Конспект коррекционного - логопедического занятия « Звуки и буквы Ч, Щ» с использованием здоровьесберегающих технологий.
Конспект коррекционного - логопедического занятия « Звуки и буквы Ч, Щ» с использованием здоровьесберегающих технологий.
“Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом.
Поэтому одним из перспективных средств коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами в деятельности логопеда в настоящее время становится использование здоровьесберегающих технологий. Эти методы работы являются эффективными средствами коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, использование этих методов и приемов помогает организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект коррекционного - логопедического занятия « Звуки и буквы Ч, Щ» с использованием здоровьесберегающих технологий.»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Толькинская школа-интернат среднего общего образования"
Конспект
коррекционного - логопедического занятия
« Звуки и буквы Ч, Щ»
во 2 классе для детей с ОНР –III уровня
с использованием
здоровьесберегающих технологий.
Учитель-логопед
Акимова Татьяна Николаевна
п. Толька
2015г.
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
Обучающие задачи:
- дифференциация звуков Ч и Щ в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
- повторение изученных орфограмм;
- активизация словарного запаса;
- обучение детей приёмам сохранения здоровья.
Коррекционные задачи:
- совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
- развитие фонематического слуха на данные акустические образы;
- устранение аграмматично построенной фразы в структуре устной и письменной речи;
- стимуляции работоспособности и мышления.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к родному языку;
-формировать навыки контроля и самоконтроля, самооценки речевой деятельности.
Оборудование: тетради; иллюстрации к артикуляционной гимнастике, наглядные модели правил правописания орфограмм ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, индивидуальные карточки с заданиями, пиктограммы настроения.
Ход урока.
Организационный момент.
Вы пришли на логопедическое занятие после уроков и конечно устали. Надо учиться расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность. Для этого мы сделаем ряд упражнений, которые приведут в порядок наше физическое и психическое состояние, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией. Давайте начнём.
Релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»
Цель: расслабление мышц шеи.
Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо...
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
А теперь посмотрим вниз
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
(Дети выполняют упражнения по тексту).
Артикуляционная гимнастика.
А теперь приведем в порядок мышцы речевого аппарата, губ и челюсти.
Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.
Сделаем упражнение для губ «Хоботок»(использую картинку)
Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю, и на место возвращаю.
(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).
Следующее упражнение «Лягушки» (показ картинки), когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.
Свои губы, прямо к ушкам,
растяну я, как лягушка
потяну – и перестану, и нисколько не устану!
А теперь упражнение «Орешек»(показ картинки.)
Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём.
Губы чуть приоткрываются….
Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….
Следующие упражнения для языка.
Упражнение «Сердитый язык» (показ картинки) - кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их.
С языком случилось что-то: он толкает зубы!
Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы!
Он на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!
Упражнение: «Горка»(показ картинки) – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена.
Спинка языка у нас станет горочкой сейчас!
Я растаять ей велю – напряженье не люблю!
Язык на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!
Упражнение «Чашечка» (показ картинки)-боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу.
Игра «Вратари». Девочки ловят слоги со звуком Ч, мальчики со звуком Щ.
Чч: Щщ
Чай(ка) Пи(щу)
Чу(лок) И(щу)
Ку(ча) Чи(щу)
-Какую орфограмму вы можете назвать?
Игра «Новые словечки».
- Прочитайте слова и поменяйте букву Ч на Щ или наоборот. Запишите слова парами.
Щетки- Помощь- Горячий-
Щадит- Щелка- Плач-
Физминутка.
(Девочки, ЧУ - топают, мальчики ЩУ - хлопают.)
Я грамотно писать хочу,
Слова на чу и щу ищу
Чулки и чудо, и ворчун.
Чудак и щука, и чугун.
Ищу, верчу, пищу, тащу
- Я с у пишу и чу, и щу.
Развитие слогового анализа и синтеза.
- Составьте и запишите слова из слогов. В каждом слове должен быть слог с изучаемыми согласными.
Слоги: ПИ, ЩА, ТУ, ЧА, ЧУ, ГУН, КУ,ЧА, РО,ЩА, ДА, ЧА, КРИ,ЧУ.
Ребусы.
Света - та + ча (свеча);
Щу + рука – ру (щука);
Роща – ро + вель (щавель).
Работа с текстом.
На берегу ре…ки стоит да…а. Около да…и берёзовая ро…а. В ро…е поют
…еглы, …ижи, сини…ки. Весело …ебе…ут птицы. На да…е живёт Лено…ка Щукина. У де…ки есть ов…арка Чанга. Лено…ка и …анга вместе гуляют в ро…е. …анга хорошо умеет искать грибы.
Итог занятия.
Выпрекрасно потрудились, теперь можно немного поиграть. Игра «Маски» (мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие).
Под музыку вы должны изобразить мимику с картинки и передать соседу. Передали свои маски и вновь стали самими собою.
Пиктограммы настроения.
Использованная литература:
Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006.
Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001.
Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002.
Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии / Е.В. Мазанова.- 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002.