КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "Дифференциация гласных А-Я в слогах, словах, предложениях. Анализ и синтез слов и предложений. Текст «Запасы на зиму»."
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "Дифференциация гласных А-Я в слогах, словах, предложениях. Анализ и синтез слов и предложений. Текст «Запасы на зиму»."
Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "Дифференциация гласных А-Я в слогах, словах, предложениях. Анализ и синтез слов и предложений. Текст «Запасы на зиму»."»
Учитель-логопед методического центра управления образования
администрации города Макеевки
Долматова Л.Д.
Тема: Дифференциация гласных А-Я в слогах, словах, предложениях. Анализ и синтез слов и предложений. Текст «Запасы на зиму».
Цели:
дифференциация гласных А-Я в слогах, словах, предложениях;
учить сравнивать согласные по твёрдости и мягкости перед гласными А-Я;
развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания;
совершенствовать грамматический строй речи;
формировать навыки работы со словами близкими по звучанию, но разными по написанию и смыслу (мал-мял);
воспитывать интерес к жизни и повадкам животных, заботливое отношение к ним.
Оборудование: зеркала, предметные и сюжетные картинки, карточки, тетради, ручки, текст «Запасы на зиму», таблицы слогов, слов.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Прочитайте написанное на доске.
Аня Яша Надя Ярослав Вася Яна
Как одним словом это можно назвать (имена). Как надо писать имена людей? Какие буквы чаще других встречаются в этих именах (А-Я).
Расскажите, что вы знаете о буквах А-Я? (Гласные, парные, на что похожи).
Работа со стихотворением. Прослушайте стихотворение.
Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль буква хороша!
И хоть она проста на вид.
А начинает алфавит.
Так, какую первую букву вы будете сегодня различать? (А)
Определите, какая вторая буква.
Я – бродяга с рюкзаком.
Путешествую пешком. (Я)
Отличаются ли они по звучанию и написанию?
II. Основная часть.
Артикуляция гласных А-Я. Сравнение гласных А-Я по артикуляции, установление сходства и различия (зеркало).
Какую гласную А или Я легче произнести?
Как образовалась гласная второго ряда Я? (Й+А=Я, двузвучная буква Я)
2. Дифференциация А-Я в слогах (развитие фонематического анализа и синтеза).
а) Игра «Скажи наоборот». Логопед называет слог с гласной А, дети называют слог, заменяя А на Я и наоборот.
МА-МЯ НЯ-НА СА-СЯ ЛЯ-ЛА ФА-ФЯ
ТА-ТЯ ДЯ-ДА БА-БЯ ВЯ-ВА РА-РЯ
Как звучат согласные перед гласной А(твёрдо), а перед гласной Я (мягко). Почему? Какую гласную выберем после твёрдого согласного? А после мягкого?
б) Работа в тетрадях. Запишите в две строчки слоги, в первую – с буквой А, во вторую с буквой Я. Прочтите слоги, которые вы записали в первую строчку, во вторую.
ЛА, МЯ, СЯ, ТА, СА, ПА, РЯ, ЛА, ДА, ВЯ.
3. Дифференциация гласных А-Я в словах.
а) Игра «Цапля сортировщик». Помоги цапле разложить картинки. Если в слове – названии картинки – есть буква Я – в ящик, если буква А – в банку, а если есть буквы А-Я – для этого есть кастрюля.
б) Работа в тетрадях. Запишите по два слова в каждый столбик из задания «Цапля сортировщик». С буквой А – в первый столбик, с А-Я – во второй, с буквой Я – в третий. Подчеркните букву А – одной чертой, Я – двумя.
в) Игра «Наоборот».Прочитайте слова, заменяя буквы А на Я и наоборот.Сравните пары слов по написанию, звучанию и значению. Придумайте предложение с каждым словом (устно).
МАЛ – … ЗАВАЛ – … МАТЬ – …
РЯД – ... ГЛЯДИТ – … ТЯПКИ – …
г) Упражнение «Слова убежали». Прочитайте пары слов, вспомните их значение, вставьте каждое слово на своё место. Прочитайте двустишия.
мял – мал, мать – мятьтапки – тяпки
Петя был …… и мяту …….. . Ребята взяли ……. и разрыхлили грядки.
Увидала …….., не велела …… Котята обули …….., чтоб не мёрзли лапки.
ряд – рад гладит - глядит
Вася был …, что попал в первый … . Ваня …, как мама … бельё.
4. Физминутка.
Рыбки весело плескались
В чистой светленькой воде. (плавные движения кистями)
То сожмутся, разожмутся, (сжимаем кулачки)
То зароются в песке. ("моют" руки)
5. Работа над предложением.Упражнение «У кого кто?» Составьте и напишите предложения (на выбор), подбирая нужное слово и вставляя буквы А-Я. Подчеркните букву А одной чертой, Я – двумя.
утки козл…та .
ежа лос…та .
медведя ут…та .
У лося еж…та .
лисы жереб…та .
козы медвеж…та .
лошади лис…та .
6. Работа по тексту «Запасы на зиму». Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
ЗАПАСЫ НА ЗИМУ
Сколько грибов на полянке! Суетится рыженькая белочка-хлопотунья. Срывает она крепкий гриб-боровик и осторожно взбирается с ним на дерево. Там выберет веточку покрепче и наколет на неё гриб. Грибы на ветках высохнут. Осенью переменит она свою рыжую шубку на серую. А когда придет зима…
Выпадет снег. Он укутает землю пушистым одеялом. Белочка уже не сможет собирать корм на земле.
Зимой белка с бельчатами будет грызть в дупле орешки и шишки. Она будет прыгать по веткам деревьев и подкрепляться сушеными грибами.
Так и проживёт белка с бельчатами холодную зиму.
Вопросы: Как белка готовилась к зиме?Что произошло с ней осенью?Как белка проведёт зиму?