Просмотр содержимого документа
«" От звука к слову"»
От звука к слову
Основной задачей начального периода школьного обучения детей родному русскому языку является овладение грамотой. Педагог должен сформировать у ребёнка представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинестетическом образе слова. Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико – грамматического развития речи ребёнка находят более или менее отчётливое выражение в письме, что приобретает иногда характер хронических ошибок.
Игры для развития фонематического строя речи
Крайние звуки
Ход игры. Дети должны записать слова (в тетрадях или на доске), звучание которых начинается (заканчивается) на заданный логопедом звук. Слова произносятся логопедом
Примерные лексические темы: одежда, обувь, украшения, детали одежды, части тела и лица.
Образец. Ш: шуба, шапка, шарф.
П: платок, платье, плащ.
С: сапоги, сандалии, сабо.
Б: бусы, брошка.
А: нога, рука, голова, спина.
Б: бантик, бабочка.
А: щека, губа,глаза
Дежурный звук
Ход игры. Логопед произносит звук. Каждый должен придумать слово с этим звуком на первом месте. Кто задумался или повторился, тому очки не начисляются.
Ход игры. Дети должны движением руки определить различие звуков и сами звуки.
«Листики дрожат – Листики не дрожат» (звонкие и глухие согласные). Дети ставят локти на стол. При произнесении звонких согласных звуков, а также слогов и слов, содержащих звонкие согласные, пальцы рук напрягаются и шевелятся – «листики дрожат». При произнесении глухих согласных кисти висят расслабленно – «листики не дрожат».
«Качели» (Свистящие и шипящие согласные). При произнесении свистящих согласных звуков, а также слогов и слов с ними рука делает движение вниз, иллюстрируя направление движения языка. При произнесении шипящих рука делает движение вверх.
«Челюсть и язык» (Свистящие и шипящие согласные). Левая рука («нижняя челюсть») повёрнута ладонью вверх, пальцы немного загнуты вверх – «зубы». При произнесении свистящих согласных звуков, слогов и слов с ними правая ладонь – «язык» - упирается в левую ладонь – «нижние зубы». При произнесении шипящих правая ладонь – «язык», - перевёрнутая тыльной стороной вниз, образует «чашечку» над левой ладонью – «нижней челюстью».
Конец слова за тобой
Ход игры. Предлагается начало слова. Дети должны договорить слово и показать на звуковой линейке, сколько в нём звуков
Ход игры. Незнайка написал Знайке письмо в стихах, но сделал ошибки. Надо их исправить.
1 вариант. Угадай конец
Незнайка кое – что пропустил в словах, которые он написал. Прослушай его стихи и ответь, какие звуки он пропустил. Где в словах пропущены эти звуки? Придумай, слово, начинающееся на угаданный тобой звук. Придумай слово, начинающееся на последний звук придуманного тобой слова.
Маша кукле шар (шарф) вязала.
Ей Наташа помогала.
Серый вол (волк) голодный, злой
ходит по лесу зимой.
2 вариант. Недостающие звуки
Какие слова хотел написать Незнайка? Где в них стоят пропущенные звуки?
Своей младшей дочке Тосе заплетает мама осы (косы).
Землю роет старый кот (крот). Под землёю он живёт.
В зоопарке живёт сон (слон). Словно дом, огромен он.
Написал письмо я Знайке, но забыл приклеить арки (марки).
Подарили нам игрушки: целый день стреляют ушки (пушки).
Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче лапу (лампу).
Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие кошки (крошки).
3 вариант. Лишние звуки
А теперь наоборот: найди лишние звуки в словах. Где они стоят?
Говорит Володя Коле: «Стройку (тройку) получил я в школе»
В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки (кошки)
Вадик спит и видит слон (сон), что летит в ракете он.