ДОКЛАД НА МО УЧИТЕЛЕЙ ТЕМА: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ». Составила учитель – логопед Ескина Л.И. «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Ж.Ж. РУССО Основной задачей современной школы является подготовка ученика – будущего выпускника к свободной, полноценной, богатой (моральной и материальной) жизни. В современной жизни выпускники специальных школ, особенно с интеллектуальной недостаточностью, испытывают значительные трудности в социальной адаптации, так как возрастающие требования к молодому человеку порой непосильны для их реализации, а возможности специальной школы VIII вида весьма ограничены. В уставе Всемирной организации здравоохранения написано, что здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В последние годы в образовательном процессе возрос интерес к проблеме здоровьесберегающих технологий. «Здоровьесберегающие технологии» - совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются требования: - учёт индивидуальных особенностей ребенка; - исключение чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузок при освоении учебного материала; - создание благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе; - обучение ребенка способам защиты себя от стрессов, обид, оскорблений. Эти требования я стараюсь поддерживать при проведении логопедической работы. В связи с тем, что нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью носят системный характер, оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ученика, эффективность его обучения и дальнейшую социальную адаптацию, целесообразно использование системного подхода в логопедической коррекции. Логопедическая работа в коррекционной школе осуществляется в более длительные сроки. Учитывая быструю утомляемость детей с интеллектуальной недостаточностью, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую, использовать максимальное включение анализаторов и разнообразную наглядность. Целями здоровьесберегающих образовательных технологий обучения являются: - обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе; - формирование у воспитанников необходимых знаний, умений и навыков; - использование полученных знаний в повседневной жизни. Формы работы с использованием здоровьесберагающих технологий на логопедических занятиях разнообразны и включают в себя: сказкатерапию, музыкотерапию, ароматерапию, дельфинотерапию, электронные физминутки для глаз, цветотерапию, массаж рук и предплечья грецким орехом, массаж ушных раковин. «Мягкой» формой психокоррекции для учащихся с ОВЗ является сказкотерапия, метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Основные функции сказок: 1. Эмоциональная. Мир сказок побуждает ребёнка к интенсивному эмоциональному резонансу. 2. Информационная. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации. Сказки передают знания о мире и о человеческих взаимоотношениях. 4. Воспитательная. Изучая сказку, закладываются основы «нравственного иммунитета». 5. Творческая. Мир сказок позволяет мечтать и фантазировать, что активизирует творческий потенциал обучающегося. Разновидностью здоровьесберегающих технологий на логозанятиях является музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Музыкальную терапию применяют во многих странах мира для лечения профилактики широкого спектра нарушений: отклонений в развитии, эмоциональной недостаточности, поведенческих нарушений, психосоматических заболеваний, психических отклонений. Музыкальная терапия реализует ряд задач: - позволяет преодолеть психологическую защиту ребёнка – успокоить или наоборот активизировать, настроить, заинтересовать; - помогает установить контакт между учителем – логопедом и ребёнком; - развивает коммуникативные и творческие возможности учащихся; - способствует установлению и развитию межличностных отношений со сверстниками; - увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей. Таким образом, использование музыкотерапии на логозанятиях повышает уровень речевой функции у обучающихся специальной коррекционной школы. Положительное влияние музыкотерапии усиливается в сочетании с ароматерапией. Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел разных растений. При аромотерапии эфирные масла одновременно воздействую на физическое и психическое самочувствие ребёнка. Ароматерапия рекомендуется для ослабленных, угнетённых или наоборот, перевозбуждённых детей. Запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека, при положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц. Это один из эффективных методов для профилактики гриппа и простудных заболеваний. Комплексное воздействие на организм человека оказывает дельфинотерапия. Основная составляющая дельфинотерапии – это ультразвук. Дельфины являются природными «излучателями» ультразвука, который обладает лечебным эффектом. Во время сеансов дельфинотерапии уменьшается возбуждение центральной нервной системы и активизируется работа мозга. Одним из древнейших методов лечения является цветотерапия, терапевтическое воздействие цвета на организм человека. Помимо зрительных образов, глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства. Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, уменьшает головные боли, понижает аппетит, стимулирует умственную деятельность. Фиолетовый цвет угнетает психические и физиологические процессы, снижает настроение. Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы. Зелёный цвет успокаивает, создаёт хорошее настроение, повышает защитные силы организма. Розовый цвет оказывает тонизирующее воздействие. Жёлтый цвет вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия. Голубой цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы и эндокринных желез. Также на логопедических занятиях использую электронные физминутки для глаз, что способствует сохранению зрения, снятию усталости с глаз во время работы на занятии. Многие учащиеся с ОВЗ имеют отклонения в поведении, в связи с этим в план проведения логопедических занятий включаю массаж кистей рук и предплечья с использованием грецкого ореха. Эти упражнения успокаивают ребёнка, позволяют снять напряжение. Немецкий философ И.Кант говорил, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом». Исследования физиологов подтвердили тесную связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в кистях рук. Массаж пальцев рук нормализует функциональное состояние различных внутренних органов - связь каждого пальца с определенным органом. На ушных раковинах находится множество активных точек, воздействие на которые может оздоровить весь организм. В настоящее время известно 170 биологически активных точек, размещающихся на поверхности ушной раковины. Именно поэтому в своей работе применяю массаж ушных раковин. Он быстро мобилизует силы организма, помогает расслабиться или повысить активность. Массаж ушных раковин приводит к улучшению физического и эмоционального состояния. Использование различных форм здоровьесберегающих технологий в логопедической работе способствует сохранению здоровья учащихся с ОВЗ, а значит, готовит ученика - будущего выпускника к успешной социальной адаптации в современном обществе. |