Логопедическое занятие с детьми ОНР 3- 4 ур.р.р. в подготовительной группе Подготовила учитель-логопед МБДОУ №77 «Василек» Растунина Ирина Сергеевна
 ТЕМА: Активизация словаря и развитие связной речи через составление загадок про цветок.
  ЦЕЛЬ: Учить детей сочинять загадки про ландыш.  
 2. Обучение детей составлению разных видов загадок про ландыш
 3. Способствовать формированию умения с помощью суффиксов образовывать относительные прилагательные  
  1.Воспитание бережного отношения к растениям.
  2.Воспитание аккуратности в работе с раздаточным материалом.
        |   Деятельность педагога   |    Деятельность учащихся   |  
  |   Этапы занятия   |    Методы и приемы   |    Виды инструкции   |    Виды помощи   |    Прогнозирование деятельности    |  
  |   1.Организационный момент   |    Самомас-саж рук, головы.       Загадка про одуванчик               |    Руки растираем и разогреваем  И лицо теплом своим мы умываем  Грабельки сгребают все плохие мысли.  Ушки растираем вверх и внииз мы быстро. Их вперед сгибаем.  Бутончики цветов набухают и распускаются.  А потом уходим пальцами на щечки. Щечки надуваем.  Круглые, воздушные, ветерку послушные       |    Вместе с детьми говорю слова и имитирую движения.                       |    Дети хором говорят слова и имитируют движения.          Одуванчик   |  
  |   2. Цель занятия.              Подбор признаков предмета   |    Выставляется иллюстрация ландыша.  Схемы для подбора признаков предмета: волнистая линия, глаз, нос, рука.   |    Где растут одуванчики?  Это какой цветок?  Сегодня мы с вами побываем в лесу. Поучимся сочинять загадки про цветы.   Какие цветы распускаются весной в лесу?  Посмотрите на эту волнистую линию и задайте вопрос про ландыш.  Если ландыш растет в лесу, то это какой цветок?  Когда расцветает ландыш?  Если он расцветает весной, то это какой цветок?  С помощью чего мы узнаем какой ландыш?  Глазами мы что делаем? Если мы посмотрим на ландыш, то какой он?  С помощью чего мы узнаем о запахе цветов? Что мы делаем носом? Какой ландыш?  Еще с помощью чего мы можем узнать какой цветок?  Как вы сможете узнать какой он на ощупь?       |    Стимулиров, активизиров. знания о цветах, используя наглядную опору.  Направляющ. помощь: Какие цветы первыми появляются из-под снега?  Вопрос, направляющ. на активиз знаний: Какой ландыш или что делает?  Уточн., напр.помощь:  От слова лес.Если в поле полевой, а в лесу..  Наглядная опора.  Обучающая помощь: Какой он по цвету? По форме?  Уточняющий, направляющий вопрос  Если у цветка приятный аромат, то он… Если цветок пахнет, то он…  Е сли он пахнет как духи, то он…  Наглядная опора на иллюстрации.   |    В поле.  Полевой.  Ландыш, подснежник.  Какой ландыш?  Лесной.  Весной. Весенний.  С помощью глаз. Смотрим и видим.  Белые, мелкие (маленькие), круглые цветочки.  Носом мы нюхаем.  Ароматный.  Пахучий.  Душистый.  Потрогать рукой.  Гладкий,хрупкий.   |  
  |   Активиза-ция глагольной лексики   |    Схемы для подбора глаголов   |    Что обозначают 2 прямые полоски? Как вы спросите про цветок?                                      О чем вы думаете, когда слышите слова, цветет, зацветает, расцветает, отцветает.  Что мы можем делать с цветами?                           |    Наглядная опора: иллюстрация.   Уточняющие вопросы:  Весной из-под земли он что делает?  Постепенно становится выше и выше.   Жестовая помощь. …О  Бутоны набухаю и лопаются. Цветок что делает7  Добавьте слог рас- к слову цвести.   Добавьте слог от-  Если цветок пахучий, то он что делает?  Уточняющих вопр.: Если цветы красивые,то мы ими…  От слова любить.  Чтобы было много цветов их… , а потом  за ними…Чтобы они цвели не вяли за ними необходимо…  Если мы хотим подарить цветок, то мы его с клумбы…, а чтобы он долго нас радовал его можно…Чтобы не оборвали все цветы их необходимо…   |    Что делает ландыш?      Прорастает.     Растет.      Цветет.      Расцветает       Отцветает  О цветах.  Пахнет.      Любуемся  Сажают.  Ухаживают  Срываем  Выкопать и посадить в горшок.  Беречь   |  
  |   Сочинение детыми загадки про ландыш   |    Алгоритм для сочинения загадок про цветы   |    А сейчас попробуем придумать загадку про ландыш. Он какой?  Что еще может быть белым?  Что еще может приятно пахнуть?  Что он делает?  Где он растет?  Что еще может расти в лесу?  На что похожи его цветки?  А теперь послушаем, какая у нас получилась загадка.   |    Наглядная опора  Уточняющие вопросы:  Если мы его понюхаем, то он…                  Наглядная опора   |    Белый  Снег, вата, облако  Пахучий  Белый, но не снег. Пахучий, но не духи. Растет в лесу, но не гриб. Цветы похожи на бусинки.   |  
  |   Физ. Минутка   |    Разноцветные платочки  Складывание из платочков цветы. Дыхательная гимнастика   |    Прилетели бабочки на полянку.  Из платочков сделаем цветы. Какой формы платочки? Как сделать из квадрата треугольник.  Понюхаем цветочки.  Подул холодный ветер (с-с-с)  Подул теплый ветер (ш-ш-ш)   |         |    Дети садятся на ковер по-турецки и изображают бабочек.  Складывают из платочков цветы.   |  
  |   Работа с предложением.   |    Полоски для составления схемы предложения   |    Составьте предложение про ландыш.  Какой ландыш растет в лесу?  В каком лесу растет белый ландыш?      Выложите схему этого предложения. Сколько слов в предложении?   |    Ландыш что делает? Где?  Какой лес вы знаете? Если растут одни сосны? Березы? Ели?  Если хвойные и лиственные детевья?  Обучающая помощь:  Назовите первое слово,2…….   |    Ландыш растет в лесу.      В березовом лесу растут белые ландыши.   |  
  |   Звуко-буквенный, слоговой анализ слов   |    Демонстрационный м-л.: однотонные квадраты, фланелеграф.  Раздаточный м-л: кружки для выкладывания звуков, буквы.      Работа с раздаточным м-лом.,в   |    Послушайте еще одну загадку про цветок. В этом слове 3 слога, 2 слог ударный. Этот цветок растет в лесу.      Загадайте такую же загадку про ландыш.                  Посчитайте сколько звуков в слове ландыш.                  А вот еще одна загадка: произнесите слово отдельными звуками.  Выложите звуковую схему этого слова  Загадайте звуковую загадку.              Выложите буквами название цветка.   |    Какие цветы растут в лесу? Прохлопайте название цветка. Потяните ударный слог.  Сколько слогов в этом слове? Прохлопайте слово. Какой по счету слог ударный? Выделите голосом ударный слог.  Выкладывание квадратиков по количеству звуков.  Наглядная опора: чтение слова по квадратикам  Уточняющие вопросы:  Сколько звуков в слове?  Сколько согласных и каких? Сколько гласных7 Какой первый звук и какой последний?  Приемы активизир. внимание: закрыть глаза и показать пальчиками кол-во звуков, сказать на ухо шепотом, проверить друг у друга схему выложенного слова.    |    Подснежник                  Лан-дыш.В этом слове 2 слога. Ударный 1 слог.                      Л-а-н-д-ы-ш          Шесть звуков в слове .  4 слогласных звука. 2 гласных звука.Первый звук л, последний звук ш   |  
  |   3.Итог занятия   |    Нарисованная загадка про цветок    |    Что мы сегодня учились делать?  А вот еще вам одна нарисованная загадка на дом. Какой здесь изображен цветок?  Дома дорисуйте цветок и придумайте загадки.     |         |    Мы учились придумывать загадки.   |