Просмотр содержимого документа
«Как пробудить у детей интерес к чтению»
Как пробудить у детей интерес к чтению?
Часто можно услышать от родителей дошкольников сетования на то, что ребёнок не хочет читать книги, и чем ближе поступление в школу, тем острее встаёт проблема детского чтения.
Причины отказа ребёнка от самостоятельного чтения могут быть разные. Иногда родители требуют от дошкольника самостоятельного чтения при отсутствии первоначального интереса к чтению, книге. Они сами ранее не позаботились, чтобы этот интерес появился и закрепился, и теперь вполне объяснимо, что у ребёнка нет соответствующего желания.
Допустим, родители многократно объясняют сыну или дочери, как важно научиться читать, но при этом ребёнок видит, что сами родители довольно редко читают, больше времени проводят у телевизора или у компьютера. Видит небрежное отношение к книгам: они пылятся в шкафу, валяются, где попало и т. п. Культура обращения с книгой закладывается в семье.
Надо признать, что самостоятельное чтение сначала даётся детям с трудом. Как всё просто до этого представлялось ребёнку: буквы бы только выучить, и читать можно. И какое разочарование: буквы знает все, даже в слоги складываются, а читать ну никак не получается! У ребёнка появляется протест, нежелание учиться читать. Как важно в этом случае поддержать ребёнка. Похвалить за удачи, даже самые незначительные.
Что же поможет преодолеть трудную ситуацию начала чтения? Как показывает опыт, на первых порах помогает приём совместного чтения. Например, сначала ребёнок читает слово из заголовка, дальше родители, потом будет рад прочесть другой заголовок сам, с минимальной помощью взрослых, дальше текст читают родители. Через некоторое время можно привлечь его к чтению небольшого абзаца. Далее, выборочно по абзацам, то он, то вы. Итак, постепенно, меняясь ролями – то слушатель, то читающий, увеличиваете количество прочитанного ребёнком от нескольких предложений до главы. Почувствовав, что ребёнок уже достаточно самостоятельно может прочесть и больше, предоставьте ему эту возможность, например, найдя какой-либо предлог отойти от книги.
Следует серьёзно подумать, как сделать чтение для ребёнка увлекательным и интересным. Встаёт вопрос правильного выбора книги. И, конечно, это должна быть детская книга.
Для освоения читательского умения предпочтительнее книги с крупным, ясно напечатанным шрифтом.
Хорошо, если книга красочно оформлена. Но в то же время она не должна состоять преимущественно из иллюстраций, тогда ребёнку смысл будет понятен после её просматривания, и желание читать отпадёт.
Лучше, если в книге есть разбивка на небольшие главы или она состоит из законченных небольших рассказов. Повествование, занимающее несколько страниц, психологически как бы «давит», ребёнок понимает, что про честь сразу всё не сможет, а для него необходимо увидеть результат приложенных усилий.
Фактор новизны книги обычно оказывает большое стимулирующее действие на читающего. Сформировать полноценный круг чтения ребёнка можно при активном посещении библиотеки, даже при наличии в семье хорошей библиотеки. В библиотеке ребёнок увидит и других читателей, почувствует атмосферу любви к книге.