Семинар практикум «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей»
Семинар практикум «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей»
Форма проведения: семинар - практикум.
Аудитория: педагоги ДОУ.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Казалось бы, обычное слово для вежливого человека, но приветствуя, таким образом, друг друга, мы желаем здоровья, это слово таит в себе и тепло, и встречи, и пожелание здоровья. Тема моего семинара-практикума «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей».
Цели работы на логопедических занятиях:
• сохранение здоровья детей;
• максимальное восстановление нарушенных функций, связанных с речевыми недостатками и психическими процессами.
Основные задачи:
• обучить детей приёмам сохранения и формирования здоровья;
• скорректировать нарушения высших психических функций;
• скорректировать речевые процессы.
Особенности физического развития:
нарушение дыхания и голосообразования;
нарушения общей и мелкой моторики;
расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
повышенная утомляемость;
заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития:
нарушения оптико-пространственного праксиса;
неустойчивость внимания;
расстройство памяти (особенно слуховой);
несформированность мышления;
Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар практикум «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛ А – ДЕТСКИЙ САД» №76 ГОРОДА ТЮМЕНИ
Семинар практикум
«Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей»
Подготовила учитель-логопед:
Исмагилова Г.И.
Тюмень, 2020 г.
Форма проведения: семинар - практикум.
Аудитория: педагоги ДОУ.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Казалось бы, обычное слово для вежливого человека, но приветствуя, таким образом, друг друга, мы желаем здоровья, это слово таит в себе и тепло, и встречи, и пожелание здоровья. Тема моего семинара-практикума «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей».
Цели работы на логопедических занятиях:
• сохранение здоровья детей;
• максимальное восстановление нарушенных функций, связанных с речевыми недостатками и психическими процессами.
Основные задачи:
• обучить детей приёмам сохранения и формирования здоровья;
• скорректировать нарушения высших психических функций;
• скорректировать речевые процессы.
Особенности физического развития:
нарушение дыхания и голосообразования;
нарушения общей и мелкой моторики;
расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
повышенная утомляемость;
заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития:
нарушения оптико-пространственного праксиса;
неустойчивость внимания;
расстройство памяти (особенно слуховой);
несформированность мышления;
Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Ожидаемые результаты:
правильное речевое дыхание у детей;
сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
отсутствие напряжения и скованности у детей;
улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Формирование здорового образа жизни дошкольников на занятиях логопеда осуществляется через использование следующих здоровье сберегающих технологий:
Артикуляционная гимнастика.
Это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Регулярное выполнение поможет:
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
А сейчас остановимся на одних из важных логопедических упражнений
«Лопаточка»
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15сек.
«Чашечка»
Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 сек.
«Часики»
Высунуть широкий язык. Тянуться попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет взрослого. Удерживать язык в таком положении 10 сек.
«Лошадка»
Цокать языком .Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 раз.
«Грибок»
Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 10 раз.
«Качели»
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет.
«Вкусное варенье»
Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Дыхательная гимнастика.
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
улучшает дренажную функцию бронхов;
восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
А теперь мы с вами выполним дыхательные упражнения.
Вдох и выдох носом. Вдох носом, выдох ртом. Вдох ртом, выдох носом. Вдох и выдох ртом.
При этих упражнениях нужно чувствовать движения стенки живота.
С помощью следующих упражнений развивается длительный выдох.
Упражнение «Согреть руки» — выдох со звуком х-х-хо.
Упражнение «Остудить воду» — выдох со звуком ф-ф-ф.
Зрительная гимнастика.
Специальные упражнения для глаз способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности. Упражнения зрительной гимнастики используем и как компонент общей релаксации.
Развитие общей моторики (физминутки, логоритмика)
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия.
Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ, для детей, посещающих логопедические занятия. Сюда же можно отнести и логопедическую ритмику.
Логопедическая ритмика - это одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занимать прочное место в наших занятиях с детьми.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.
Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.
Логопедический массаж и самомассаж.
Логопедический массаж – совокупность приемов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами.
Виды логопедического массажа:
Дифференцированный логопедический массаж используется для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата. Для нормализации мышечного тонуса, увеличения объема и амплитуды артикуляционных движений, уменьшения слюнотечения.
Массаж язычной мускулатуры. При спастичности языка (повышенного тонуса) – применяется расслабляющий массаж. При гипотонии языка – стимулирующий. Цель – укрепить мышечный тонус.
Массаж осуществляется разными способами:
- точечный массаж – локальное воздействие расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны).
При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
Также используются:
массаж и самомассаж лица;
массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
Рассмотрим более подробно один из видов массажа — это самомассаж (выполняется самим ребенком), он активизирует движение лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица.
Рекомендации: Длительность 5—10 мин. Каждое упражнение выполняется 4—5 раз.
Уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе проделать самомассаж, делает каждый на себе.
Для самомассажа мышц головы и шеи:
«Я хороший» — поставить ладони обеих рук на голове ближе ко лбу, соединить пальцы в центре, провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковую поверхность или к плечам (движения медленные, поглаживание).
Для лицевой мускулатуры
«Рисуем дорожки» — двигать пальцами от середины лба к вискам.
«Пальцевый душ» — легко постукивать пальцами по лбу.
«Глазки спят» — закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки, удерживать 3—5 с.
«Нарисуем усы» — двигать указательным и средним пальцами от середины верхней губы к углам рта.
«Веселый клоун» — двигать указательным и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, затем вверх к скуловой кости.
«Испечем блинчики» — похлопать ладошками по щекам.
«Умыли личико» — легкие поглаживающие движения ладонями обеих рук от середины лба вниз по щекам к подбородку.
И ещё уважаемые коллеги, хочется вам напомнить, чтобы вы не забывали, про скороговорки.
Скороговорка – это своеобразный тренажер, а игровые задания – своего рода развлечения. Развлечение, которое принесет помимо веселых забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
Внимание на экран.
Перед вами скороговорка. Прочитаем ее “глазами”. Проговорим скороговорку беззвучно. Теперь шепотом. Вполголоса. Медленно, в полный голос. Быстро. Быстро-быстро.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
- Следующая скороговорка. Есть желающие?
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
- И последняя скороговорка. Давайте, проговорим ее вместе.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь.
Итак, вы сегодня познакомились с приемами работы по развитию речи, а именно: приёмы логопедического массажа, упражнения для развития правильного дыхания и с упражнениями на развитие артикуляционного аппарата. Надеюсь, данная информация вам пригодится, и вы будете её использовать на своих занятиях с вашими детками.
Занимайтесь с ребёнком, и результаты вас обязательно порадуют!