Оборудование: карточки для артикуляционной гимнастикой,индивидуальные зеркала, дидактическое пособие для дыхательной гимнастики, разрезные картинки, магнитные буквы и цифры, цифровая схема,дидактическое пособие к игре «Послушай, выложи, проверь!», мяч, предметные картинки, раскраски.
Ход занятия
1. Организационный этап.
1) Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята. При помочи мяча выскажем пожелания друг другу на сегодняшний день. (Дети по очереди говорят пожелания.)
-Я желаю вам удачного дня, пусть все у вас сегодня получиться.
2) Создание мотивационного поля.
- Ребята, посмотрите на картинку. Как вы считаете, какое время года на ней изображено? Почему вы так решили? Чего не хватает на картинке? (Красок)
- А краски, каких цветов нужны, чтобы осень стала красивой.
- Предлагаю, вам сегодня вернуть краски осени. Чтобы вернуть краски осени, вам придётся потрудиться. Вы должны будете говорить так правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Готовы?
2. Основная часть
-Ребята, посмотрите, какую первую краску вы можете вернуть осени. Желтую. Что осенью желтого цвета? Нужна ли осени желтая краска?
- Чтобы вернуть желтую краску вам, нужно сделать артикуляционную гимнастику и дыхательную.
(Дети выполняют артикуляционную гимнастику, используя индивидуальные зеркала.)
2) Дыхательная гимнастика.
- Будем дуть как осенний ветер, а ветер осенний какой?
- Подуйте на листочки плавно, так, чтобы они слетели с грибка.
- Подуйте так, чтобы листочки закружились.
(Дети дуют на листик плавно и длительно.)
- Как вы считаете, с заданием справились? Оцените себя. Денис, у тебя были трудности? А у тебя Максим?
- Возьмите по желтой краске.
3) Сообщение темы и цели занятия.
- Какую следующую краску будем возвращать осени? Красную. Что осенью бывает красного цвета? Нужна ли осени красная краска?
- Чтобы вернуть красную краску, вам надо внимательно меня слушать, подумать, а потом отвечать.
- Послушайте внимательно слова и определите, какой одинаковый звук встречается во всех словах: лес, сапоги, лист, сосны.
- Правильно, это звук [С]. Тема нашего занятия: звук [С]. Сегодня вы будете определять звук [С] на слух, а также учиться произносить звук [С], в слогах, словах и предложениях.
4) Характеристика звука [С].
- Скажите, в каком положении должны быть губы, зубы, язык, чтобы правильно произнести звук [С]. Возьмите зеркала, произнесите звук [С]. Воздушная струя тёплая или холодная при произношении звука [С]?
- Звук [С] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?
(Дети дают характеристику звуку [С] с опорой на схему и тактильным ощущениям).
- Подведём итог. Максим, как ты считаешь, у тебя все получилось, а у тебя Денис? Вернём осени красную краску.
5) Развитие фонематического слуха
- Какого цвета будет следующая краска? Оранжевая. Что осенью будет оранжевого цвета? Нужна ли осени оранжевая краска?
- Чтобы вернуть оранжевую краску, вы должны быть очень внимательными. Вам нужно услышать звук [С] в слогах и словах.
Игра «Хлопай, не зевай»
- Как только услышите звук [С] в слоге, хлопните в ладоши.
(Дети читают слоги и выделяют при помощи силы голоса заданный слог)
- Как справились с заданием, оцените себя. Возвращаем коричневую краску.
Физминутка Игра «Рисуем осень»
- Большую часть красок вернули. Давайте, нарисуем признаки осени руками.
Мы рисуем серое, хмурое небо.
(Поднять руки вверх, кистями рук «раскрашивают» небо вправо-влево.)
Мы рисуем большие холодные лужи.
(Наклоняются и свободно двигающимися руками внизу «рисуют круги».)
Мы рисуем мелкий моросящий дождик.
(Хаотично двигают пальцами, опуская руки сверху вниз, до самого пола.)
Развитие мимических мышц.
- Осенью погода в течение дня может меняться. Представьте, что набежала хмурая серая туча, и закапал дождик, покажите, как люди огорчаются, ёжатся от холода и ветра. Покажите, как люди радуются, когда снова выглянуло солнышко, стало теплее.
(Дети выполняют задание при помощи мимики и символических движений.)
7) Автоматизация звука [С] в словах.
- Какого цвета будет следующая краска? Серая. Что осенью будет серого цвета? Нужна осени серая краска?
- Чтобы вернуть осени серую краску, нужно правильно и четко произносить слова со звуком [С].
Игра «Один - Много» с мячом.
- Поиграем в игру «Один-много», я говорю один предмет вы много и наоборот.
- Составьте словосочетания со словами носок, самолёт, собака, оса по образцу.
Образец:одна сайка, две сайки, пять саек, девять саек.
- Как справились с заданием, оцените себя. Как вы считаете, вы правильно и четко произносили слова? Получите серую краску.
8) Автоматизация звука [С] в предложениях.
- Какого цвета будет следующая краска? Зелёная. Нужна ли осени зеленая краска?
- Чтобы вернуть зелёную краску, нужно правильно и четко произносить слова со звуком [С] в предложениях. Только предложения будут заколдованные, вам нужно их расколдовать.
Сапоги надели Саню.
Бусы носят Соню.
Сосна сидит на сове.
Астры посадили садовника.
Кусок мяса кусает собаку.
На посуду поставили стол.
- Как справились с заданием, оцените себя, все предложения расколдовали; были трудности или все получилось с первого раза?
- Получите зеленую краску.
3. Рефлексия.
- Все краски осени вернули. Молодцы, ребята!
- Вам бы хотелось увидеть осень красивую, красочную? Тогда переверните карточки с красками, соберите картинку. Одинаковые картинки у вас получились? Найдите различия.