Конспект
фронтального логопедического занятия,
проведенного учителем-логопедом Кошенко О.В
на логопункте МБОУ «СШ №39» г. Смоленска
Тема : Дифференциация звуков [ч] и [щ].
Цели:
учить детей выделять заданный звук на фоне слова, предложения, текста;
закрепить умение различать фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство;
воспитывать волю.
Задачи:
Коррекционно- обучающие:
Развитие умения выделять заданный звук, определять место звука в слове;
Закрепление способности составлять самостоятельное связное высказывание по учебной теме;
Практическое усвоение слов - паронимов;
Развитие пространственных ориентаций;
Совершенствование навыков словоизменения и словообразования;
Коррекционно- развивающие:
Развитие слухового восприятия, внимания, памяти, мышления;
Расширение и уточнение словаря;
Развитие координации движений.
Коррекционно - воспитательные:
Оборудование: мячи, предметные картинки, карточки-буквы, цифровые ряды.
Словарная работа: плющ, щипцы, четки, почаще, точильщик, часовщик; щуренок, чаинка, чулки, чересчур, частично, чрезвычайно, мачта.
План занятия:
Организационный момент.
Игровое упражнение «Подбрось-поймай»
Игровое упражнение « Сквозняк»
Игровое упражнение «Четвертый лишний».
Сообщение темы.
Уточнение артикуляции заданных звуков, соотнесение с буквами.
Дифференциация слов-паронимов. Составление предложений с некоторыми словами-паронимами (устно).
Определение и называние заданных звуков в словах. Работа с цифровыми рядами.
Определение и называние заданных звуков. Работа с карточками- буквами.
Выделение заданных звуков из названия картинок.
Физкультминутка.
Работа в тетрадях.
Итог.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Игровое упражнение «Подбрось-Поймай» с мячом и синхронным проговариванием стихотворения «Наша Таня». Выделение звука [ч] из слов стихотворения: 4 слово, 4 звук (плачет); 7 слово, 3 звук (речку); 8 слово, 3 звук (мячик). Проверка внимания детей.
Игровое упражнение «Сквозняк». Выделение заданных звуков из названия картинок: щенок - [щ1 ], печка - [ч3 ], щипцы - [щ1 ],
девочка - [ч5 ], мальчик - [ч4 ], чеснок - [ч1 ], синичка - [ч5 ].
Изменение слов: яйцо (яичко), кольцо (колечко), огурцы (огурчик), овца (овечка), курица (курочка), щека (щечка).
Выделение голосом звуков [ч-щ] учителем-логопедом в образованных детьми «ласковых» словах.
- Игровое упражнение « Четвертый лишний».
Щука, щепка, чай , щенок;
Чашка, чайник, щель , чаинка;
Щека, ящерица, ящик, очки ;
Чудовище, чулки, печаль, пищать ;
Чересчур, щекочут , частично, чрезвычайно;
Почта, мачта, свеча, щавель .
II.Сообщение темы занятия (название темы занятия дети формулируют самостоятельно).
Уточнение артикуляции и характеристики звуков, их сравнение и соотнесение с буквами.
Описание правильной артикуляции звука [ч].
- Губы округлены и слегка выдвинуты вперед.
- Зубы не смыкаются,
- Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами. Этак смычка незаметно переходит в щель между ними.
- Посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается как толчек воздуха ладонью руки, поднесенной ко рту.
- Воздушная струя идет через рот.
- Голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
Характеристика звука [ч].
[ч - [т’ш’] – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, краткий, с мягкий, глухой, непарный.
Соотнесение с буквой ч.
Описание правильной артикуляции звука [ щ].
- Губы в легкой улыбке, зубы видны.
- Зубы сближены.
- Широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель.
- Посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.
- Воздушная струя идет через рот.
- Голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
Характеристика звука [щ].
[щ- [ш’ш’] – согласный, ротовой, щелевой, переднеязычный, долгий звук, мягкий, глухой, непарный.
Сравнение: чем похожи и что в них разное.
Дифференциация слов-паронимов: челка-щелка, плач-плащ, щетки - четки, мочь-мощь, размечать - размещать, зачищать - защищать.
Работа у доски: замени заданный звук в слове на второй заданный звук.
Составление предложений со словами: щетка, челка, плач (устно).
Определение и называние заданных звуков в слове, определение места звука в словах: лучи, щелочка, щетка, щука, плащ, печаль, вещи (цифровые ряды).
Работа с карточками - буквами:
Выделение заданных звуков из слов: грущу, чулок, свеча, пощада, почта, вещи;
Выделение заданных звуков из названия картинок: девочка, ящик, щенок, бочка, бабочка, ключ, плющ.
Физкультминутка «Хома, хома, хомячок». Кто самый внимательный? Называние слов с заданными звуками из текста, использованного в физкультминутке (хомячок, бочок, щечки).
Работа в тетрадях.
_а_а _ето_ка то_иль_ик
_е_ки ' по_а_е _асов_ик
_и_у _ел_ок _удови_е
Слова: чаща, щечки, чищу, щеточка, почаще, щелчок, точильщик, часовщик, чудовище.
Повторить правила написания слогов: -ча, -ща, -чу, -щу.
• Составление и запись предложений, в которых во всех словах будут заданные звуки (Часовщик чинит часы. Щука щиплет щурёнка).
III.Итог.