Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему: «Звуки Р, Л, Р?, Л?»
Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему: «Звуки Р, Л, Р?, Л?»
Данное логопедическое занятие направлено на совершенствование речевых навыков, помогающих развитию возможности вступления в речевую коммуникацию и способствующие успешной адаптации в социуме.
Цель занятия- закрепление правильного произношения звуков Р, Л, Р´, Л´.
Задачи:
Коррекционно-образовательная: отрабатывать формы существительных в единственном числе в предложном падеже, во множественном числе в родительном падеже; закрепление обобщающего слова «транспорт»; звуковой анализ и синтез слов; формирование словообразовательной функции речи на основе упражнения детей в приставочных глаголах (от глагола «ехать»); составление рассказа по следам выполненных действий.
Коррекционно-развивающая: развитие фонематического восприятия, развивать слуховое и зрительное внимание; учить правильному произношению слов сложного слогового состава (трамвай, троллейбус, электропоезд, велосипед, вертолет);
Коррекционно-воспитательная: воспитывать коммуникативные способности, умение выслушивать взрослого и товарищей не перебивая, отвечать на вопросы; закреплять правила поведения на дороге.
Оборудование: красные и зеленые флажки по количеству детей, предметные картинки с изображением транспорта, наборное полотно, кассы букв, наборы фишек для звуко-слогового анализа, тетради, ручки, сюжетная картинка с изображением Буратино на велосипеде на проезжей части дороги, куклы (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон), игрушечная машина скорой помощи и макет для ее передвижения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Коррекционно-образовательная: отрабатывать формы существительных в единственном числе в предложном падеже, во множественном числе в родительном падеже; закрепление обобщающего слова «транспорт»; звуковой анализ и синтез слов; формирование словообразовательной функции речи на основе упражнения детей в приставочных глаголах (от глагола «ехать»); составление рассказа по следам выполненных действий.
Коррекционно-развивающая: развитие фонематического восприятия, развивать слуховое и зрительное внимание; учить правильному произношению слов сложного слогового состава (трамвай, троллейбус, электропоезд, велосипед, вертолет);
Коррекционно-воспитательная: воспитывать коммуникативные способности, умение выслушивать взрослого и товарищей не перебивая, отвечать на вопросы; закреплять правила поведения на дороге.
Оборудование: красные и зеленые флажки по количеству детей, предметные картинки с изображением транспорта, наборное полотно, кассы букв, наборы фишек для звуко-слогового анализа, тетради, ручки, сюжетная картинка с изображением Буратино на велосипеде на проезжей части дороги, куклы (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон), игрушечная машина скорой помощи и макет для ее передвижения.
Ход занятия:
I.Организационный момент:
У детей на столах лежат осколочные картинки с изображением транспорта. Логопед предлагает детям сложить картинки, назвать свою картинку и только потом сесть.
- Вы, сейчас правильно назвали предметы на своих картинках. А кто помнит, как одним словом назвать все эти предметы? (Транспорт).
II.Сообщение темы занятия:
- Сегодня мы отправимся в путешествие в сказочный город. Мы отправимся туда на разных видах транспорта и будем повторять звуки Р, Л, Р´,Л´.
III.Основная часть:
1.Характеристика звуков: Р, Л, Р´, Л´.
- Ребята, что вы знаете о звуках: Р, Л, Р´, Л´. (Это согласные звуки. Все они звонкие. Р и Л- твердые согласные звуки, а Р´ и Л´ – мягкие согласные звуки).
2. Упражнение на развитие фонематического восприятия:
- Внимание! Приготовьтесь поднять красный флажок, если услышите слово со звуками Р и Р´, зеленый флажок, если услышите слово со звуками Л и Л´. (Можно разделить детей на две команды).
3. Произношение звуков Р, Л, Р´, Л´ в словосочетаниях, предложениях.
а) На столе у логопеда лежат картинки с изображением транспорта. Логопед берет одну из картинок, ставит ее на наборное полотно и говорит: «Это грузовик. А, если я добавлю слово много, то как правильно надо сказать? (много грузовиков). Теперь каждый из вас будет выходить, брать картинку и ставить ее на наборное полотно. Когда будете ставить, скажите о ней словами «много …» (много трамваев, много троллейбусов, много катеров и т.д.).
После того, как дети выставили все картинки, еще раз проговаривают словосочетания, выделяют голосом окончания; отмечают какой звук есть в названии картинки (Р, Л, Р´, Л´ ).
б) Логопед:
- Расскажите, на чем вы поедете, или полетите , или поплывете в Сказочный город. Дети произносят предложения: поеду на автомобиле.
Я полечу на сомолете.
Я поплыву на теплоходе. И т.д..
4.Отгадывание загадок; звуко-слоговой анализ и синтез отгаданных слов.
Я в любое время года Что за птица смелая
И в любую непогоду По небу промчалась?
Очень быстро в час любой Лишь дорожка белая
Провезу вас под землей. От нее осталась.
(Метро). (Самолет)
Дети составляют слова из разрезной азбуки, составляют схемы, печатают эти слова в тетрадях.
5.Физкультминутка:
Самолеты загудели, (Вращение перед грудью согнутыми в локтях
руками),
Самолеты полетели, ( руки в стороны, поочередные наклоны в
стороны),
На полянку тихо сели, (присесть. Руки к коленям),
Да и снова полетели (руки в стороны с ритмичными наклонами
Р-р-р-р-р-р-р- … в стороны).
Л-л-л-л-л-л-л- …
6.Упражнение в образовании приставочных глаголов по демонстрации действий.
- Ребята, подойдите к макету и встаньте вокруг него. Вот здесь у нас гараж В гараже стоит машина. Что это за машина? (Машина скорой помощи). Смотрите внимательно на мои действия. На вопросы отвечайте одним словом.
Машина в гараже стояла. А теперь машина из гаража что сделала. (Выехала). Вокруг гаража, она, что сделала? (Объехала). И по дороге что сделала? (Поехала). К перекрестку она что сделала? (Подъехала). За дом что сделала? (Заехала). И к гаражу она что сделала? (Приехала).
Сейчас мы с вами к слову «ехала» добавляли разные маленькие частички и получилось много разных слов.
7.Составление рассказа с образованием приставочных глаголов.
- Давйте, ребята, представим, что это (макет) у нас Сказочный город. В этом сказочном городе живут Буратино, Папа Карло, Мальвина. Кто еще? (Пьеро, Артемон, Карабас-Барабас …).
Буратино очень любит кататься на велосипеде, но никак не хочет учить правила дорожного движения. Поехал он однажды кататься и не заметил как выехал на проезжую часть дороги (показать картинку). А навстречу ему ехал грузовик. За рулем сидел Карабас-Барабас. Буратино так испугался, что бросил руль и чуть не оказался под колесами грузовика. Буратино упал, ударился головой об асфальт и разбил себе голову. Хорошо, что в это время мио проходили Пьеро, Мальвина и артемон. Они поспешили на помощь. Пьеро и артемон занесли Буратино в дом. А Мальвина позвонила по телефону и вызвала скорую помощь.
Врач быстро взял свой чемоданчик с лекарствами, бинтами, ватой, шприцами и отправился к машине.
А, теперь, ребята, помогите мне рассказать, что было дальше. Водитель сел … (в машину), завел … (мотор). И машина из гаража … (выехала). Гараж она … (объехала). И по дороге … (поехала). К перекрестку машина … (подъехала) и остановилась. Горит красный свет. А вот когда загорелся зеленый свет, машина пешеходную полосу … (переехала) и дальше по дороге … (поехала). Налево свернула. Мимо леса … «проехала». К реке … (подъехала). А вот и мост. Машина на мост …(въехала), реку … (переехала), с моста … (съехала). Дальше … (поехала).. на пути ремонт дороги. Машина к яме … (подъехала), яму … (объехала). И к домику Буратино … (подъехала).
Что было дальше? (Врач из машины вышел. В домик вошел. Рану обработал, укол сделал, голову перевязал. В машину Буратино посадил и в больницу повез …).
- А теперь расскажите как обратно ехала машина. (Можно разделить дорогу на несколько отрезков, чтобы несколько детей могли поучаствовать в рассказе. Можно предложить поехать обратно другой дорогой, если она есть на макете).
IV. Итог занятия:
- Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? (Ответы детей). Какие звуки мы закрепляли? (Р ,Л, Р´, Л´ ). О ком мы придумывали рассказ? (Ответы детей). Как бы вы назвали этот рассказ? (Ответы детей). Этот рассказ вы можете рассказать вечером воспитателю, детям, родителям.