kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект группового логопедического занятия в 3 классе по теме: Дифференциация звуков Ц - Ч"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: учить различению звуков Ц-Ч на слух, учить правильному написанию букв Ц-Ч.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект группового логопедического занятия в 3 классе по теме: Дифференциация звуков Ц - Ч"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района " Чумаковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"









Конспект группового логопедического занятия в 3 классе по теме : "Дифференциация звуков Ц-Ч".



Выполнила учитель-логопед: Осипова Надежда Владимировна









с. Чумаково

Конспект группового логопедического занятия

Тема: Дифференциация ц-ч.

Цели: 1)учить различению звуков ц-ч на слух;

2) учить правильному написанию букв ц-ч.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

-уточнение и сравнение артикуляции звуков имеющих акустико-артикуляционное сходство;

-дифференциация звуков Ц-Ч в слогах, словах;

-развитие навыков фонематического анализа и синтеза;

-развитие грамматического строя речи;

-расширение словарного запаса;

-развитие связной речи ;

Коррекционно – развивающие:

-закрепить умение дифференцировать звуки Ц-Ч;

-развитие фонематического восприятия;

-развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия;

-развитие общей и мелкой моторики;

-развитие тактильных ощущений;

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью

-формировать положительную мотивацию на занятии;

Оборудование: индивидуальные зеркала; звуковые символы - кружочки синего и зелёного цвета; картинки с изображением черепахи, циркуля, часов, цепи, гороха, почки, кольца, тачки, платочка, зеркальца, пальчика, мальчика; буквы Ц, Ч; листы бумаги с контурами букв; крупа ( горох, фасоль)

Ход занятия

Психологический настрой (хоровое проговаривание с детьми)

1. Орг.момент:

Речедвигательное упражнение с элементами психогимнастики:(Очень важно понять значение таких упражнений, которые: развивают общую и артикуляционную моторику; стимулируют речевое развитие; повышают работоспособность головного мозга; нормализуют психическую и двигательную активность ребёнка, приводят к улучшению настроения. )

Каждый день, всегда, везде,

на занятиях, в игре -

говорим всё чётко, внятно,

чтобы было всем понятно!

Посмотрели друг на друга и улыбнулись друг другу!

А для этого я предлагаю сначала сделать гимнастику для язычка, чтобы наш язычок был сильным и четко произносил звуки.

2. Артикуляционная гимнастика ( Чтобы правильно и четко произносить все звуки ,необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому выполняется артикуляционная гимнастика . Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.)

"Улыбка», «Хоботок», «Лопатка», «Желобок», «Накажем непослушный язычок» перед зеркалом.

«Качели»

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я до крыши поднимаюсь.

А потом спускаюсь вниз.

«Часики»

Влево-вправо, влево-вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

«Дятел»

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

«Гармошка»

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

«Лошадка»

К нам лошадка прискакала

Стук копыт мы услыхали.

Вверх поднимем язычок,

И поскачем на лужок.

«Лопаточка»

Язычок широкий, гладкий-

Получается лопатка.

«Чьи зубы чище»

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи, и внутри.

Не болели, чтоб они.

«Маляр»

Язык как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

- А теперь активизируем наши глазки, лицо.

Мы умеем улыбаться (улыбнуться), мы умеем удивляться (сделать лицо удивлённым), мы умеем сердиться (нахмуриться), мы умеем восхищаться (выразить восхищение).

- Молодцы ребята!

3. Основная часть.

Ребята, послушайте стихотворения и определите, какие звуки чаще всего в них повторяются?

Буква Ц – внизу крючок,

Точно с краником бочок.

Вот такая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

Ч с четверкой спутал чижик

И прочел: «Четыре ижик».

Да, вы правильно решили,

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

-Правильно Ц, Ч (вывешиваются буквы синего и зеленого цвета)

Посмотрите в зеркало, произнесите звуки Ц и Ч. Давайте дадим характеристику этим звукам:

Сравнение “Ч” и “Ц” по артикуляционным и акустическим признакам:

Особенности артикуляции Ч

Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается нёба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Характеристика

Звук [Ч'] - согласный, глухой, всегда мягкий, губы в хоботок, кончик языка за верхними зубами, состоит из звуков ть и ш. Звук обозначается зелёным цветом.

Особенности артикуляции Ц

Вначале спинка языка круто выгнута и касается бугорков за верхними зубами, кончик языка упирается в нижние зубы. Затем спинка языка опускается до положения, занимаемого при произнесении звука [С], а кончик языка остается на месте. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Характеристика

Звук [Ц] – согласный, глухой, твёрдый, губы в улыбку, кончик языка за нижними зубами, состоит из звуков ТС. Звук обозначается синим цветом.

4.Работа со звуками: ( развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; уточнение и расширение лексического запаса; развитие слухового внимания и зрительной памяти; овладение простыми и сложными видами звуко – слогового анализа и синтеза):

1. Узнать звуки “Ц” и “Ч” по беззвучной артикуляции (по движению губ).

2. Определить звуки “Ц” и “Ч” на слух. Работа с символами: синий – “Ц”, зелёный – “Ч” ( слоги, слова) - дети поднимают соответствующий символ на услышанный звук, если звука нет, соответственно не должно быть ни какой реакции:

*ЦА, ЧУ, ЦЫ, ЦУ, ЧА, РА, ЧИ, ЩА;

*показ картинки: черепаха, циркуль, час, цель, цепь, горох, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик.

5. Связь звуков и букв.

- Покажите букву звуков Ц, Ч .

- Назовите звук этой буквы.

- Выложить буквы из крупы ( фасоль, горох) по контуру.

- Прописывание заглавных и строчных букв в воздухе, рука на локте.

- Прописывание букв Цц и Чч в тетрадях ( чистописание, работа над каллиграфией).

6. Пальчиковая гимнастика (Основные задачи – это: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую и мелкую моторику)

- Поиграем с пальчиками.

Пальчиковая Гимнастика «Цыплята».

"Раз, два, три, четыре, пять.

Соединять пальцы обеих рук, образуя шар.

Будем мы цыплят считать.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

Раз – цыплёнок на крыльце,

Загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счёт.

Два – ещё сидит в яйце,

Три – цыплёнок самый

смелый,

А четыре – самый белый,

Пятый – маленький цыплёнок,

Загнув мизинец, прижимать кулачки друг к другу.

Кушать захотел спросонок."

Стучать указательным пальцем правой руки по левой ладони.

Выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью:

Повторим еще раз все вместе , выполняя движения пальчиками и проговаривая текст пальчиковой игры.

7. Дыхательная гимнастика

- Выполним дыхательную гимнастику «Одуванчик».

Взять в правую руку цветок. Держать его на уровне своего носа – рта. Вдохнуть аромат цветка носом и задержать дыхание на 3 секунды. Сделать выдох ртом, как бы сдувая пушинки с одуванчика. Следить: чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе не надувались щёки.

8. Развитие слухо – речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации).

Чистоговорки : Произношение звука в слогах и слоговых сочетания ( проговариваем чётко, громко)

Це-це-це, це-це-це

Вот вам сказка о яйце,

Цо-цо-цо, цо-цо-цо

Курица снесла яйцо.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу

Киска тянется к яйцу.

Чо-чо-чо, чо-чо-чо

У меня болит плечо.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Раз болит – иди к врачу.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Нет, к врачу я не хочу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

Буду плакать у врача.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи

Помогают нам врачи.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Коли так, пойду к врачу.

9. Печатаем под диктовку слоги

ча, ца, оц, уц, ич, ец, чу, цу.

10. Итог занятия.

Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. Как различать звуки [ч]- [ц], буквы ц и ч?

11. Оценка работы детей на занятии.

Детям предлагается через выполнение определенных движений дать оценку своим достижениям на занятии, а также выразить свое отношение к занятию. Предлагаются следующие движения:

* опустить голову вниз - очень низкая оценка, негативное отношение;

* подмигнуть глазом, улыбнуться - хорошая оценка, позитивное отношение;

* поднять руки вверх, хлопая в ладоши - очень высокая оценка, восторженное отношение.

Спасибо, ребята! Молодцы!





Использованная литература

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.

2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Цоколочки. Логопедические игры. – М. : Айрис-пресс, 2011.

3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.

4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

5. Кирий Анна. Логопедические игры для малышей. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.

7. Интернет ресурсы.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Осипова Надежда Владимировна

Дата: 03.03.2022

Номер свидетельства: 601628

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "логопедическое занятие "
    ["seo_title"] => string(29) "loghopiedichieskoie-zaniatiie"
    ["file_id"] => string(6) "138614"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417578161"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект группового логопедического занятия "Гласные звуки и буквы"."
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-ghruppovogho-loghopiedichieskogho-zaniatiia-glasnyie-zvuki-i-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "288250"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454600821"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Конспект группового логопедического занятия с учащимися 3-го класса Тема: Дифференциация звуков и букв с-ш в слогах, словах, предложениях."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_ghruppovogho_loghopiedichieskogho_zaniatiia_s_uchashchimisia_3_gho_kla"
    ["file_id"] => string(6) "372755"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482498508"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект занятия:" Дифференциация Г-К в слогах, словах, предложениях. "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-zaniatiia-diffierientsiatsiia-g-k-v-sloghakh-slovakh-priedlozhieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "102566"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402516023"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект группового занятия с учащимися 2-го класса на тему "Дифференциация согласных Б-П""
    ["seo_title"] => string(94) "konspiektghruppovoghozaniatiiasuchashchimisia2ghoklassanatiemudiffierientsiatsiiasoghlasnykhbp"
    ["file_id"] => string(6) "267718"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450447841"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства