- уточнить артикуляцию звука Ж.
- продолжать учить произносить звук Ж в слогах, словах, предложениях.
- продолжать учить звуковому анализу слов, составлению схем слова.
- составлять и преобразовывать простые нераспространённые предложения .
- развивать фонематический слух, внимание., память.
- развивать ориентировку на листе бумаги.
2016г.
Организационный момент. У каждого ребёнка конверт с буквами Ж и Ш (по количеству слов).Логопед произносит слова, а дети, услышав слово со звуком Ж Ш выкладывают соответствующую букву. Жаба ,жуки, шум, снежинка, пижама, шалить, жёлуди. -Посчитайте, сколько слов получилось с буквой Ж и сколько с буквой Ш? - Каких слов больше и будет наша тема занятия. Как её можно назвать? А если мы его произносим….. -Звук Ж какой гласный или согласный? Звонкий или глухой? | Ж Ж Ш Ж Ж Ш Ж 5 слов с буквой Ж и 2 слова с буквой Ш. Буква Ж. Звук Ж. Дети проверяют звонкость путём прикладывания руки к горлышку или закрывают уши руками и произносят звук Ж . |
Звук Ж. Работа с зеркалами. Напоминание правильной артикуляции | Дети произносят звук Ж и наблюдают за губами, языком, к горлышку прикладывают ладонь. (тактильное ощущение). |
Речевая игра «Кто внимательный?» На доске картинки: жук, жаба, шапка. Запоминают слова и их последовательность. Выставляются не картинки, а слова, одно слово лишнее: жук, жёлудь, шапка, шапка. При затруднении предложить детям взять картинки и к каждой соответствующее словородставить. -Какое слово осталось без картинки? -Кто знает, что такое жёлудь? - Кто питается семенами дуба? Принимаются все варианты ответа детей. Выслушивать все рассуждения детей. На доске предложение. НА ДЕРЕВЕ ЖЁЛУДИ. -Подумайте, как это предложение сказать по-другому? Можно добавлять свои слова. - Слово дерево можно заменить на какое другое слово? (аналогичное задание составления предложений со словом ДУБ. | Дети произносят слова хором, по одному. Дети читают, ищут лишнее слово. Дети к каждой картинке прикладывают соответствующее слово. Жёлудь. Он растёт на дубу. Это семена дуба. Звери, дикие животные, животные. Это кабаны, белки, мышки (они под снегом). Варианты составления предложений детьми: На высоком дереве жёлуди. На дереве много желудей. На дереве зелёные жёлуди. Дуб. |
Физминутка с пальчиковой гимнастикой. | |
Работа в тетради. -Какое сегодня число? Иди Паша напиши. -Какой месяц? - Кто помнит слова-картинки и написанные слова? Дети выходят по одному и пишут на доске слово, которое вспомнили. -Таня написала слово ШАПКА. Правильно? - Кто желает выполнить звукобуквенный анализ слова ЖЁЛУДЬ? Вспомните гласные, согласные, какая буква звука не даёт? -Почему не подчеркнули букву Ь знак? (закрепляем: буква Ь знак звука не имеет). | Паша пишет, дети списывают. Таня, напиши. Дети произносят слова. Дети рассуждают. Возможно направление логопедом рассуждения в нужном направлении. Мы работаем с буквой Ж, звуком Ж. Один учение выполняет задание у доски, другие проверяют и записывают. Подчёркивают цветными карандашами. Пишут схема слова тоже цветными карандашами. |
Будьте внимательны и повторяйте точно так, как услышите мои слоговые цепочки: Ша-жа-ша, жу- жу-шу, аша-ажа-ажа, аша-ажа-аша, ужу-ужу-ушу (варианты могут быть разные. Логопед поощряет детей похвалой. Детям, которым трудно задание с тремя слогами , давать по два слога: жа-жа, жа-ша, ажа-аша и т.д. | Дети стараются произносить правильно. |
Задания детям. Самостоятельно придумать слова со звуком Ж .Уточняю, что звук Ж может находиться в начале слова, середине слова. В слове ЛЫЖИ какая по счёту Ж? Логопед должен добиваться полных ответов. | Дети придумывают слова. Составляют слово лыжи из разрезной азбуки и считают какая Ж по счету. Третья. Буква Ж по счёту третья. |
ИКТ. Части слова на экране, дети их читают. Добавляют слоги ЖА, ЖО, ЖИ. Проверка по экрану. Хоровое чтение, чтение по одному. | Но__к, по__р, дру___к, кру___ть, кру__к. Работа детей. НОЖИК, ПОЖАР,ДРУЖОК, КРУЖИТЬ, КРУЖОК. |
Игра на развитие пространственной ориентировке на листе бумаги или слайд ИКТ. В квадрате или прямоугольнике расположены слова с буквой Ж В середине- слово ЖАБА, в верхнем правом углу слово ЖИВОТ, в нижнем правом углу слово ЖУК, в нижнем левом углу слово ПИЖАМА, в верхнем правом углу слово ЖИЗНЬ. Задания каждому ребёнку: найти слово по описанию расположения, прочитать его. Аналогичные задания с другими словами. Другой вариант более лёгкий. В квадрате слова в середине квадрата, вверху и внизу. | Такие задания даются каждому ребёнку. При затруднении помогают друг другу только дети. Дети такие задания очень любят, потому что сами рассуждают, читают. Дети закрепляют математические понятия. |
Итог. С каким звуком работали? Что понравилось? Кто отвечал много и правильно? Отмечаю похвалой детей. | |