kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению Е. Чарушин "Кабан" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Е. Чарушин «Кабан».

Цели урока: стимулировать познавательную деятельность учащихся; расширять знакомство учащихся с творчеством Е.Чарушина на материале рассказа «Кабан».

Задачи урока:

Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу; актуализировать имеющиеся у учащихся знания  в связи с изучаемым материалом и помочь самим определить направление в изучении темы.

Помочь активно воспринимать изучаемый материал, помочь соотнести старые знания с новыми; расширять и активизировать словарный запас детей; прививать любовь и бережное отношение  к природе, животным.

Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в дальнейшем его изучении.

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация; мультимедийная установка; экран; выставка книг Е. И. Чарушина; учебник  «Родная речь» 4 класс (составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова).

Ход урока

I. Мотивация учащихся

 - Ребята, сегодня  мы отправимся в путешествие. Путешествие длится целый урок, на нашем пути будут препятствия и интересные задания.

 Слайд № 2 Игра «Верите ли Вы»

II. Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина  Слайд № 3

- Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека?  - Кто он может быть по профессии? Может он быть  писателем или художником?

- Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина. Кто читал произведения Чарушина? Какие? О чём он писал?

Рассказы детей о Чарушине.  Слайды № 4– 7

1 ученик. Рассказывают, что, будучи 6-летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они, наелся «невообразимой гадости»- каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом. Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.

2 ученик. Отец Жени Чарушина был архитектором – художником. Ватман, тушь, краски – все это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал.

3 ученик.  В отличие от отца он рисовал не дома,  на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери. Это только часть книг, которые иллюстрировал Е. Чарушин.

4 ученик. Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Наблюдал их в лесу на охоте и у себя дома.

- Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер?

- А вы умеете наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким-нибудь животным дома или в зоопарке, в лесу? Закройте глаза, вспомните, как выглядит это животное.

- Кто попробует описать животное, не называя его, а мы послушаем и определим, о ком был рассказ. 3-4 человека.

Игра «Завершите фразу». Слайд  № 8

 - Ребята, на экране – начало фразы, а вы её продолжаете.

III. Работа с текстом.

- Прочитайте, как Е. Чарушин назвал свой рассказ.

- Предположите, о чём будет это произведение. Высказывания детей записываются на доске.  «Стратегия ключевых слов»  Фразы на доске:

я рисую животных;

все звери играют;

придавил, отнял метлу;

хрустнуло что-то сзади;

идут на меня;

всё из рук попадало;

хочет сшибить, растоптать, забодать;

громадные, с жёлтыми клыками;

ползу, перебираюсь по загородке;

чуть я не слетел;

стыдно стало.

- Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

- Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события?  Работа в четвёрках. Один человек из группы  делает свой прогноз.

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением. «Чтение с остановками.» После прочтения  каждого абзаца, учитель задаёт вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий. Например,   2 абзац   - Почему автор пришёл рано в зоосад?

13 абзац - Что может случиться дальше?

19 абзац  - А вы бы испугались?  - Как бы вы поступили?

Вопросы после прочтения:

- Соответствует ли название рассказа его содержанию?

- Кто испугал автора?  Сравним, оправдался наш прогноз?

- Почему Е. Чарушин  назвал рассказ именно так?

- Кабан – страшный зверь? Почему автор их испугался?

- Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как автор. Дети рассказывают свои случаи из жизни.

Физминутка для глаз 

IV.  «Толстые и тонкие вопросы»

- Соответствует ли название рассказа его содержанию?

- Почему Е. Чарушин  назвал рассказ именно так?

- Чем занимался Евгений Иванович в зоопарке? Прочитайте.

- Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных?

(Наблюдательность)

- Когда происходит действие рассказа? Прочитайте.

- Почему так рано? Прочитайте.

2. Словарная работа.

- Замените слова близкими по значению: баловство -  шалость;  унимать – успокаивать;  сшибить – сразить, побить, уронить. Замените слово противоположным по значению: начальник – подчинённый.

Слайды №  9 – 11

 Объяснение лексического значения слов «сопеть», «гуськом», «зоосад», «марал».

- Какая книга нам поможет объяснить значение слов? Толкование значения слов с помощью Толкового словаря.

3. Повторное чтение текста детьми.  «Жужжащее» чтение.

4. Беседа по содержанию.

- Каких животных описывает Чарушин?

В зоосаде на каждом вольере висит табличка, в которой даётся краткое описание животного. Поскольку вы путешествуете по зоосаду, то познакомьтесь поподробнее с некоторыми его обитателями.

А) Чтение про оленя.

- Что нового вы узнали об этом животном?

- А чем занимаются другие животные утром, мы прочитаем.

Б) Чтение про ягуара, слона, медведя, волков. (Слайды 12-16)

- Кто живёт в общей загородке? (Журавли) (Слайд 17)

- Давайте сядем тихо и побываем вместе с Чарушиным в зоосаду.

V. Формирование практических навыков

- Вдруг художник чувствует, что что-то не так.

Что насторожило его? Зачитайте.

- Прочитайте эпизод, где описаны кабаны.

- А вы знаете, что в старину кабана называли “вепрь”?

- Что написано на табличке про кабана? (Слайд 18)

Ученик рассказывает о кабанах. ( Кабан – крупное животное. У них, особенно у самцов, хорошо развиты клыки, растущие в течение всей жизни. Клыки кабана — страшное оружие, позволяющее ему успешно защищаться от таких сильных хищников как медведь и волк. За поразительную способность наносить молниеносные удары, часто смертельные, охотники называют взрослых самцов секачами. У самок клыки небольшие, и, обороняясь, они кусают, рвут и топчут ногами). Тренировочное выразительное чтение, осмысление и осознание учебного материала.

- Проследим, как развивалось действие и эмоциональный настрой автора. (Слайд 19)

- С каким настроением работает художник до встречи с кабанами? Зачитайте.

На слайде: Интересно! Ничего не вижу!

- Как повёл себя художник, увидев, непрошенных гостей? Его эмоциональное состояние? Прочитайте.

На слайде: Всё из рук попадало!

- Понравилось ли это Серёжке?

- Что так сильно напугало художника? Что он увидел?

На слайде: Прощай, моя акварель!

- Какие чувства он испытывает?

На слайде: Делать что-то надо!

- Что он решает? Зачитайте его действия.

- Как себя чувствует в это время автор?

На слайде: Вспотел со страху!

- Что происходит в самый кульминационный момент? Зачитайте.

- Состояние автора? Прочитайте.

- С какой целью создаются зоопарки? (Познакомиться с разными видами животных и редкими видами, уже исчезающими с лица Земли). (Слайд 20).

VI. Рефлексия

Составление коллективного синквейна «Кабан» Слайд 21.

Ученики говорят «спасибо» ребятам, которые активно работали на уроке. Пояснение выбора с помощью слов-помощников.  Слайд 22

VII. Домашнее задание

Слайд № 23 Обязательное домашнее задание и задание по желанию.   Слайд №  24 «Спасибо за урок».

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению Е. Чарушин "Кабан" 4 класс »



Тема урока: Е. Чарушин «Кабан».

Цели урока: стимулировать познавательную деятельность учащихся; расширять знакомство учащихся с творчеством Е.Чарушина на материале рассказа «Кабан».

Задачи урока:

Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу; актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом и помочь самим определить направление в изучении темы.

Помочь активно воспринимать изучаемый материал, помочь соотнести старые знания с новыми; расширять и активизировать словарный запас детей; прививать любовь и бережное отношение к природе, животным.

Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в дальнейшем его изучении.

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация; мультимедийная установка; экран; выставка книг Е. И. Чарушина; учебник «Родная речь» 4 класс (составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова).

Ход урока

I. Мотивация учащихся

- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Путешествие длится целый урок, на нашем пути будут препятствия и интересные задания.

Слайд № 2 Игра «Верите ли Вы»

II. Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина Слайд № 3

- Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека? - Кто он может быть по профессии? Может он быть писателем или художником?

- Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина. Кто читал произведения Чарушина? Какие? О чём он писал?

Рассказы детей о Чарушине. Слайды № 4– 7

1 ученик. Рассказывают, что, будучи 6-летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они, наелся «невообразимой гадости»- каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом. Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.

2 ученик. Отец Жени Чарушина был архитектором – художником. Ватман, тушь, краски – все это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал.

3 ученик. В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери. Это только часть книг, которые иллюстрировал Е. Чарушин.

4 ученик. Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Наблюдал их в лесу на охоте и у себя дома.

- Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер?

- А вы умеете наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким-нибудь животным дома или в зоопарке, в лесу? Закройте глаза, вспомните, как выглядит это животное.

- Кто попробует описать животное, не называя его, а мы послушаем и определим, о ком был рассказ. 3-4 человека.

Игра «Завершите фразу». Слайд № 8

- Ребята, на экране – начало фразы, а вы её продолжаете.

III. Работа с текстом.

- Прочитайте, как Е. Чарушин назвал свой рассказ.

- Предположите, о чём будет это произведение. Высказывания детей записываются на доске. «Стратегия ключевых слов» Фразы на доске:

я рисую животных;

все звери играют;

придавил, отнял метлу;

хрустнуло что-то сзади;

идут на меня;

всё из рук попадало;

хочет сшибить, растоптать, забодать;

громадные, с жёлтыми клыками;

ползу, перебираюсь по загородке;

чуть я не слетел;

стыдно стало.

- Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

- Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события? Работа в четвёрках. Один человек из группы делает свой прогноз.

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением. «Чтение с остановками.» После прочтения каждого абзаца, учитель задаёт вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий. Например, 2 абзац - Почему автор пришёл рано в зоосад?

13 абзац - Что может случиться дальше?

19 абзац - А вы бы испугались? - Как бы вы поступили?

Вопросы после прочтения:

- Соответствует ли название рассказа его содержанию?

- Кто испугал автора? Сравним, оправдался наш прогноз?

- Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так?

- Кабан – страшный зверь? Почему автор их испугался?

- Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как автор. Дети рассказывают свои случаи из жизни.

Физминутка для глаз

IV. «Толстые и тонкие вопросы»

- Соответствует ли название рассказа его содержанию?

- Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так?

- Чем занимался Евгений Иванович в зоопарке? Прочитайте.

- Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных?

(Наблюдательность)

- Когда происходит действие рассказа? Прочитайте.

- Почему так рано? Прочитайте.

2. Словарная работа.

- Замените слова близкими по значению: баловство - шалость; унимать – успокаивать; сшибить – сразить, побить, уронить. Замените слово противоположным по значению: начальник – подчинённый.

Слайды № 9 – 11

Объяснение лексического значения слов «сопеть», «гуськом», «зоосад», «марал».

- Какая книга нам поможет объяснить значение слов? Толкование значения слов с помощью Толкового словаря.

3. Повторное чтение текста детьми. «Жужжащее» чтение.

4. Беседа по содержанию.

- Каких животных описывает Чарушин?

В зоосаде на каждом вольере висит табличка, в которой даётся краткое описание животного. Поскольку вы путешествуете по зоосаду, то познакомьтесь поподробнее с некоторыми его обитателями.

А) Чтение про оленя.

- Что нового вы узнали об этом животном?

- А чем занимаются другие животные утром, мы прочитаем.

Б) Чтение про ягуара, слона, медведя, волков. (Слайды 12-16)

- Кто живёт в общей загородке? (Журавли) (Слайд 17)

- Давайте сядем тихо и побываем вместе с Чарушиным в зоосаду.

V. Формирование практических навыков

- Вдруг художник чувствует, что что-то не так.

Что насторожило его? Зачитайте.

- Прочитайте эпизод, где описаны кабаны.

- А вы знаете, что в старину кабана называли “вепрь”?

- Что написано на табличке про кабана? (Слайд 18)

Ученик рассказывает о кабанах. ( Кабан – крупное животное. У них, особенно у самцов, хорошо развиты клыки, растущие в течение всей жизни. Клыки кабана — страшное оружие, позволяющее ему успешно защищаться от таких сильных хищников как медведь и волк. За поразительную способность наносить молниеносные удары, часто смертельные, охотники называют взрослых самцов секачами. У самок клыки небольшие, и, обороняясь, они кусают, рвут и топчут ногами). Тренировочное выразительное чтение, осмысление и осознание учебного материала.

- Проследим, как развивалось действие и эмоциональный настрой автора. (Слайд 19)

- С каким настроением работает художник до встречи с кабанами? Зачитайте.

На слайде: Интересно! Ничего не вижу!

- Как повёл себя художник, увидев, непрошенных гостей? Его эмоциональное состояние? Прочитайте.

На слайде: Всё из рук попадало!

- Понравилось ли это Серёжке?

- Что так сильно напугало художника? Что он увидел?

На слайде: Прощай, моя акварель!

- Какие чувства он испытывает?

На слайде: Делать что-то надо!

- Что он решает? Зачитайте его действия.

- Как себя чувствует в это время автор?

На слайде: Вспотел со страху!

- Что происходит в самый кульминационный момент? Зачитайте.

- Состояние автора? Прочитайте.

- С какой целью создаются зоопарки? (Познакомиться с разными видами животных и редкими видами, уже исчезающими с лица Земли). (Слайд 20).

VI. Рефлексия

Составление коллективного синквейна «Кабан» Слайд 21.

Ученики говорят «спасибо» ребятам, которые активно работали на уроке. Пояснение выбора с помощью слов-помощников. Слайд 22

VII. Домашнее задание

Слайд № 23 Обязательное домашнее задание и задание по желанию. Слайд № 24 «Спасибо за урок».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению Е. Чарушин "Кабан" 4 класс

Автор: Залеских Людмила Алексеевна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131882

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок литературного чтения в 1 классе по теме: русская народная сказка «Рукавичка»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_litieraturnogho_chtieniia_v_1_klassie_po_tiemie_russkaia_narodnaia_skazka_r"
    ["file_id"] => string(6) "369392"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481656489"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока   с презентацией по литературному  чтению в 4 классе  по теме: " Е.И.Чарушин "Кабан" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-po-litieraturnomu-chtieniiu-v-4-klassie-po-tiemie-ie-i-charushin-kaban"
    ["file_id"] => string(6) "185281"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426164812"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "М.М. Пришвин «Выскочка», первичное прочтение. Творчество Е.И. Чарушина «Кабан». Литературное чтение 4 класс конспект урока"
    ["seo_title"] => string(132) "m-m-prishvin-vyskochka-piervichnoie-prochtieniie-tvorchiestvo-ie-i-charushina-kaban-litieraturnoie-chtieniie-4-klass-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "305827"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457986409"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства