Урок познания мира во 2 классе по теме «Размножение животных».
Тема: «РАЗМНОЖЕНИЕ ЖИВОТНЫХ»
Цели: познакомить с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, развивать мышление, умение анализировать, делать выводы, воспитывать бережное отношение к животным и их детенышам.
Организационный момент
Сегодня на урок к нам пришли гости, чтобы посмотреть как мы умеем работать. Давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбки располагают к приятному общению и отправимся в путь за новыми знаниями.
- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать, что-то новое, сделать своё маленькое открытие? (нужно быть внимательным и наблюдательным)
Сообщение темы, цели (заносить полученные знания мы будем в нашу таблицу, которую будем заполнять по ходу урока)
Сообщение синоптиков: 1.Дата. 2.Облачность. 3.Осадки. 4. Температура. 5. Направление ветра.
Викторина.
- На какие группы делятся все животные? ( в таблицу)
У. Я буду читать утверждения о животных, а вы их должны внимательно послушать и, если согласны, поставить под номером знак "+", а если не согласны, поставить "–".
1. Слон – это млекопитающее. (+)
2. Кошка относится к млекопитающим, потому что она любит молоко. (–)
3. Петух – это птица, потому что он умеет петь. (–)
4. Тело млекопитающих покрыто перьями. (–)
5. У насекомых 6 ног. (+)
6. Все насекомые умеют летать. (–)
7. Паук – это насекомое. (–)
8. Признаки птиц – клюв и перья. (+)
9. Стрекоза – это птица, так как она умеет летать. (–)
- Как вы думаете животные – это живые существа? Докажите. (дышат, передвигаются, питаются, растут, размножаются, умирают)
- Как вы понимаете слово размножение? ( значение данного слова мы можем узнать в Толковом словаре русского языка. В словаре написано, что размножение это свойство организмов воспроизводить себе подобных)
Работа над новым материалом
– Отгадайте, о ком идет речь?
Расту червяком.
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно вишу,
Но теплой весною
Я вновь оживаю
И, как птичка порхаю.
(Б -- а.)
- К какой группе относится бабочка?
– На примере бабочки мы познакомимся с размножением и развитием насекомых.
– Посмотрите, как это происходит. Давайте обратимся к нашей таблице и установим стадии развития насекомых.
Как понимаете слово стадия? (В толк сл: Стадия – период, ступень в развитии чего-нибудь)
Яички – личинки – куколки
- Какое взрослое животное получается из данной стадии развития? (бабочка, жук и др) (Энтомолог)
Заполнить нашу таблицу дальше вам поможет материал учебника. Работать будем по рядам. ( 3 минуты)
1 ряд – 1-2 абзац - Как размножаются млекопитающие?
2 ряд – 3 абзац - Как размножаются рыбы и земноводные?
3 ряд – 4 абзац - Как размножаются пресмыкающиеся и птицы?
1 ряд подготовил ответ на вопрос как размножаются млекопитающие.
– Почему их так называют? (Своих детенышей они вскармливают молоком.) ( компьютер)
– Приведите примеры млекопитающих. (Медведь, лисица, волк, кошка, собака.) К какой лексической группе они относятся? ( табл зверь) Как размножаются млекопитающие? ( У млекопитающих рождаются детеныши, похожие на взрослых животных. Мать вскармливает его своим молоком, он растет и становится взрослым. )
Заполните стадии развития млекопитающих (детёныш)
Слово 2 ряду. _Как размножаются рыбы? ( рыбы мечут икру, из которой появляются мальки. Рыбы мечут огромное количество икринок. Например, лещ мечет до 400000 икринок, щука- около миллиона. Большинство рыб не заботится об икре. Икринки сами созревают на водорослях, корягах камнях.)
- Как вы думаете почему большинство рыб не заботится о своём потомстве? (их огромное количество)
-Какие стадии развития у рыб? Заполните таблицу. ( икра-малёк) Назовите взрослое животное этой группы.
- Как размножаются земноводные? ( Как все земноводные, лягушки откладывают икринки в воду. Эти икринки, с виду похожие на крошечные студенистые шарики. Из икры появляется головастик, совсем не похожий на лягушку. Постепенно у него появляются сначала задние, а позже передние лапки. Постепенно головастик становится похож на лягушку. Заполните стадии развития земноводных в таблице. Какие взрослые животные относятся к земноводным? ( лягушка, жаба)
- Какая группа животных идёт в таблице дальше?
- Как развиваются пресмыкающиеся? ( пресмыкающиеся несут яйца. Они закапывают их в песок, в землю, кучи лесного мусора, в опавшие листья. Они делают это для того, чтобы солнце лучше согревало яйца, так как сами не высиживают их.)
- Что вы узнали о размножении и развитии пресмыкающихся? Какие стадии развития мы запишем в таблицу? Назови взрослое животное этой группы.
- О какой ещё группе животных мы не говорили? Вы хорошо знаете как появляется потомство у птиц. Как они размножаются? Что мы можем смело вписать в таблицу?
– Следующая группа – птицы. Все птицы несут яйца, откладывая их обычно в гнездо. Самка, а иногда и самец сидят на яйцах. Согревая их своим теплом. Птенцы, рождающиеся в гнездах на деревьях, обычно голенькие и беспомощные. Родители кормят их, пока они не научатся летать.
Название группы
Стадии развития
Взрослое животное
Насекомые
Яички-личинки-куколки
Бабочка, жук
Рыбы
Икра-малёк
Рыба
Земноводные
Икра-головастик
Лягушка, жаба
Пресмыкающиеся
Яйца-детёныши
Ящерица, крокодил, черепаха, змея
Птицы
Яйца-птенцы
Птица
Млекопитающие
Детёныши
Зверь
Работа с учебником
5 абзац - Как животные заботятся о своём потомстве?
Закрепление.
Игра « Потерялись малыши».
Игра «Засели домик».
Итог урока.
– Как размножаются разные животные? (Звери рождают детенышей и выкармливают их молоком. Но большинство других животных откладывают яйца или икру. У птиц из яиц появляются птенцы, у насекомых – личинки. У рыб из икринок выходят мальки, у лягушек и жаб – головастики. Развиваясь, все они превращаются во взрослых животных.)
Домашнее задание
Стр. 101 в.1, 2; из пластилина слепить поэтапное размножение любого животного; нарисовать животное и подписать его стадии развития; рассказать как ваш домашний питомец заботится о потомстве.
Рефлексия
– Ребята, оцените свою работу на уроке. Если у вас прекрасное настроение и вам понравилось как мы работали на уроке возьмите рыбку и пустите рыбку в аквариум, если не понравилось – положите рядом.