Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия для обучающихся 2-3 классов "Дифференциация б-д"»
Конспект
фронтального логопедического занятия,
проведенного учителем-логопедом Кошенко О.В
на логопункте МБОУ «СШ №39» г. Смоленска
Тема: Дифференциация букв б-д, имеющих кинетическое сходство.
Цель: учить детей обозначать заданный звук буквой, удерживать образ буквы, закреплять умение анализировать, выделять элементы букв, воспитывать желание работать в едином темпе с группой.
Задачи:
1.Коррекционно – обучающие:
- развитие умения выделять заданный звук, определять место звука в слове, обозначать заданный звук соответствующей буквой;
- совершенствование навыка выделять элементы букв, сравнивать их и обозначать условными знаками;
- развитие зрительно – пространственных ориентаций.
2.Коррекционно – развивающие:
- развитие слухового восприятия, внимания, памяти, мышления;
- расширение и уточнение словаря;
- повышение уровня осведомленности;
- развитие координации, общей и мелкой моторики.
3.Коррекционно – воспитательные:
- воспитание умения выполнять задания по инструкции;
- воспитание воли, самоконтроля;
- воспитание желания приходить товарищу на помощь.
-Уточнение артикуляции и характеристики заданных звуков, соотнесение с буквами.
-Игра «Шифровальщики».
- Работа со слоговой таблицей.
-Работа с индивидуальными карточками – восстановление букв б – д.
-Работа с объёмными буквами – карточками.
III.Физкультминутка.
IV.Работа в тетрадях.
-Упражнение «Допиши элемент».
-Упражнение «Договори до целого слова».
-Нахождение предметов на сюжетной картинке, в названиях которых нужно писать строчные буквы б-д. Запись их в тетрадях.
-Работа с предложением.
V.Итог занятия.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
-Игровое упражнение «Подбрось – поймай» со стихотворением А. Барто «Идет бычок».
Выделение первого звука во втором слове «бычок» - звук [б], третьего звука в четвертом слове «вздыхает» - звук [д].
-Игра «Поломанный телевизор».
По беззвучной артикуляции дети определяют заданный звук [б] и подбирают слова с заданным звуком на 1 месте – «бант», 2 – ом – «облако», 3 – м – «кобра», 4 – ом – «колба», 5 – ом – «барабан».
Определяют звук [д] и подбирают слова с заданным звуком на 1 – ом месте – «дом», 2 – ом – «удочка», 3 – ем – «ведро», 4 – ом – «полдник», 5 – ом – «помощь».
-Игра «Четвертый лишний» с цифровыми линейками.
Дети определяют лишнее слово. Доказывают правильность выбора. Определяют место звука в слове.
Дом, дворец, подвода, тумба.
Баран, изба, банка, дорога.
Балалайка, буревестник, яблоко, дворник.
II. Сообщение темы занятия.
-Уточнение артикуляции звуков.
- Характеристика звуков.
Описание правильной артикуляции звука [б].
- Губы спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздухав.
-Расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего за [б] гласного.
- Мягкое небо поднято и прижато ку задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот.
- Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.
Написание буквы в широкой строке (доска) в воздухе с подсчетом количества элементов. Определение направления второго элемента - ↑.
Описание правильной артикуляции звука [д].
- Губы находятся в положении следующего за [д] гласного.
-Зубы сближены, но не сомкнуты.
- Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, взрываемую выдыхаемой струей воздуха. Смычка обрапзуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам; преграда – кончик языка и передние верхние зубы ( либо альвеолы ).
Характеристика звука [д].
Согласный, ротовой, звонкий, твердый, взрывной, переднеязычный; преграда – кончик языка упирается в верхние зубы или альвеолы.
Написание строчной буквы д в воздухе, на парте, на листе А4, на тетради. Определение количества элементов и направление второго элемента - ↓.
-Сравнение строчных букв б – д.
Нахождение общего элемента – овал. Определение различий – второй элемент.
-Игра «Шифровальщики».
-Работа со слоговой таблицей.
↓
↑
↑
↓
↓
↑↑
↓↓
↑↑
↑
Логопед называет слова, а дети обозначают стрелками верхний или нижний элемент они писали бы в этих словах:
дом, колесо, бант, яблоко, дорога, сундук, шалаш, барабан.
Усложнение – работа продолжается на базе предметных картинок.
Пальцами руки дети показывают направление второго элемента у строчных букв б- д.
-Работа с индивидуальными карточками – восстановление букв б – д в словах и словосочетаниях:
оом, оорога, оант
↓о↑рый ↓е↓ушка,
↑о↓ливый ↑ычок,
↓альняя ↓орога.
-Работа с объёмными буквами – карточками.
Дети закрывают глаза, под салфеткой «читают» букву, ощупывая её пальцами. Называют слова, в которых писали бы эту строчную букву на первом месте, на 2 – ом, на 3 – ем, на последнем.
III.Физкультминутка.
«Хома, Хома, Хомячок…»
Проверим, кто у нас самый внимательный. Есть ли в тексте нашей физкультминутки слова, в которых мы бы писали буквы, которые сравниваем сегодня?
Дети называют – «бычок», «подметает», «выходит», « зарядку», «два».
IV.Работа в тетрадях.
-Упражнение «Допиши элемент».
Дети пишут 16 овалов. Анализируют сигналы, дописывают нужные элементы – верхний у буквы б, нижний у буквы д.
Логопед показывает карточки с символами, дети переводят их в буквы:
↑↑↓↓, ↑↑↑↓, ↓↑↑↓.
Усложнение – логопед показывает сигналы при помощи пальцев руки - ↓↑↑↑, ↑↓↑↓.
-Упражнение «Договори до целого слова» и запиши его.
Дети восстанавливают и читают слог на доске, договаривают до целого слова и записывают слова в два столбика. В левый с буквой б, в правый – с буквой д.
↓о – до – дорога, ↓а – да – дача, ↓ы – ды – дыра, ↑о – бо – боровик, ↑у – бу – бутон, ↑а – ба – батон.
-Работа с сюжетными рисунками.
Дети находят предметы, в названиях которых нужно писать строчные буквы б-д и записывают слова:
балка, бугор, яблоко, небо, труба;
дом, дорога, дверь, дым.
-Работа с предложением.
На доске записаны предложения. Дети читают их, затем записывают по памяти.
Барабанщик барабанит в барабан.
Дудочку подарили другу.
Дети делают графическую запись предложений с делением слов на слоги и обозначением букв б – д в нужных слогах.
.
.
* Игра – соревнование «Кто больше?»
Работа по сюжетной картинке «Деревня».
Дети распределяются на 2 команды. Находят предметы, в названиях которых на письме будут писаться строчные буквы б – д. Можно использовать и карточки – стрелки.
Слова: дом, баня, провода, дорога, двор, забор, будка, дубы, труба, чердак, облака, небо, бревна и т.д.
V.Итог занятия.
Данное занятие используется полностью для обучающихся 3-4 классов и выборочно - для обучающихся 1-2 классов.