kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях стало перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Просмотр содержимого документа
««Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»»

Тема самообразования:

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»

Актуальность темы: формирование здорового образа жизни у школьников должно проходить непрерывно и целенаправленно. Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях стало перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Практическая значимость заключается в том, что используя здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях, а также занятиях по развитию речи у детей повышается интерес к занятиям, дети учатся преодолевать усталость; прослеживается положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанников; улучшается общая моторика; тонкие движения пальцев рук становятся более сформированными; улучшается речевое дыхание; происходит развитие внимания, памяти, усидчивости.

Инновационная направленность заключается в том, что использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию речи в группах может стать эффективным средством повышения качества речевого развития в целом.


Цель: оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение  оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.

Задачи: Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье обучающихся.

Предполагаемые результаты использования здоровьесберегающих технологий: правильное речевое дыхание у детей; сформированные движения пальцев рук, общая моторика; положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника; отсутствие напряжения и скованности у детей; улучшение соматического здоровья детей; использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.

Планируемая работа на учебный год

1. Изучение методической литературы.

2. Прочтение статей периодических изданий.

3. Просмотр видеолекций и вебинаров, поиск нтернет-ресурсов для дальнейшего изучения и применения на практике здоровьесберегающих технологий.

4. Подготовка буклета по теме самообразования.

5. Внедрение здоровьесберегающих технологий в логопедические занятия.

6. Отчёт по проделанной работе.



ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Прежде чем начать работу по внедрению здоровьесберегающих технологий в систему логопедических занятий, целесообразно было начать с изучения методической литературы. В течение 2018-2019 учебного года мною были отобраны, прочитаны и проанализированы следующие методические и периодические издания:

-Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья 2008. Т.7. №2. С.21,59

-Безруких В.Д. Сонькина. - М., 2008. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения с.42

-Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002


-Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся - М.: Вентана-Граф, 2008


-Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004

-Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г.М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2007.111 с.

-Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. - М.: Медицина, 2003. - 270 с.34

-Симкина, П.Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский. – М.: Амрита-Русь, 2006

-Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград:Учитель. 2005

G6

-Картушина М.Ю.    «Логоритмические занятия в детском саду». - М., 2004.


-Мальгавко  Н.В.  «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» – Журнал «Логопед»,  2012- №1.


-Панфёрова  И.В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». – Журнал «Логопед», 2011 - №2. 

 


Просмотр видеолекций и вебинаров, поиск нтернет-ресурсов для дальнейшего изучения и применения на практике здоровьесберегающих технологий

Следующим этапом работы был поиск видеоматериала по теме самообразования. Мне удалось найти следующие интернет ресурсы:

- www.za-partion.ru – сайт журнала «Здоровье школьника»;

-www.it-n.ru – сеть творческих учителей (сообщество «Здоровьесберегающие технологии в школе»);

-www.zdd.lseptember.ru – сайт научно-методической газеты «Здоровье детей»;

-http://www.shkolnymir.info/. - О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

просмотреть вебинары и лекции:


-https://www.youtube.com/watch?v=Vwj_bA5Jm0I - Вебинар для педагогов «Здоровьесберегающая технология в образовательном учреждении»
-https://infourok.ru/webinar/22.html - Видеолекция «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников»
На основе некоторых статей и видеоматериалов был подготовлен образец информационного буклета по теме самообразования и размещён на информационном стенде логопеда.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в логопедические занятия.

Главная цель моей работы – сохранять и укреплять здоровье обучающихся. В этом мне помогают:

Артикуляционная гимнастика, которая способствует

- улучшению кровоснабжения артикуляционных органов и их иннервации, (нервной проводимости); 
- улучшению подвижности артикуляционных органов; 
- укреплению мышечной системы языка, губ, щёк; 
- уменьшению спастичности артикуляционных органов.

Для работы используется пособие по артикуляционной гимнастике автора Ворониной Л.П. и Червяковой Н.А.



Дыхательная гимнастика

дыхательная гимнастика для детей состоит из простых упражнений, но крайне благотворно влияет на здоровье ребенка. Это связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание для детей кровь активно насыщается кислородом. В результате улучшается работа сердечно-сосудистой системы, головного мозга, легких, нервной системы, органов пищеварения. Выполнение упражнений для дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает дыхательную систему.

     Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Для работы над правильным речевым дыханием я использую пособия:

-Бурлакина О.В. «Комплексы для формирования правильного рчевого дыхания»;

-Стрельникова А.Н. «Дыхательная гимнастика для детей»



Зрительная гимнастика

специальные упражнения для глаз, способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности. Упражнения зрительной гимнастики использую и как компонент общей релаксации.

Для проведения зрительной гимнастики использую методику Аветисова Э.С.



Прием релаксации

такой как как игра с песком или заменяющими его элементами -крупами (манка, перловка, бобовые, семена).  Эта игра разгружает эмоциональную сферу ребенка, создает эмоционально-радостный настрой. Используемые методики:

-Большебратская Э.Э. «Песочная терапия»

-Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Е.В. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия»



Физкультминутка

оздоровительные паузы – физминутки провожу в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. В этом мне помогает пособие Метельской Н.Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях»


Логопедический массаж

использую для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата. Для нормализации мышечного тонуса, увеличения объема и амплитуды артикуляционных движений, уменьшения слюнотечения.

также использую:

  • массаж и самомассаж лица;

  • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

  • аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

Используемые пособия:

-Краузе Е.Н. «Логопедический массаж»

-Танцюра С.Ю. и Данилевич Т.А. «Логопедический массаж»


Использование здоровьесберегающих технологий в логопедических занятиях стало эффективным методом коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Здоровьесберегающие технологии  оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия. К занятиям, включающим элементы здоровьесберегающих технологий дети проявляют большой интерес. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность обучающихся заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

В планах -  продолжить работать по данной теме.



Учитель-логопед КГКОУ ШИ 20 ________________________

.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»

Автор: Выдрина Наталья Владимировна

Дата: 13.05.2020

Номер свидетельства: 549487

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) ""Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР". "
    ["seo_title"] => string(68) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-rabotie-s-diet-mi-s-onr"
    ["file_id"] => string(6) "125064"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414878769"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Использование приемов здоровьесберегающих технологий  на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида "
    ["seo_title"] => string(137) "ispol-zovaniie-priiemov-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "231958"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442683743"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Здоровьесберегающие технологии в логопедии "
    ["seo_title"] => string(56) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-loghopiedii"
    ["file_id"] => string(6) "221884"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435654504"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Презентация"Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе""
    ["seo_title"] => string(87) "priezientatsiia-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-loghopiedichieskoi-rabotie"
    ["file_id"] => string(6) "254373"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447756278"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект  коррекционного - логопедического занятия  « Звуки и буквы Ч, Щ»  с использованием  здоровьесберегающих технологий."
    ["seo_title"] => string(127) "konspiektkorriektsionnoghologhopiedichieskoghozaniatiiazvukiibukvychshchsispolzovaniiemzdoroviesbierieghaiushchikhtiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "273699"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452260150"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства