Логопедическое занятие с детьми ОНР 3- 4 ур.р.р. в подготовительной группе Подготовила учитель-логопед МБДОУ №77 «Василек» Растунина Ирина Сергеевна
ТЕМА: Активизация словаря и развитие связной речи через составление загадок про цветок.
ЦЕЛЬ: Учить детей сочинять загадки про ландыш.
2. Обучение детей составлению разных видов загадок про ландыш
3. Способствовать формированию умения с помощью суффиксов образовывать относительные прилагательные
1.Воспитание бережного отношения к растениям.
2.Воспитание аккуратности в работе с раздаточным материалом.
Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
Этапы занятия | Методы и приемы | Виды инструкции | Виды помощи | Прогнозирование деятельности |
1.Организационный момент | Самомас-саж рук, головы. Загадка про одуванчик | Руки растираем и разогреваем И лицо теплом своим мы умываем Грабельки сгребают все плохие мысли. Ушки растираем вверх и внииз мы быстро. Их вперед сгибаем. Бутончики цветов набухают и распускаются. А потом уходим пальцами на щечки. Щечки надуваем. Круглые, воздушные, ветерку послушные | Вместе с детьми говорю слова и имитирую движения. | Дети хором говорят слова и имитируют движения. Одуванчик |
2. Цель занятия. Подбор признаков предмета | Выставляется иллюстрация ландыша. Схемы для подбора признаков предмета: волнистая линия, глаз, нос, рука. | Где растут одуванчики? Это какой цветок? Сегодня мы с вами побываем в лесу. Поучимся сочинять загадки про цветы. Какие цветы распускаются весной в лесу? Посмотрите на эту волнистую линию и задайте вопрос про ландыш. Если ландыш растет в лесу, то это какой цветок? Когда расцветает ландыш? Если он расцветает весной, то это какой цветок? С помощью чего мы узнаем какой ландыш? Глазами мы что делаем? Если мы посмотрим на ландыш, то какой он? С помощью чего мы узнаем о запахе цветов? Что мы делаем носом? Какой ландыш? Еще с помощью чего мы можем узнать какой цветок? Как вы сможете узнать какой он на ощупь? | Стимулиров, активизиров. знания о цветах, используя наглядную опору. Направляющ. помощь: Какие цветы первыми появляются из-под снега? Вопрос, направляющ. на активиз знаний: Какой ландыш или что делает? Уточн., напр.помощь: От слова лес.Если в поле полевой, а в лесу.. Наглядная опора. Обучающая помощь: Какой он по цвету? По форме? Уточняющий, направляющий вопрос Если у цветка приятный аромат, то он… Если цветок пахнет, то он… Если он пахнет как духи, то он… Наглядная опора на иллюстрации. | В поле. Полевой. Ландыш, подснежник. Какой ландыш? Лесной. Весной. Весенний. С помощью глаз. Смотрим и видим. Белые, мелкие (маленькие), круглые цветочки. Носом мы нюхаем. Ароматный. Пахучий. Душистый. Потрогать рукой. Гладкий,хрупкий. |
Активиза-ция глагольной лексики | Схемы для подбора глаголов | Что обозначают 2 прямые полоски? Как вы спросите про цветок? О чем вы думаете, когда слышите слова, цветет, зацветает, расцветает, отцветает. Что мы можем делать с цветами? | Наглядная опора: иллюстрация. Уточняющие вопросы: Весной из-под земли он что делает? Постепенно становится выше и выше. Жестовая помощь. …О Бутоны набухаю и лопаются. Цветок что делает7 Добавьте слог рас- к слову цвести. Добавьте слог от- Если цветок пахучий, то он что делает? Уточняющих вопр.: Если цветы красивые,то мы ими… От слова любить. Чтобы было много цветов их… , а потом за ними…Чтобы они цвели не вяли за ними необходимо… Если мы хотим подарить цветок, то мы его с клумбы…, а чтобы он долго нас радовал его можно…Чтобы не оборвали все цветы их необходимо… | Что делает ландыш? Прорастает. Растет. Цветет. Расцветает Отцветает О цветах. Пахнет. Любуемся Сажают. Ухаживают Срываем Выкопать и посадить в горшок. Беречь |
Сочинение детыми загадки про ландыш | Алгоритм для сочинения загадок про цветы | А сейчас попробуем придумать загадку про ландыш. Он какой? Что еще может быть белым? Что еще может приятно пахнуть? Что он делает? Где он растет? Что еще может расти в лесу? На что похожи его цветки? А теперь послушаем, какая у нас получилась загадка. | Наглядная опора Уточняющие вопросы: Если мы его понюхаем, то он… Наглядная опора | Белый Снег, вата, облако Пахучий Белый, но не снег. Пахучий, но не духи. Растет в лесу, но не гриб. Цветы похожи на бусинки. |
Физ. Минутка | Разноцветные платочки Складывание из платочков цветы. Дыхательная гимнастика | Прилетели бабочки на полянку. Из платочков сделаем цветы. Какой формы платочки? Как сделать из квадрата треугольник. Понюхаем цветочки. Подул холодный ветер (с-с-с) Подул теплый ветер (ш-ш-ш) | | Дети садятся на ковер по-турецки и изображают бабочек. Складывают из платочков цветы. |
Работа с предложением. | Полоски для составления схемы предложения | Составьте предложение про ландыш. Какой ландыш растет в лесу? В каком лесу растет белый ландыш? Выложите схему этого предложения. Сколько слов в предложении? | Ландыш что делает? Где? Какой лес вы знаете? Если растут одни сосны? Березы? Ели? Если хвойные и лиственные детевья? Обучающая помощь: Назовите первое слово,2……. | Ландыш растет в лесу. В березовом лесу растут белые ландыши. |
Звуко-буквенный, слоговой анализ слов | Демонстрационный м-л.: однотонные квадраты, фланелеграф. Раздаточный м-л: кружки для выкладывания звуков, буквы. Работа с раздаточным м-лом.,в | Послушайте еще одну загадку про цветок. В этом слове 3 слога, 2 слог ударный. Этот цветок растет в лесу. Загадайте такую же загадку про ландыш. Посчитайте сколько звуков в слове ландыш. А вот еще одна загадка: произнесите слово отдельными звуками. Выложите звуковую схему этого слова Загадайте звуковую загадку. Выложите буквами название цветка. | Какие цветы растут в лесу? Прохлопайте название цветка. Потяните ударный слог. Сколько слогов в этом слове? Прохлопайте слово. Какой по счету слог ударный? Выделите голосом ударный слог. Выкладывание квадратиков по количеству звуков. Наглядная опора: чтение слова по квадратикам Уточняющие вопросы: Сколько звуков в слове? Сколько согласных и каких? Сколько гласных7 Какой первый звук и какой последний? Приемы активизир. внимание: закрыть глаза и показать пальчиками кол-во звуков, сказать на ухо шепотом, проверить друг у друга схему выложенного слова. | Подснежник Лан-дыш.В этом слове 2 слога. Ударный 1 слог. Л-а-н-д-ы-ш Шесть звуков в слове . 4 слогласных звука. 2 гласных звука.Первый звук л, последний звук ш |
3.Итог занятия | Нарисованная загадка про цветок | Что мы сегодня учились делать? А вот еще вам одна нарисованная загадка на дом. Какой здесь изображен цветок? Дома дорисуйте цветок и придумайте загадки. | | Мы учились придумывать загадки. |