Тема: Дифференциация звуков [В-Ф]
Цель: учить дифференцировать звуки [ В-Ф], определять их положение в слогах, словах;
Задачи:
- учить дифференцировать звуки [В-Ф] по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
- развивать навыки звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
- развивать орфографическую зоркость;
- расширить словарный запас путем словообразования;
- воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;
Оборудование: демонстрационные картинки, конверт с карточками, графические профили звуков [В – Ф].
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, дети. Садитесь.
- Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.
- Определите количество звуков в своей фамилии.
II. Основная часть
Введение в тему
- А сейчас предлагаю задание отдельно для мальчиков и девочек. Мальчики выполняют первую строку, а девочки – вторую.
- По первым звукам слов-картин составить слова.
(на доске картинки: василек, автобус, нож, яблоко, фартук, аист, ягода)
- Кто готов? Слушаем.
- Совершенно верно. Ваня, Фая.
- Что означают эти слова? (Имена) (Вывешиваются портреты Вани и Фаи)
- Назовите первые звуки в их именах. (Звуки В-Ф)
- Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия.
- Запишите сегодняшнее число и тему занятия.
- А также запишите имена героев сегодняшнего занятия: ВАНЯ, ФАЯ.
- Подчеркните буквы: В – двумя чертами, Ф – одной.
1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графические профили звуков (на доске, сопровождая показ указкой)
- При произнесении звуков [В-Ф] нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Звук [В] произносится голосом, значит, работают голосовые связки. Звук [Ф] – без голоса, голосовые связки отдыхают.
- Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук [В]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?
- А теперь произнесите звук [Ф]. Что ощущаете? (голосовые связки не дрожат, отдыхают)
- Сделайте вывод, какой из звуков звонкий, а какой – глухой. Почему?
- Итак, звук [В] – согласный, звонкий; звук [Ф] – согласный, глухой.
- А теперь, давайте подумаем и скажем, где эти звуки мы слышим в окружающем нас мире. (Звук [В] мы слышим, когда гудит мотор (машины, самолета, вертолета, мотоцикла). Так играют маленькие дети с машинами)).
(Звук [Ф] мы слышим, когда закрываются или открываются двери автобуса, останавливается машина Камаз; так сдуваем свечку, спичку; так фырчит ёжик)
2. Речевая разминка
- Повторяете за мной по цепочке чистоговорки:
Ва-ва-ва - во дворе трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Во-во-во - бушуют волны
Фо-фо-фо – горят фонари
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи
3. Игра «Хлоп и топ»
- Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками[ В –Ф]. На слова со звуком В – топаете, со звуком Ф – хлопаете.
( корова, лифт, филин, сова, кровать, вата, шкаф, фуражка, кафтан, ворона)
4. Нахождение картин со звуками [В – Ф], определение места звука в слове (в начале, середине, конце)
- Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки[ В-Ф]. Предлагаю распределить картинки между Ваней и Фаей. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)
- Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
5. Упражнение «Лишнее слово».
- В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы В-Ф, подчеркнуть В – двумя чертами,Ф – одной. Найдите «лишнее» слово, отметьте его крестиком и объясните почему?
Коро.а, с.екла,.утбол, кла.иши.
Ту. ли,.онтан, ке.ир,.аленки.
.ерба, ко.рик, шар.ик, сло.а.
6. Графическое изображение слова.
- Поупражняемся в выделении слогов с буквами В-Ф в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях.
Образец: вок ___,
вокзал, соловей, фиалки, кофе, ворота, вагон, веник, фонарь.
- Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место буквы в слове, записываете слог.
7. Разгадывание кроссворда.
- Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и отгадаете кроссворд.
В
В
В
В
Ф
Ф
Ф
Ф
- За водой идут –
Песни звонкие поют.
А назад идут –
Слезы льют. (Ведра) - Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой, улей, пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной) - По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер) - Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его. (Время) - Знак, обозначающий число. (Цифра)
- Обувь. (Туфли)
- Полезное ископаемое. Из чего получают бензин, керосин, мазут? (Нефть)
- Водитель автомобиля. (Шофер)
8. Физминутка «Ветерок»
Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Деревцо все выше-выше,
Ветерок все тише-тише…
9. Составление слов из отдельных слогов. (На доске картинки: ворона, фазан)
- Узнали птиц? Назовите их.
- Обратите внимание, как пишется слово: ВОРОНА
- Прилетела ворона и принесла конверт. Конверт не простой, а с заданием. Каждый из вас получит карточку и составит слово из слогов. По цепочке будем работать у доски, остальные у себя в тетрадях.
В конверте находятся карточки со слогами на каждого ребенка:
рон, во
нуш, во, ка, ро
нё, ро, нок, во
ний, ро, во
е, ронь, во
Запись слов на доске:
Ворон, ворона, воронушка, вороненок, воронята, вороний, воронье.
- Обведите букву О в словах красным карандашом, поставьте ударение во всех словах, опираясь на гласные буквы, разделите слова на слоги, выделите одинаковый корень в словах.
- Как называется такая группа слов? (Однокоренные)
- Подчеркните букву В – двумя чертами.
- Устно образуем родственные слова и со словом ФАЗАН. (прослушать)
- А теперь я диктую, а вы записываете:
фазан, фазанёнок, фазанята, фазаний (глаз), фазанье (гнездо).
- Как называются эти слова? (однокоренные)
- Выделите общий корень, Ф – подчеркните одной чертой.
- Назовите первые звуки в словах ВОРОНА И ФАЗАН. Охарактеризуйте эти звуки. (В слове ВОРОНА, В – согласный, звонкий; в слове ФАЗАН, Ф – согласный, глухой.)
10. Работа над пословицей. (На доске записано предложение)
Ворона проворонила воронят.
- Прочитайте предложение.
- Это пословица. Давайте попытаемся объяснить значение пословицы. (Выслушать детей)
- Поупражняемся в запоминании этой пословицы. Сначала хором произнесем 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса.
- Еще раз - с закрытыми глазами.
- Обратите внимание на все слова в предложении, корень у них - одинаковый. А теперь я закрываю запись, а вы запишите это предложение по памяти.
- Во всех словах выделите общий корень. Подчеркните букву В – двумя чертами.
- Поупражняемся в быстром проговаривании этого предложения.
- Придумайте предложение со словом ФАЗАН. Слушаем.
- Чье предложение вам понравилось? Давайте его запишем. Подчеркните букву Ф- одной чертой.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня учились различать?
- Дайте характеристику этим звукам.
- Спасибо всем за занятие.