«Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»
«Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях стало перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»»
Тема самообразования:
«Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»
Актуальность темы:формирование здорового образа жизни у школьников должно проходить непрерывно и целенаправленно. Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях стало перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Практическая значимость заключается в том, что используя здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях, а также занятиях по развитию речи у детей повышается интерес к занятиям, дети учатся преодолевать усталость; прослеживается положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанников; улучшается общая моторика; тонкие движения пальцев рук становятся более сформированными; улучшается речевое дыхание; происходит развитие внимания, памяти, усидчивости.
Инновационная направленность заключается в том, что использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию речи в группах может стать эффективным средством повышения качества речевого развития в целом.
Цель: оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.
Задачи: Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье обучающихся.
Предполагаемые результаты использования здоровьесберегающих технологий: правильное речевое дыхание у детей; сформированные движения пальцев рук, общая моторика; положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника; отсутствие напряжения и скованности у детей; улучшение соматического здоровья детей; использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.
Планируемая работа на учебный год
1. Изучение методической литературы.
2. Прочтение статей периодических изданий.
3. Просмотр видеолекций и вебинаров, поиск нтернет-ресурсов для дальнейшего изучения и применения на практике здоровьесберегающих технологий.
4. Подготовка буклета по теме самообразования.
5. Внедрение здоровьесберегающих технологий в логопедические занятия.
6. Отчёт по проделанной работе.
ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Прежде чем начать работу по внедрению здоровьесберегающих технологий в систему логопедических занятий, целесообразно было начать с изучения методической литературы. В течение 2018-2019 учебного года мною были отобраны, прочитаны и проанализированы следующие методические и периодические издания:
-Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья 2008. Т.7. №2. С.21,59
-Безруких В.Д. Сонькина. - М., 2008. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения с.42
-Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002
-Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся - М.: Вентана-Граф, 2008
-Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004
-Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г.М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2007.111 с.
-Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. - М.: Медицина, 2003. - 270 с.34
-Симкина, П.Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский. – М.: Амрита-Русь, 2006
-Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». - М., 2004.
-Мальгавко Н.В. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» – Журнал «Логопед», 2012- №1.
-Панфёрова И.В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». – Журнал «Логопед», 2011 - №2.
Просмотр видеолекций и вебинаров, поиск нтернет-ресурсов для дальнейшего изучения и применения на практике здоровьесберегающих технологий
Следующим этапом работы был поиск видеоматериала по теме самообразования. Мне удалось найти следующие интернет ресурсы:
- www.za-partion.ru – сайт журнала «Здоровье школьника»;
-www.it-n.ru – сеть творческих учителей (сообщество «Здоровьесберегающие технологии в школе»);
-www.zdd.lseptember.ru – сайт научно-методической газеты «Здоровье детей»;
-http://www.shkolnymir.info/. - О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
просмотреть вебинары и лекции:
-https://www.youtube.com/watch?v=Vwj_bA5Jm0I - Вебинар для педагогов «Здоровьесберегающая технология в образовательном учреждении» -https://infourok.ru/webinar/22.html - Видеолекция «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников» На основе некоторых статей и видеоматериалов был подготовлен образец информационного буклета по теме самообразования и размещён на информационном стенде логопеда.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в логопедические занятия.
Главная цель моей работы – сохранять и укреплять здоровье обучающихся. В этом мне помогают:
Артикуляционная гимнастика, которая способствует
- улучшению кровоснабжения артикуляционных органов и их иннервации, (нервной проводимости); - улучшению подвижности артикуляционных органов; - укреплению мышечной системы языка, губ, щёк; - уменьшению спастичности артикуляционных органов.
Для работы используется пособие по артикуляционной гимнастике автора Ворониной Л.П. и Червяковой Н.А.
Дыхательная гимнастика
дыхательная гимнастика для детей состоит из простых упражнений, но крайне благотворно влияет на здоровье ребенка. Это связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание для детей кровь активно насыщается кислородом. В результате улучшается работа сердечно-сосудистой системы, головного мозга, легких, нервной системы, органов пищеварения. Выполнение упражнений для дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает дыхательную систему.
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Для работы над правильным речевым дыханием я использую пособия:
-Бурлакина О.В. «Комплексы для формирования правильного рчевого дыхания»;
-Стрельникова А.Н. «Дыхательная гимнастика для детей»
Зрительная гимнастика
специальные упражнения для глаз, способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности. Упражнения зрительной гимнастики использую и как компонент общей релаксации.
Для проведения зрительной гимнастики использую методику Аветисова Э.С.
Прием релаксации
такой как как игра с песком или заменяющими его элементами -крупами(манка, перловка, бобовые, семена). Эта игра разгружает эмоциональную сферу ребенка, создает эмоционально-радостный настрой. Используемые методики:
-Большебратская Э.Э. «Песочная терапия»
-Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Е.В. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия»
Физкультминутка
оздоровительные паузы – физминутки провожу в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. В этом мне помогает пособие Метельской Н.Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях»
Логопедический массаж
использую для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата. Для нормализации мышечного тонуса, увеличения объема и амплитуды артикуляционных движений, уменьшения слюнотечения.
также использую:
массаж и самомассаж лица;
массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
Используемые пособия:
-Краузе Е.Н. «Логопедический массаж»
-Танцюра С.Ю. и Данилевич Т.А. «Логопедический массаж»
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедических занятиях стало эффективным методом коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия. К занятиям, включающим элементы здоровьесберегающих технологий дети проявляют большой интерес. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность обучающихся заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.