Задачи:
Коррекционные:
- учить различать звуки Б-П в словах;
- учить согласовывать числительное с именем существительным;
- активизировать словарь: слова-приветствия; названия насекомых;
- определять место звуков в слове.
Образовательные:
- учить выделять звук на фоне слова;
- учить детей выполнять звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд;
- систематизировать знания детей о среде обитания ежика.
Развивающие:
- развивать зрительную память, внимание;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, привить любовь к животным.
I. Организационный момент.
Игра «Здравствуйте!»
(Дети входят, становятся рядом с пуфиками. Я им даю мяч со словами: «Давайте поприветствуем друг друга разными словами, передавая мяч»).
Добрый день, здравствуй, привет и т.д.
II. Эмоциональная разминка.
Я: Поговорим? Дети: Поговорим.
Я: А знаете о чем? Дети: О чем?
Я: О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?
Д: Поговорим.
Я: Нам будет интересно.
III. Беседа.
-Для начала отгадайте загадку:
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёжик).
- Представьте, что мы с вами на лесной полянке. Я – мама ежиха, а вы – мои ежата.
-Ой, посмотрите, что это такое? (пакет с шариками)
-Здесь какое-то письмо лежит. Сейчас я вам его прочитаю.
Письмо: Здравствуйте мои дорогие ежата! У меня для вас небольшой подарок! Пусть мама ежиха покажет его Вам. Папа Ёж.
(достаю шарики).
-Давайте их надуем.
-Посмотрите, какие буквы написаны на ваших шариках (Б и П).
IV. Сообщение темы. Основной этап работы.
- Сегодня на занятии мы с вами будем различать звуки Б и П в словах.
- Артикуляционный уклад звуков Б и П.
- Давайте уточним артикуляцию звуков Б и П.
- Когда мы произносим звук Б – губы смыкаются и участвует голос, значит, звук Б - звонкий.
- А когда мы произносим звук П – губы также смыкаются, но голос при этом не участвует, а значит, звук П – глухой.
- А теперь придумайте и назовите слова, чтобы начинались на звуки, которые написаны у вас на шариках.
Перекрестный опрос: Аня на какой звук начинается слово, которое составил Денис? А какой он звонкий или глухой?
Молодцы! Вы правильно придумали слова и назвали звонкие и глухие согласные!
- Определение звука на фоне слова. (раздаю тарелки с манной крупой)
Уберите шарики в сторону и возьмите тарелки с манной крупой.
- А сейчас я называю слова, а вы должны определить какой звук в слове Б или П. И запишите его на манке.
Белка, собака, зуб, палка, капуста, суп.(например, слово белка – какой звук вы записали? А где он находится?) И так с каждым словом.
Вы правильно определяли звуки в словах!
- Вам понравился подарок от папы ежа? Жаль, что его сейчас с нами нет, он бы очень гордился Вами!
- Знакомство с лексической темой.
- Кажется, нам пора подкрепиться!
- А вы знаете, чем питаются ежики?
Ежи едят насекомых: пауков, пчел, бабочек, жуков, улиток, божьих коровок, иногда они охотятся на мышей, но они не отказывают себе в растительной пище, такой как, яблоки, грибы, капуста и другое.
- А вы знаете, в какое время суток ежи отправляются на поиски пищи?
(Ежи днем спят, а ночью бодрствуют).
(выключаю свет)
Представим, что наступила ночь, и сейчас мы отправимся на поиски пищи.
- А Вы знаете, что ежата ходят вслед за мамой, по ее следам.
(проходим по сенсорной тропе)
- А теперь давайте поищем для себя еду!
(Бассейн. Дети находят: паука, божью коровку, капусту, бабочку)
- Вот видите, какие Вы уже большие, Вы сами можете найти себе пищу.
(включаю свет)
- Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.
- Покажите, кто, что нашел.(например, капуста – какой звук в этом слове Б или П? Какой он по счету? Покажи его на цифровом ряду) И так с каждым словом.
Молодцы! Вы правильно определили место звука в слове и показали его на цифровом ряду!
- Отнесем продукты к себе в домик. А Вы знаете, что ежик переносит еду у себя на спине, на иголках. Как Вы думаете, как он цепляет еду, ведь у него очень короткие лапки?! … Для того, чтобы, например, яблоко оказалось у ежа на иголках, ему приходится кувыркаться, чтобы зацепить его.
- Давайте попробуем!
(кувырки на матах)
V. Физ.минутка.
- Пока мы с вами на лесной полянке, давайте поиграем. Игра называется: «Еж и мышата».
Под березой иль под елкой
Бродит кто-то весь в иголках.
Берегитесь ночью, мыши!
Он все видит, он все слышит!
Объясняю правила игры: сейчас выбираем ежика, завязываем ему глаза, другие дети будут мышатами. Мышата должны будут пищать (пи-пи-пи), а ежик должен поймать одного мышонка. Только будьте внимательны и осторожны, т.к в комнате много посторонних предметов.
(выключаю свет) играем.
- Устали? Теперь идем домой! (садимся на пуфики; на полу между пуфиками лежат картинки: капуста, пчела, яблоко, гриб)
- Выберите себе любую картинку.
- Составление слов, с использованием кубиков по методике Зайцева.
- А теперь давайте соберем слова из кубиков.
- Проверяем, правильно ли Вы собрали слова (слова написаны на цветных листах)
Молодцы! Вы правильно составили слова.
- Развитие зрительной памяти.
- Посмотрите внимательно на слова, которые составили другие дети. Запомните их. Возвращаемся на свои места со своими листочками.
(картинки убираем пока в сторону в руках у детей написанные слова)
- Какое слово было у ….? (Дети показывают слова). И так с каждым учеником.
Молодцы! Вы хорошо запомнили слова.
- Работа над грамматическим строем речи.
- Возьмите картинки. Аня, сколько яблок у тебя нарисовано? (одно яблоко). Я подрисовываю цифру 5, а теперь? (пять яблок) И так с каждым учеником.
Молодцы! И с этим заданием Вы справились.
- Развитие фонематического восприятия.
- Ребята, мне нужна ваша помощь. У меня в кулечке перепутались все картинки. Помогите мне их разобрать. Возьмите каждый по 3 картинки. В кулек с колокольчиком надо будет положить картинки, в которых присутствует звонкий звук – Б, а в кулек с подушкой – картинки с глухим звуком - П.
Молодцы! Вы правильно поделили картинки со звонкими и глухими согласными!
Настало время отдохнуть. Представляем, что наступила ночь. Идем на нашу полянку. Ложимся.
(выключаю свет)
Зрительная и дыхательная гимнастики.
- Откройте глаза
- Закройте глаза (3-5 раз)
- Ребята, т.к у нас ночь на небе очень много звезд, выберете себе звезду и проследите за ней глазами.
- Закройте глаза и отдохните.
- Откройте глаза, и каждый пропишите глазами своё имя на потолке.
- Положите руки вдоль туловища, сделайте носом глубокий вдох, и выдох носом. (3-5 раз)
- Правую руку положите на грудь, левую на живот и сделайте глубокий вдох носом, и следите за тем, чтобы поднималась только грудь (или правая рука), а левая рука оставалась на месте, выдох носом – опускается грудь (или правая рука). (3-5 раз)
- Закройте глаза.
- Вы сегодня были хорошими, умными, послушными ежатами. А теперь пора возвращаться в школу. И вы снова станете учениками.
- Медленно открываем глаза, поднимаемся.
(включаю свет)
- Возвращаемся на свои места.
VI. Итог.
- Дети, так чему же мы учились на занятии? (различать звуки Б и П в словах)
- Давайте закрепим: какой звук Б. (Звонкий-глухой?)
- А звук П?
- А кем мы сегодня с Вами были? (ежатами)
- Что интересного вы узнали о жизни ежика?..
- Чем питаются ежики?
- Как ежик накалывает себе пищу на иголки?
- Как они гуляют с мамой?