз на картинки, которые на доске, и скажите, этот транспорт перевозит людей или грузы? (Этот транспорт перевозит людей)
- Как называют людей, которые едут в транспорте? (В транспорте едут пассажиры)
- Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? (Пассажирский транспорт)
- Повторим понятия.
Пассажиры – люди, которые едут в транспорте.
Пассажирский транспорт перевозит людей.
VIII Усвоение новых знаний.
Телефонный разговор.
Раздаётся телефонный звонок (понарошку).
- Алло, кто говорит?
- Это зайчик Степаша, я собрался к ребятам в гости, чтобы они мне помогли разобраться с письмом от друга кролика, а как к вам добраться я не знаю.
- Не расстраивайся, Степаша, сейчас наши ребята тебе помогут и расскажут, как можно к нам в школу добраться.
(Можно сесть на автобус, троллейбус, маршрутное такси)
– Ребята, пока к нам едет Степаша, давайте поиграем.
Д/и «Чего не стало?» (с картинками, которые находятся на доске)
- Так как называется весь этот транспорт? (Пассажирский транспорт)
- Как называют людей, которые управляют транспортом? (Водителями)
- Водитель чем управляет? (Автобусом, троллейбусом, такси)
- Капитан чем управляет? (Кораблём, теплоходом, подводной лодкой)
- Пилот чем управляет? (Самолётом, вертолётом)
Физкультминутка.
Автобус
Приходит в гости Степаша.
- Здравствуйте, ребята, наконец-то, я к вам добрался.
- Здравствуй, Степаша. А на чём ты к нам приехал?
- Я к вам приехал на автобусе. Ребята, я торопился, чтобы вы мне помогли разобраться со странным письмом, которое я получил от друга кролика. Тут какие-то заколдованные знаки.
- Ребята, а разгаданные картинки как можно назвать? А людей, которые в нём едут?
6. Степаша:
- Какие вы, ребята, молодцы, сколько всего умеете и знаете. А я в конверте нашёл ещё вот такие странные картинки. Не знаю, что с ними делать?
- Нужно обвести картинки по контуру. Но, чтобы это получилось красиво, нужно потренировать свои ладошки и пальчики.
Пальчиковая гимнастика
«Лодочка»
По морю лодочка плывет,
И ребят она везет.
«Пароход»
Пароход плывёт по речке
И труба дымит, как печка.
Работа за столами над контурными картинками.
- А теперь садитесь за столы, берите в руки карандаши и обводите по контуру изображения.
После окончания работы дети называют картинку, вид транспорта.
Д/и «Куда прибывает транспорт?»
- Ребята, вы сейчас послушаете начало предложения и попробуете его завершить, повторив всё сначала.
На вокзал приехал… (поезд).
На станцию приехал… (автобус).
В порт прибыл … (корабль).
- Дети, как называется этот транспорт?
- Кем становятся пассажиры, когда выходят из транспорта и идут по улице? (Пешеходами)
10. Физкультминутка
Д/и «Пешеходы, пассажиры, водители»
- Я скажу: «Пешеходы» - вы идёте. Если я скажу: « Водители», то вы рулите. А когда услышите «Пассажиры», садитесь на стульчики.
IX Закрепление.
1. - Степашка, а ты запомнил, как называется транспорт, который возит пассажиров?
- Да, я запомнил. Это пассажирский транспорт. Мне очень понравилось ехать в автобусе, но когда стало скучно, и я решил поговорить с водителем, то сказали, что этого не следует делать. Тогда я решил высунуться в окно, чтобы лучше разглядеть ваш город, мне не разрешили. Я песенку запел, мне сделали замечание. Странно, почему?
- Ты, Степаша, нарушил правила поведения в транспорте. А хочешь посмотреть, как наши ребята знают правила пассажиров?
- А они разве их знают? Такие маленькие?
- Ребята, давайте, поиграем в игру «Правда или нет?»
Громко разговаривай в транспорте.
Не высовывайся из окна.
Не разговаривай с водителем во время движения.
Съел конфету, фантик брось на пол.
Толкай других пассажиров.
- Ребята, давайте запомним, что в транспорте нужно себя вести тихо, спокойно и аккуратно.
2. Степашка:
- Я тоже запомнил правила для пассажиров. Мне теперь пора с вами прощаться. Поеду расскажу кролику, какие у меня смышлёные друзья и как быстро они разгадали его заколдованные картинки и задания.
- До свидания, Степашка, приезжай к нам ещё. И не забывай соблюдать правила поведения в транспорте.
Х Подведение итогов.
- А мы ребята, давайте вспомним, что мы с вами делали на занятии