Целью данного фронтального логопедического занятияявляется расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Занятие можно проводить как итоговое в речевой группе для детей с общим недоразвитием речи или в 1 классе с детьми с тяжелым нарушением речи, в коррекционных классах начальной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Совершенствование грамматического строя речи (образование слов-антонимов).
- Совершенствование синтаксического строя речи (составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а).
- Совершенствование навыков звукового и звукобуквенного анализа слов.
- Развитие диалогической речи.
- Развитие фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления.
- Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Оборудование:
Магнитная доска, модуль с висящими на нем бумажными бабочками, альбом «Мир природы. Насекомые», цветные карандаши, предметные картинки с изображениями бабочек, жуков, осы, звуковые схемы слов, карточка с ребусом.
Предварительная работа:
Рассматривание насекомых на картинках, беседа о них, расширение словаря. Чтение сказки К.Чуковского «Тараканище», В.Зотова «Божья коровка», «Кузнечик». Разучивание упражнения «Гусеница». Составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а на индивидуальных занятиях с логопедом.
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает встать вокруг модуля, на котором прикреплены бумажные бабочки.
Л о г о п е д: Весна в разгаре. Цветет черемуха. Проснулись насекомые. Сегодня мы с вами и будем говорить о насекомых, выясним, что вам известно об их внешнем виде и образе жизни. Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам на занятие. Подуйте на них, чтобы они зашевелились. Как вы будете дуть?
Д е т и. Нужно набрать воздух через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.
Л о г о п е д. Правильно. Выполняйте упражнение.
Дети по очереди выполняют упражнение по 4-5 раз по команде логопеда.
2. Игра с мячом «Закончи предложение». (Расширение экспрессивного словаря словами-антонимами.)
Логопед приглашает детей пройти на ковер, предлагает им встать в круг и берет в руки мяч.
Л о г о п е д. Давайте поиграем в знакомую вам игру с мячом «Закончи предложение». Майский жук большой, а божья коровка…
1-й р е б е н о к. …маленькая.
Л о г о п е д. У майского жука крылья короткие, а у стрекозы…
2-й р е б е н о к. …длинные.
Л о г о п е д. У жука усы толстые, а у бабочки…
3-й р е б е н о к. …тонкие.
Л о г о п е д. У шмеля спина широкая, а у водомерки…
4-й р е б е н о к. …узкая.
Логопед оценивает работу детей и убирает мяч.
3. Упражнение «Гусеница». (Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.)
Логопед предлагает детям сделать знакомое упражнение.
Этот странный дом без окон Дети лежат на спинах ногами в
У людей зовется «кокон» центр круга.
Свив на ветке этот дом, Поворачиваются на левый бок, поло-
Дремлет гусеница в нем. жив руки под щеку.
Спит без просыпа всю зиму. Переворачиваются на другой бок.
Но зима промчалась мимо - Ложатся на спину, потягиваются.
Март, апрель, капель, весна… Медленно садятся.
Просыпайся, соня-сонюшка! Потягиваются сидя.
Под весенним ясным солнышком Встают, потягиваются стоя.
Гусенице не до сна. Бегут по кругу, машут руками, как
Логопед приглашает детей выйти на ковер. Они удобно располагаются на нем.
Л о г о п е д. Я хочу проверить, насколько вы внимательны. Я буду произносить слова, а вы будете определять, какое слово лишнее и почему. Бабочка, комар, воробей, жук. Кто лишний?
1-й р е б е н о к. Воробей лишний. Это птица, а бабочка, комар и жук – насекомые.
Л о г о п е д. Божья коровка, кузнечик, окунь, гусеница.
2-й р е б е н о к. Лишний окунь. Его не относят к насекомым. Это рыба.
Логопед предлагает детям еще несколько рядов слов.
6.Отгадывание загадок о насекомых. (Развитие общих речевых навыков.)
Логопед предлагает детям сесть на ковер и отгадать загадки.
Этот увалень мохнатый,
Сладкоежка полосатый,
Опускает хоботок
В распустившийся цветок.
Кто это?
Д е т и. Шмель. Он полосатый. Он собирает нектар хоботком.
Злюка тощая такая
Надо мной весь день летает
И ужалит ненароком,
Если я измажусь соком.
Кто это?
Д е т и. Это оса. Она злая, тонкая и больно жалит.
По листочку проползает,
Всюду дырки оставляет.
Вот прожорливая штучка,
А свернулась закорючкой.
Кто это?
Д е т и. Это гусеница. Она прогрызает дырки в листочках, сворачивается закорючкой.
Звон весь день в ушах стоит.
Надо мною кто звенит?
Прилетел он со двора.
Длинный нос у …
Д е т и. Комара.
Л о г о п е д. Вы сумели и загадки разгадать, а еще и красиво говорили. Я вами горжусь!
7. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, а потом оценивает работу.