- Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.
- Определите количество звуков в своей фамилии.
II. Основная часть
Введение в тему
- А сейчас предлагаю задание отдельно для мальчиков и девочек. Мальчики выполняют первую строку, а девочки – вторую.
- По первым звукам слов-картин составить слова.
(на доске картинки: василек, автобус, нож, яблоко, фартук, аист, ягода)
- Кто готов? Слушаем.
- Совершенно верно. Ваня, Фая.
- Что означают эти слова? (Имена) (Вывешиваются портреты Вани и Фаи)
- Назовите первые звуки в их именах. (Звуки В-Ф)
- Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия.
- Запишите сегодняшнее число и тему занятия.
- А также запишите имена героев сегодняшнего занятия: ВАНЯ, ФАЯ.
- Подчеркните буквы: В – двумя чертами, Ф – одной.
1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графические профили звуков (на доске, сопровождая показ указкой)
- При произнесении звуков [В-Ф] нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Звук [В] произносится голосом, значит, работают голосовые связки. Звук [Ф] – без голоса, голосовые связки отдыхают.
- Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук [В]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?
- А теперь произнесите звук [Ф]. Что ощущаете? (голосовые связки не дрожат, отдыхают)
- Сделайте вывод, какой из звуков звонкий, а какой – глухой. Почему?
- Итак, звук [В] – согласный, звонкий; звук [Ф] – согласный, глухой.
- А теперь, давайте подумаем и скажем, где эти звуки мы слышим в окружающем нас мире. (Звук [В] мы слышим, когда гудит мотор (машины, самолета, вертолета, мотоцикла). Так играют маленькие дети с машинами)).
(Звук [Ф] мы слышим, когда закрываются или открываются двери автобуса, останавливается машина Камаз; так сдуваем свечку, спичку; так фырчит ёжик)
2. Речевая разминка
- Повторяете за мной по цепочке чистоговорки:
Ва-ва-ва - во дворе трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Во-во-во - бушуют волны
Фо-фо-фо – горят фонари
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи
3. Игра «Хлоп и топ»
- Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками[ В –Ф]. На слова со звуком В – топаете, со звуком Ф – хлопаете.
4. Нахождение картин со звуками [В – Ф], определение места звука в слове (в начале, середине, конце)
- Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки[ В-Ф]. Предлагаю распределить картинки между Ваней и Фаей. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)
- Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
5. Упражнение «Лишнее слово».
- В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы В-Ф, подчеркнуть В – двумя чертами,Ф – одной. Найдите «лишнее» слово, отметьте его крестиком и объясните почему?
Коро.а, с.екла,.утбол, кла.иши.
Ту. ли,.онтан, ке.ир,.аленки.
.ерба, ко.рик, шар.ик, сло.а.
6. Графическое изображение слова.
- Поупражняемся в выделении слогов с буквами В-Ф в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях.
- Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место буквы в слове, записываете слог.
7. Разгадывание кроссворда.
- Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и отгадаете кроссворд.
В
В
В
В
Ф
Ф
Ф
Ф
За водой идут –
Песни звонкие поют.
А назад идут –
Слезы льют. (Ведра)
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой, улей, пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его. (Время)
Знак, обозначающий число. (Цифра)
Обувь. (Туфли)
Полезное ископаемое. Из чего получают бензин, керосин, мазут? (Нефть)
Водитель автомобиля. (Шофер)
8. Физминутка «Ветерок»
Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Деревцо все выше-выше,
Ветерок все тише-тише…
9. Составление слов из отдельных слогов. (На доске картинки: ворона, фазан)
- Узнали птиц? Назовите их.
- Обратите внимание, как пишется слово: ВОРОНА
- Прилетела ворона и принесла конверт. Конверт не простой, а с заданием. Каждый из вас получит карточку и составит слово из слогов. По цепочке будем работать у доски, остальные у себя в тетрадях.
В конверте находятся карточки со слогами на каждого ребенка:
рон, во
нуш, во, ка, ро
нё, ро, нок, во
ний, ро, во
е, ронь, во
- Обведите букву О в словах красным карандашом, поставьте ударение во всех словах, опираясь на гласные буквы, разделите слова на слоги, выделите одинаковый корень в словах.
- Как называется такая группа слов? (Однокоренные)
- Подчеркните букву В – двумя чертами.
- Устно образуем родственные слова и со словом ФАЗАН. (прослушать)
- Выделите общий корень, Ф – подчеркните одной чертой.
- Назовите первые звуки в словах ВОРОНА И ФАЗАН. Охарактеризуйте эти звуки. (В слове ВОРОНА, В – согласный, звонкий; в слове ФАЗАН, Ф – согласный, глухой.)
10. Работа над пословицей. (На доске записано предложение)
Ворона проворонила воронят.
- Прочитайте предложение.
- Это пословица. Давайте попытаемся объяснить значение пословицы. (Выслушать детей)
- Поупражняемся в запоминании этой пословицы. Сначала хором произнесем 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса.
- Еще раз - с закрытыми глазами.
- Обратите внимание на все слова в предложении, корень у них - одинаковый. А теперь я закрываю запись, а вы запишите это предложение по памяти.
- Во всех словах выделите общий корень. Подчеркните букву В – двумя чертами.
- Поупражняемся в быстром проговаривании этого предложения.
- Придумайте предложение со словом ФАЗАН. Слушаем.
- Чье предложение вам понравилось? Давайте его запишем. Подчеркните букву Ф- одной чертой.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня учились различать?
- Дайте характеристику этим звукам.
- Спасибо всем за занятие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.
- Определите количество звуков в своей фамилии.
II. Основная часть
Введение в тему
- А сейчас предлагаю задание отдельно для мальчиков и девочек. Мальчики выполняют первую строку, а девочки – вторую.
- По первым звукам слов-картин составить слова.
(на доске картинки: василек, автобус, нож, яблоко, фартук, аист, ягода)
- Кто готов? Слушаем.
- Совершенно верно. Ваня, Фая.
- Что означают эти слова? (Имена) (Вывешиваются портреты Вани и Фаи)
- Назовите первые звуки в их именах. (Звуки В-Ф)
- Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия.
- Запишите сегодняшнее число и тему занятия.
- А также запишите имена героев сегодняшнего занятия: ВАНЯ, ФАЯ.
- Подчеркните буквы: В – двумя чертами, Ф – одной.
1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графические профили звуков (на доске, сопровождая показ указкой)
- При произнесении звуков [В-Ф] нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Звук [В] произносится голосом, значит, работают голосовые связки. Звук [Ф] – без голоса, голосовые связки отдыхают.
- Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук [В]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?
- А теперь произнесите звук [Ф]. Что ощущаете? (голосовые связки не дрожат, отдыхают)
- Сделайте вывод, какой из звуков звонкий, а какой – глухой. Почему?
- Итак, звук [В] – согласный, звонкий; звук [Ф] – согласный, глухой.
- А теперь, давайте подумаем и скажем, где эти звуки мы слышим в окружающем нас мире. (Звук [В] мы слышим, когда гудит мотор (машины, самолета, вертолета, мотоцикла). Так играют маленькие дети с машинами)).
(Звук [Ф] мы слышим, когда закрываются или открываются двери автобуса, останавливается машина Камаз; так сдуваем свечку, спичку; так фырчит ёжик)
2. Речевая разминка
- Повторяете за мной по цепочке чистоговорки:
Ва-ва-ва - во дворе трава Фа-фа-фа – у невесты фата Во-во-во - бушуют волны Фо-фо-фо – горят фонари Вы-вы-вы – глазки у совы Фы-фы-фы – фыркают ежи
3. Игра «Хлоп и топ»
- Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками[ В –Ф]. На слова со звуком В – топаете, со звуком Ф – хлопаете.
4. Нахождение картин со звуками [В – Ф], определение места звука в слове (в начале, середине, конце)
- Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки[ В-Ф]. Предлагаю распределить картинки между Ваней и Фаей. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)
- Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
5. Упражнение «Лишнее слово».
- В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы В-Ф, подчеркнуть В – двумя чертами,Ф – одной. Найдите «лишнее» слово, отметьте его крестиком и объясните почему?
Коро.а, с.екла, .утбол, кла.иши.
Ту. ли, .онтан, ке.ир, .аленки.
.ерба, ко.рик, шар.ик, сло.а.
6. Графическое изображение слова.
- Поупражняемся в выделении слогов с буквами В-Ф в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях.
- Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место буквы в слове, записываете слог.
7. Разгадывание кроссворда.
- Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и отгадаете кроссворд.
В
В
В
В
Ф
Ф
Ф
Ф
За водой идут – Песни звонкие поют. А назад идут – Слезы льют. (Ведра)
Зазвенели ручьи, Прилетели грачи. В дом свой, улей, пчела Первый мед принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Весной)
По полю рыщет, Поет да свищет, Деревья ломает, К земле приклоняет. (Ветер)
Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, Не догонишь его. (Время)
Знак, обозначающий число. (Цифра)
Обувь. (Туфли)
Полезное ископаемое. Из чего получают бензин, керосин, мазут? (Нефть)
Водитель автомобиля. (Шофер)
8. Физминутка «Ветерок»
Дует ветер нам в лицо. Закачалось деревцо. Деревцо все выше-выше, Ветерок все тише-тише…
9. Составление слов из отдельных слогов. (На доске картинки: ворона, фазан)
- Узнали птиц? Назовите их.
- Обратите внимание, как пишется слово: ВОРОНА
- Прилетела ворона и принесла конверт. Конверт не простой, а с заданием. Каждый из вас получит карточку и составит слово из слогов. По цепочке будем работать у доски, остальные у себя в тетрадях.
В конверте находятся карточки со слогами на каждого ребенка:
рон, во нуш, во, ка, ро нё, ро, нок, во ний, ро, во е, ронь, во
- Обведите букву О в словах красным карандашом, поставьте ударение во всех словах, опираясь на гласные буквы, разделите слова на слоги, выделите одинаковый корень в словах.
- Как называется такая группа слов? (Однокоренные)
- Подчеркните букву В – двумя чертами.
- Устно образуем родственные слова и со словом ФАЗАН. (прослушать)
- Выделите общий корень, Ф – подчеркните одной чертой.
- Назовите первые звуки в словах ВОРОНА И ФАЗАН. Охарактеризуйте эти звуки. (В слове ВОРОНА, В – согласный, звонкий; в слове ФАЗАН, Ф – согласный, глухой.)
10. Работа над пословицей. (На доске записано предложение)
Ворона проворонила воронят.
- Прочитайте предложение.
- Это пословица. Давайте попытаемся объяснить значение пословицы. (Выслушать детей)
- Поупражняемся в запоминании этой пословицы. Сначала хором произнесем 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса.
- Еще раз - с закрытыми глазами.
- Обратите внимание на все слова в предложении, корень у них - одинаковый. А теперь я закрываю запись, а вы запишите это предложение по памяти.
- Во всех словах выделите общий корень. Подчеркните букву В – двумя чертами.
- Поупражняемся в быстром проговаривании этого предложения.
- Придумайте предложение со словом ФАЗАН. Слушаем.
- Чье предложение вам понравилось? Давайте его запишем. Подчеркните букву Ф- одной чертой.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня учились различать? - Дайте характеристику этим звукам. - Спасибо всем за занятие.