Цель: Работа над лексико – грамматическим строем речи, над просодической стороной речи, развитие общей и мелкой моторики
Задачи:
Закрепить знания детей о признаках осени, подготовки животных к зиме, обогащать активный и пассивный словарь, осуществляя правильный подбор прилагательных к существительным;
развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательных умений и навыков, используя массаж, игры и упражнения;
развивать активную речь, её выразительность;
развивать просодическую сторону речи (сила, тембр, модуляция голоса);
воспитывать интерес к процессу и результату нетрадиционной работы («Коврограф» Воскобовича В.В., «рисование» крупой), желание довести начатое до конца.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Осенняя прогулка"»
Рудненский детский дом
учитель-логопед Кузнецова О.В.
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе
«Осенняя прогулка»
Цель: Работа над лексико – грамматическим строем речи, над просодической стороной речи, развитие общей и мелкой моторики
Задачи:
Закрепить знания детей о признаках осени, подготовки животных к зиме, обогащать активный и пассивный словарь, осуществляя правильный подбор прилагательных к существительным;
развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательных умений и навыков, используя массаж, игры и упражнения;
развивать активную речь, её выразительность;
развивать просодическую сторону речи (сила, тембр, модуляция голоса);
воспитывать интерес к процессу и результату нетрадиционной работы («Коврограф» Воскобовича В.В., «рисование» крупой), желание довести начатое до конца.
Оборудование: иллюстрации осеннего леса и животных, слайды «Лес», звуки леса, деревья, разноцветные листья, пенек, грибочки, шапочки животных (еж, белочка, медведь, заяц), силуэты ежей, прищепки, орешки, крупа, клей, бумага, «Коврограф» Воскобовича В.В..
Дети входят в группу (осенний лес слайды в телевизоре)
– Ребята, мы с вами пришли в осенний лес. Приглашаю Вас на лесную прогулку.
Л: Здравствуй лес, прекрасный лес Ты полон сказок и чудес!
Дети, вы чувствуете, как пахнет лес? Я предлагаю выполнить дыхательные упражнения (дышим спокойно): вдох – выдох, а сейчас выдыхая, произнесем звук (а), ах, какая красота; затем звук (у), удивляемся всему (меняем силу голоса, последний раз произнесем громко, (нам вторит звук у-у)
Дети, кто ответил нам в лесу, мы, наверное, не одни здесь?
Послушайте стишок и договорите словечко:
На зов ответит зовом, На слово тем же словом На смех ответит смехом Нам отвечает … эхо
Л: Поиграем в лесу с эхом? Слушайте внимательно и отвечайте как эхо.
Л и Д:Собирайся, детвора! ра-ра Начинается игра ра-ра Да ладошек не жалей лей-лей Бей в ладошки веселей лей-лей Сколько времени сейчас час-час Сколько будет через час час-час И неправда: будет два два-два Думай, думай голова ва-ва Вы хорошие всегда да-да Или только иногда да-да Не устали отвечать чать-чать Разрешаю помолчать.
Л: Вот какое веселое эхо с нами играло. (Дети садятся)
А теперь ребятки послушайте загадку: (на доске картинки осени)
Дождик с самого утра, Птицам в дальний путь пора Громко ветер завывает, Это все когда бывает?
Дети: Осенью.
Л: Поглядите вокруг какое время года в нашем лесу?
Дети: Осень, а по – казахски( күз)
Л: Давайте вспомним, какие признаки осени вы знаете:
Дети:
На улице стало холодно
Солнце светит мало, прячется за тучи
Tучи на небе серые, темные, синие
Часто идет то дождь, то снег
На дорогах лужи
Листочки опадают с деревьев
Деревья стоят голые
Травка пожелтела
Птицы улетают в теплые края
Звери готовятся к зиме
Л: Ребята, расскажите нам стихи про осень
Стихи рассказывают: Леша, Лера
Л: Молодцы ребята очень красивые стихи про осень.
Дети, посмотрите на коврографе кто-то начал создавать картину, но не закончил её, давайте мы с вами поможем завершить осеннюю картину (дети встают и собирают картину)
(На коврографе выложить дерево + листок к нему, пенек + гриб рядом, тучи + дождь, капли, птицы улетают)дети работают, логопед помогает.Дети проговаривают свои действия.)
Л: Какая у нас красивая картина получилась, похвалите картину: красивая, осенняя, разноцветная, дождливая, хмурая, но какие деревья нарядные. А сейчас мы расскажем и покажем про наши деревья в лесу.
Пальчиковая игра «Расскажи стихи руками»:
Деревья в лесу росли (руки вверх, кисти раскрыть И с ветром дружили они кисти влево – вправо) Лишь только вздохни ветерок (встряхивают кистями) На дереве каждый листок Тихонько – тихонько дрожит (быстро шевелить пальцами) И нежную песню шуршит Ш-ш-ш-ш-ш… (опускать руки, кисти плавно вправо – влево)
(дети садятся)
Л: Ребята, мы с вами в лес пришли, только из животных никого не встретили. Почему никого не видели?
Дети: Звери готовятся к зиме
Л: А как готовятся к зиме Миша-медведь, по - казахски (аю)? (Делает берлогу, кушает ягоды, грибы, мед, ложится спать на зиму)
Л: А про ежика что расскажите (кірпі)? (Роет норку, несет в нее грибы, будет спать зимой)
А по - казахски еж (кірпі).
Л: Что делает белочка в лесу, на казахском (тиін)? (Cобирает орехи, грибы, несет в дупло)
Л: Медведь спать ложится, ежик тоже, а как зайка (қоян) готовится к зиме ? (Меняет серую шубку на белую, кушает травку, кору деревьев)
(дети встают)
Л: Пойдем все вместе по лесной тропинке, может встретим зверей в лесу.
(Из- под пенька дерева, куста – уши животных торчат, там шапочки – маски детям)
Л: А кто это с ветки прыг да скок? Белка. Чьи такие ушки? (Беличьи, белки)
(Одеваем ребенку шапочку)
Ребенок белка:
Далеко еще зима, но не для потехи, Тащит белка в закрома ягоды, орех.
Массаж рук «Орешек»
Л: Белочка уронила орешки.
Мы научимся орешки между пальцами катать,
Это точно нам поможет звуки проговаривать.
Дети делаютмассаж:
- положить орешек на ладошку одной руки, другую ладошку положить сверху, (прокатывать орешек по ладошке, вперед - назад);
- «раскатать» колобок;
- орешек между пальчиками, ладошки повернутыми ребром, «разогреем» пальчики.
Л: Тепло ручкам стало? Спасибо скажем белочке за орешки.
(идем дальше по тропинке)
Л: А вот это чьи ушки?
Дети: Заячьи, да, это заяц! Какие уши у зайца? (Длинные, белые, пушистые)
(Одеваем ребенку шапочку)
Л: Сейчас мы поиграем с зайчиком.
Пальчиковая игра:(дети выполняют гимнастику и проговаривают слова вместе с логопедом)
Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он прыгает и скачет, Веселит своих зайчат
Ребенок зайка:
Пора мне зайчику линять, Пора мне шубку поменять. Зимой быть серым не могу, Меня заметят на снегу
Л: Беги зайчик, готовься к зиме.
Л: Кто-то там шуршит под елкой?
Дети: Ежик (достать уши ежа)
Л: Какие ушки у ежика? (Маленькие, черные)
(Одеть ребенку шапочку)
Ребенок ежик:
Я тоже буду спать, как мишка Я поохотился за лето. Грибы искал, мышей ловил Мне нужно отдохнуть за это.
Л: Конечно, ежик отдыхай.
Под березой на пригорке Старый еж устроил норки, А под листьями лежат, Много маленьких ежат. ( взять под березкой силуэты ежей)
«Веселые прищепки»
Л: Ребята, ежата еще маленькие и иголочки у них не выросли, чтобы наши ежата зимой не замерзли, подарим им разноцветные иголки. (детям раздать силуэты ежат, по 4 прищепки, которые они прищепят вместо иголок)
Л: Ежатам сразу стало теплее, они теперь зимой не замерзнут, мы их положим под листочки, на место.
Л: Чьи это ушки? (Медвежьи, медведя).Какие ушки? (Круглые, коричневые)
Ребенок в шапочке мишки:
В берлогу скоро лягу спать, За осенью зима придет опять. Пусть мне во сне приснится мед, Проснусь, когда весна придет.
Л: Иди, мишенька, готовь себе теплую берлогу.
«Подарим мишке бочку с медом» (крупой)
Л: Ребята, что бы у медведя исполнилась мечта, мы нарисуем ему бочонки с медом. А где же бочка?Мы нарисуем её с Е.И. клеем, а вы засыпайте её крупой.
.Л: Дети, мы не будем мешать животным готовиться к зиме, нам пора возвращаться. Но надо под елочкой оставить угощения для зверюшек: Что мы принесли зайке, белочке, ежу и медведю?
Д: Зайке – морковку, потому что он ее очень любит, орехи - белочке, грибы – ежу. А где же бочки с медом? А вот они, мы их оставим под деревом медведю.
Л: Я, думаю, наши друзья будут рады угощению.
Л: Ребята, наши зверюшки приготовили тоже подарки для вас, но ветер подул и засыпало листьями угощения, они где – то под листочками, помогите мне их найти. Пальчиками осторожно расчищайте и найдем, что там спрятано. (На подносе грибы (печенье), орешки, ягодки (конфеты.)).
Рефлексия:
- Дети, вам понравилось прогулка по лесу?
- Какое у вас стало настроение после встречи с животными? Возьмите листочек такого цвета, которое подходит под ваше настроение (зеленый – отличное, желтый – хорошее, красный – не очень хорошее).
- Дети, мы украсим наше дерево «настроения» и оно засветилось нашим отличным настроением (дети приклеивают листочки к дереву)
-Сейчас пора прощаться с лесом и его жителями.
-Скажем всем спасибо, до свидания и пойдем кушать угощения.