Просмотр содержимого документа
«Конспект группового логопедического занятия в 3 классе по теме: Дифференциация звуков Ц - Ч"»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района " Чумаковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"
Конспект группового логопедического занятия в 3 классе по теме : "Дифференциация звуков Ц-Ч".
Выполнила учитель-логопед: Осипова Надежда Владимировна
с. Чумаково
Конспект группового логопедического занятия
Тема: Дифференциация ц-ч.
Цели: 1)учить различению звуков ц-ч на слух;
2) учить правильному написанию букв ц-ч.
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
-уточнение и сравнение артикуляции звуков имеющих акустико-артикуляционное сходство;
-дифференциация звуков Ц-Ч в слогах, словах;
-развитие навыков фонематического анализа и синтеза;
- воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью
-формировать положительную мотивацию на занятии;
Оборудование: индивидуальные зеркала; звуковые символы - кружочки синего и зелёного цвета; картинки с изображением черепахи, циркуля, часов, цепи, гороха, почки, кольца, тачки, платочка, зеркальца, пальчика, мальчика; буквы Ц, Ч; листы бумаги с контурами букв; крупа ( горох, фасоль)
Ход занятия
Психологический настрой (хоровое проговаривание с детьми)
1.Орг.момент:
Речедвигательное упражнение с элементами психогимнастики:(Очень важно понять значение таких упражнений, которые: развивают общую и артикуляционную моторику; стимулируют речевое развитие; повышают работоспособность головного мозга; нормализуют психическую и двигательную активность ребёнка, приводят к улучшению настроения. )
Каждый день, всегда, везде,
на занятиях, в игре -
говорим всё чётко, внятно,
чтобы было всем понятно!
Посмотрели друг на друга и улыбнулись друг другу!
А для этого я предлагаю сначала сделать гимнастику для язычка, чтобы наш язычок был сильным и четко произносил звуки.
2. Артикуляционная гимнастика( Чтобы правильно и четко произносить все звуки ,необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому выполняется артикуляционная гимнастика . Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.)
"Улыбка», «Хоботок», «Лопатка», «Желобок», «Накажем непослушный язычок» перед зеркалом.
«Качели»
На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я до крыши поднимаюсь.
А потом спускаюсь вниз.
«Часики»
Влево-вправо, влево-вправо,
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.
«Дятел»
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
«Гармошка»
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю.
К небу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
«Лошадка»
К нам лошадка прискакала
Стук копыт мы услыхали.
Вверх поднимем язычок,
И поскачем на лужок.
«Лопаточка»
Язычок широкий, гладкий-
Получается лопатка.
«Чьи зубы чище»
Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи, и внутри.
Не болели, чтоб они.
«Маляр»
Язык как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
- А теперь активизируем наши глазки, лицо.
Мы умеем улыбаться (улыбнуться), мы умеем удивляться (сделать лицо удивлённым), мы умеем сердиться (нахмуриться), мы умеем восхищаться (выразить восхищение).
- Молодцы ребята!
3. Основная часть.
Ребята, послушайте стихотворения и определите, какие звуки чаще всего в них повторяются?
Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Вот такая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ч с четверкой спутал чижик
И прочел: «Четыре ижик».
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
-Правильно Ц, Ч (вывешиваются буквы синего и зеленого цвета)
Посмотрите в зеркало, произнесите звуки Ц и Ч. Давайте дадим характеристику этим звукам:
Сравнение “Ч” и “Ц” по артикуляционным и акустическим признакам:
Особенности артикуляции Ч
Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается нёба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Характеристика
Звук [Ч'] - согласный, глухой, всегда мягкий, губы в хоботок, кончик языка за верхними зубами, состоит из звуков ть и ш. Звук обозначается зелёным цветом.
Особенностиартикуляции Ц
Вначале спинка языка круто выгнута и касается бугорков за верхними зубами, кончик языка упирается в нижние зубы. Затем спинка языка опускается до положения, занимаемого при произнесении звука [С], а кончик языка остается на месте. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Характеристика
Звук [Ц] – согласный, глухой, твёрдый, губы в улыбку, кончик языка за нижними зубами, состоит из звуков ТС. Звук обозначается синим цветом.
4.Работа со звуками: ( развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; уточнение и расширение лексического запаса; развитие слухового внимания и зрительной памяти; овладение простыми и сложными видами звуко – слогового анализа и синтеза):
1. Узнать звуки “Ц” и “Ч” по беззвучной артикуляции (по движению губ).
2. Определить звуки “Ц” и “Ч” на слух. Работа с символами: синий – “Ц”, зелёный – “Ч” ( слоги, слова) - дети поднимают соответствующий символ на услышанный звук, если звука нет, соответственно не должно быть ни какой реакции:
- Выложить буквы из крупы ( фасоль, горох) по контуру.
-Прописывание заглавных и строчных букв в воздухе, рука на локте.
- Прописывание букв Цц и Чч в тетрадях ( чистописание, работа над каллиграфией).
6.Пальчиковая гимнастика (Основные задачи – это: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую и мелкую моторику)
- Поиграем с пальчиками.
Пальчиковая Гимнастика «Цыплята».
"Раз, два, три, четыре, пять.
Соединять пальцы обеих рук, образуя шар.
Будем мы цыплят считать.
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
Раз – цыплёнок на крыльце,
Загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счёт.
Два – ещё сидит в яйце,
Три – цыплёнок самый
смелый,
А четыре – самый белый,
Пятый – маленький цыплёнок,
Загнув мизинец, прижимать кулачки друг к другу.
Кушать захотел спросонок."
Стучать указательным пальцем правой руки по левой ладони.
Выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью:
Повторим еще раз все вместе , выполняя движения пальчиками и проговаривая текст пальчиковой игры.
7. Дыхательная гимнастика
- Выполним дыхательную гимнастику «Одуванчик».
Взять в правую руку цветок. Держать его на уровне своего носа – рта. Вдохнуть аромат цветка носом и задержать дыхание на 3 секунды. Сделать выдох ртом, как бы сдувая пушинки с одуванчика. Следить: чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе не надувались щёки.
8.Развитие слухо – речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации).
Чистоговорки : Произношение звука в слогах и слоговых сочетания( проговариваем чётко, громко)
Це-це-це, це-це-це
Вот вам сказка о яйце,
Цо-цо-цо, цо-цо-цо
Курица снесла яйцо.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу
Киска тянется к яйцу.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Раз болит – иди к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Коли так, пойду к врачу.
9.Печатаем под диктовку слоги
ча, ца, оц, уц, ич, ец, чу, цу.
10. Итог занятия.
Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. Как различать звуки [ч]- [ц], буквы ц и ч?
11. Оценка работы детей на занятии.
Детям предлагается через выполнение определенных движений дать оценку своим достижениям на занятии, а также выразить свое отношение к занятию. Предлагаются следующие движения:
* опустить голову вниз - очень низкая оценка, негативное отношение;
* поднять руки вверх, хлопая в ладоши - очень высокая оценка, восторженное отношение.
Спасибо, ребята! Молодцы!
Использованная литература
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.
2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Цоколочки. Логопедические игры. – М. : Айрис-пресс, 2011.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
5. Кирий Анна. Логопедические игры для малышей. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.