Индивидуальное логопедическое занятие на тему: Автоматизация звука Р в обратных слогах и словах с механической помощью
Индивидуальное логопедическое занятие на тему: Автоматизация звука Р в обратных слогах и словах с механической помощью
Индивидуальное логопедическое занятие
Логопед: Редькина Н.С.
Ребенок: Арсений, 6 лет, подготовительная группа
Тема занятия: Автоматизация звука Р в обратных слогах и словах с механической помощью
Цели:
Развитие артикуляционной моторики через умение чётко выполнять артикуляционные упражнения.
Формирование длительной направленной воздушной струи.
Продолжать учить ребёнка правильно произносить изолированный звук [Р] через подражания с механической помощью.
Развитие фонематического слуха через умение правильно воспроизводить слоговые ряды за логопедом, определять наличие звука [Р] в словах, его местонахождение (середина, конец)
Автоматизировать произношение звука в обратных слогах и словах с механической помощью.
Развитие пространственной ориентировки через практическое употребление простых предлогов: на, за, перед, под, между.
Учить образованию прилагательных от существительных (названия соков).
Воспитание интереса к занятию.
Оборудование: игрушка тигренок, картинки для артикуляционной гимнастики (парус, гриб, гармошка, дятел), вертушка, 2 сигнальные карточки- красная и зеленая, чудесный мешочек, цифры (трафареты), картинки со звуком Р (шар, костер, светофор, цирк, тигр, повар, топор, огурцы, корзина, забор), игрушечный домик, схемы слов, для определения местонахождения звука, стаканчики с наклеенными картинками, книга М. Мезенцевой «Логопедия в картинках» ОЛМА Москва, 2011
Ход занятия:
Методическое замечание: при произнесении звука Р используется только механическая помощь.
1.Постановка цели занятия:
Как ты думаешь, что мы с тобой сейчас будем делать? А зачем это надо? Как этого добиться?
Сегодня к нам на занятие пришел тигренок, он еще маленький и не умеет рычать. Пусть вместе с нами поиграет и поучится.
2. Артикуляционная гимнастика:
-Первое упражнение, которое мы будем выполнять это- «Парус» (логопед показывает картинку с изображением паруса, ребёнок сам называет упражнение)
Упражнение «Парус».
Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10.
Лодочка под парусом по реке плывёт,
На прогулку лодочка малышей везёт.
(ребенок из рук делает лодочку)
-Следующее упражнение называется «Гриб» (показ картинки)
Упражнение «Гриб».
Улыбнуться, открыть рот, приклеить (присосать) язык к нёбу. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до
Под берёзой, у дорожки
Гриб растёт на толстой ножке
Мимо мы пройти не можем,
Гриб в лукошко мы положим.
(ребенок правую руку сжимает в кулак, ножка гриба, и ставит на стол, левая-сверху, шляпка)
Улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу. Не отпуская язык, сильно отпустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть. Под счёт от1 до 10.
Рот пошире открываем,
На гармошке поиграем!
Язычок не отпускаем!
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам не трудно повторять!
(руки в кулачки, соединять-разъединять, имитируя игру на гармошке)
— И последнее упражнение «Дятел» (показ картинки).
Упражнение «Дятел».
Улыбнуться, рот открыт, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» за верхними зубами и произносить: «д-д-д…»
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук-
Раздаётся громкий звук.
Левая рука стоит на локте, пальцы- в стороны, это дерево. Правой рукой, соединив большой и указательной пальцы, клюв, стучит по «дереву» и произносит д-д-д-д)
3. Работа над воздушной струей воздуха. – Мне что-то на ушко шепчет тигренок, он предлагает тебе дуть на вертушку, не надувая щек.(ребенок дует 3-5раз0
4. Игра «Светофор». –Я буду говорить тебе разные слова, а ты ребенок поднимай красный сигнал, если звука Р нет в слове или зеленый сигнал, если есть звук Р. Будь внимателен, тигренок наблюдает за тобой.
5. Изолированное произношение звука р.
- как работает мотор у машины?
- как рычит злая собака?
- как рычит тигр?
6. Отработка обратных слогов.
- Игра «Эхо». Ребенок повторяет за логопедом слоговые ряды:
Ар-ор- ур
Яр-ор-ыр
Ыр-юр-ер
Ир-ур-ёр
- Игра «Отгадай – ка». –Ты будешь произносить слоги, используя беззвучную артикуляцию гласных, которую я показываю губами л, добавив к этим гласным звук Р.
- Игра «Чудесный мешочек». – Смотри, Арсений, какой чудесный мешочек принес тигренок. Опускай руку в мешок, догадайся, какая там цифра и произнеси слог ар(ор, яр, ир, юр…) столько раз, какую цифру ты достал.
7. Игра « Найди картинку». -Вставай и пойдем к домику, здесь тигренок разложил для тебя картинки, давай их соберем. (Логопед предлагает ребенку взять картинку, которая находится на домике, в домике, за домиком и т.д. Ребенок собирает картинки, а затем только их произносит, четко выделяя звук Р.)
8. Работа со схемами.-РРРРРРРРРР- послушай, это рычит наш тигренок! Он просит тебя определить место звука Р в словах и положить картинку к соответствующей схеме. ( в середине, в конце)
9. Физкультурка:
Мы подуем высоко, (встать на носочки, руки - вверх, голову поднять-подуть в потолок)
Мы подуем низко, (присесть, голову опустить-подуть в пол)
Мы подуем далеко.(встать, руки вытянуть вперед, подуть на кончики пальцев)
Мы подуем близко.(руки согнуты в локтях перед грудью, голову наклонить, подуть на кончики пальцев)
10. Игра «Кафе». - Как ты хорошо работаешь, молодец, наверное, устал, пойдем в кафе. Перед тобой стоят стаканчики, на которых наклеены картинки ягод, фруктов, овощей, ты должен назвать, какой сок получится из данного продукта (вишня – вишневый сок, апельсин – апельсиновый сок, лимон - лимонный сок, помидор – томатный сок)
11. Работа с картинками по книге М.Мезенцевой «Логопедия в картинках» с.148-149
12. Релаксация (можно предложить выбрать смайлик)
- Как ты оцениваешь свою работу на занятии?
- Чему научился?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Как ты думаешь, тигренку было интересно с нами заниматься?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное логопедическое занятие на тему: Автоматизация звука Р в обратных слогах и словах с механической помощью»
Индивидуальное логопедическое занятие
Логопед: Редькина Н.С.
Ребенок: Арсений, 6 лет, подготовительная группа
Тема занятия: Автоматизация звука Р в обратных слогах и словах с механической помощью
Цели:
Развитие артикуляционной моторики через умение чётко выполнять артикуляционные упражнения.
Формирование длительной направленной воздушной струи.
Продолжать учить ребёнка правильно произносить изолированный звук [Р] через подражания с механической помощью.
Развитие фонематического слуха через умение правильно воспроизводить слоговые ряды за логопедом, определять наличие звука [Р] в словах, его местонахождение (середина, конец)
Автоматизировать произношение звука в обратных слогах и словах с механической помощью.
Развитие пространственной ориентировки через практическое употребление простых предлогов: на, за, перед, под, между.
Учить образованию прилагательных от существительных (названия соков).
Воспитание интереса к занятию.
Оборудование: игрушка тигренок, картинки для артикуляционной гимнастики (парус, гриб, гармошка, дятел), вертушка, 2 сигнальные карточки- красная и зеленая, чудесный мешочек, цифры (трафареты), картинки со звуком Р (шар, костер, светофор, цирк, тигр, повар, топор, огурцы, корзина, забор), игрушечный домик, схемы слов, для определения местонахождения звука, стаканчики с наклеенными картинками, книга М. Мезенцевой «Логопедия в картинках» ОЛМА Москва, 2011
Ход занятия:
Методическое замечание: при произнесении звука Р используется только механическая помощь.
1.Постановка цели занятия:
Как ты думаешь, что мы с тобой сейчас будем делать? А зачем это надо? Как этого добиться?
Сегодня к нам на занятие пришел тигренок, он еще маленький и не умеет рычать. Пусть вместе с нами поиграет и поучится.
2. Артикуляционная гимнастика:
-Первое упражнение, которое мы будем выполнять это- «Парус» (логопед показывает картинку с изображением паруса, ребёнок сам называет упражнение)
Упражнение «Парус».
Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10.
Лодочка под парусом по реке плывёт,
На прогулку лодочка малышей везёт.
(ребенок из рук делает лодочку)
-Следующее упражнение называется «Гриб» (показ картинки)
Упражнение «Гриб».
Улыбнуться, открыть рот, приклеить (присосать) язык к нёбу. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до
Под берёзой, у дорожки
Гриб растёт на толстой ножке
Мимо мы пройти не можем,
Гриб в лукошко мы положим.
(ребенок правую руку сжимает в кулак, ножка гриба, и ставит на стол, левая-сверху, шляпка)
Улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу. Не отпуская язык, сильно отпустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть. Под счёт от1 до 10.
Рот пошире открываем,
На гармошке поиграем!
Язычок не отпускаем!
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам не трудно повторять!
(руки в кулачки, соединять-разъединять, имитируя игру на гармошке)
— И последнее упражнение «Дятел» (показ картинки).
Упражнение «Дятел».
Улыбнуться, рот открыт, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» за верхними зубами и произносить: «д-д-д…»
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук-
Раздаётся громкий звук.
Левая рука стоит на локте, пальцы- в стороны, это дерево. Правой рукой, соединив большой и указательной пальцы, клюв, стучит по «дереву» и произносит д-д-д-д)
3. Работа над воздушной струей воздуха. – Мне что-то на ушко шепчет тигренок, он предлагает тебе дуть на вертушку, не надувая щек.(ребенок дует 3-5раз0
4. Игра «Светофор». –Я буду говорить тебе разные слова, а ты ребенок поднимай красный сигнал, если звука Р нет в слове или зеленый сигнал, если есть звук Р. Будь внимателен, тигренок наблюдает за тобой.
5. Изолированное произношение звука р.
- как работает мотор у машины?
- как рычит злая собака?
- как рычит тигр?
6. Отработка обратных слогов.
- Игра «Эхо». Ребенок повторяет за логопедом слоговые ряды:
Ар-ор- ур
Яр-ор-ыр
Ыр-юр-ер
Ир-ур-ёр
- Игра «Отгадай – ка». –Ты будешь произносить слоги, используя беззвучную артикуляцию гласных, которую я показываю губами л , добавив к этим гласным звук Р.
- Игра «Чудесный мешочек». – Смотри, Арсений, какой чудесный мешочек принес тигренок. Опускай руку в мешок, догадайся, какая там цифра и произнеси слог ар(ор, яр, ир, юр…) столько раз, какую цифру ты достал.
7. Игра « Найди картинку». -Вставай и пойдем к домику, здесь тигренок разложил для тебя картинки, давай их соберем. (Логопед предлагает ребенку взять картинку, которая находится на домике, в домике, за домиком и т.д. Ребенок собирает картинки, а затем только их произносит, четко выделяя звук Р.)
8. Работа со схемами.-РРРРРРРРРР- послушай, это рычит наш тигренок!Он просит тебя определить место звука Р в словах и положить картинку к соответствующей схеме. ( в середине, в конце)
9. Физкультурка:
Мы подуем высоко, (встать на носочки, руки - вверх, голову поднять-подуть в потолок)
Мы подуем низко, (присесть, голову опустить-подуть в пол)
Мы подуем далеко.(встать, руки вытянуть вперед, подуть на кончики пальцев)
Мы подуем близко.(руки согнуты в локтях перед грудью, голову наклонить, подуть на кончики пальцев)
10. Игра «Кафе». - Как ты хорошо работаешь, молодец, наверное, устал, пойдем вкафе.Перед тобой стоят стаканчики, на которых наклеены картинки ягод, фруктов, овощей, ты должен назвать, какой сок получится из данного продукта (вишня – вишневый сок, апельсин – апельсиновый сок, лимон - лимонный сок, помидор – томатный сок)
11. Работа с картинками по книге М.Мезенцевой «Логопедия в картинках» с.148-149
12. Релаксация (можно предложить выбрать смайлик)
- Как ты оцениваешь свою работу на занятии?
- Чему научился?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Как ты думаешь, тигренку было интересно с нами заниматься?