Цель: Учить выделять заданный звук среди предметов, изображённых на картинке.
Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [Ш]. Например, картинки (можно игрушки): мышь, машина, банка, шапка, банан и т. д.
Игра «Придумай слово»
Цель: Учить подбирать слова на заданный звук, слог.
Придумай слово, имя мальчика (девочки) и т. д. на заданный звук [С], слог МА и т. д.
Игра «Назови первый звук в слове»
Цель: Учить выделять первый звук в слове.
Назови предметы на картинках и выдели только первый звук в слове. Например: кот – [К], иголка – [И].
Игра «Назови последний звук в слове»
Цель: Учить выделять последний звук в слове.
Назови предметы, изображённые на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – [М], слон – [н].
Игра «Прохлопай слово»
Цель: Учить делить слова на слоги.
Прохлопай слово и назови количество слогов в слове (можно потом с усложнением – назови каждый слог в слове). Например: собака – 3 слога.
Правило: сколько гласных звуков столько и слогов.
Игра «Найди пару»
Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.
Ребёнку предлагаются парные картинки: коза – коса, мишка – мышка, мак – рак, дом – дым, миска – мишка, люк – лук, галка – галька и т. д. Раздаются картинки, по очереди называют свою картинку, выигрывает тот, кто назовёт пару той или иной картинке.
Игра «Найди слово»
Цель: Научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.
Взрослый предлагается прослушать стихотворение, (либо короткий рассказ, где есть слова со звуком [С]. Ребёнку нужно назвать слова со звуком [С].
Цель: Учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.
Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук [Ш]…уба (шуба, …апка (шапка, …ар (шар) и т. д.
Игра «Определи место звука в слове»
Цель: Развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Определить, где «живёт» заданный звук в слове: в начале, в середине, в конце слова. Например: звук [Ш] в словах: мышь (в конце, шапка (в начале, машина (в середине).
Игра «Кому подойдёт квартира?»
Цель: Научить определять количество звуков в слове.
У детей – картинки различных животных. Взрослый показывает домик:
Детям нужно подобрать к этой схеме слово (животное, затем – назвать каждый звук отдельно.
Игра «Цепочка слов»
Цель: Учить выделять в словах первый и последний звук в словах.
Взрослый называет слово, ребёнок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово на этот звук. Например: сыр – рыба – арбуз – зонт и т. д.
Игра «Отгадай слово»
Цель: Учить составлять слова по первым звукам предметов, изображённых на картинках.
Угадайте по первым звукам, изображённых на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).
Игра «Назови слово»
Цель: Учить называть слова с определённым количеством слогов.
Ребёнку предлагается назвать слова с 1 слогом (например, сок, дом, дым, с 2 слогами (мама, каша, с 3 (молоко, булочка).
Игра «Фонетическая гимнастика»
Правила игры. Начинаем с простых вопросов:
Как тикают часы?- тик-так
Как подзывают цыплят?- цып-цып
Как чикают ножницы? -чик-чик
А затем задают вопросы так, чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук:
Как жужжит жук? –ж-ж-ж
Как воет волк? –у-у-у
Как поют комарики? –з-з-з
Как фыркает кот? –ф-ф-ф
Как шипит змея? –ш-ш-ш
Вариант этой игры: Звуковые загадки.
Называем какой –то звук, а ребенок придумывает кто (что) может его издавать.
Н-р, кто (что)издает такой звук: З-З,Ш-Ш,Р-Р? И др.
Игра «Заводные игрушки»
Правила игры: Заводим ключиком игрушки (игрушки - это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.
Ж - полетел жучок
Р - затарахтел игрушечный мотоцикл
Ц - запрыгала белочка
Ф - фыркает ежик.
Игра «Скажи, как я (обучение интонированию звуков)»
Игровой материал. Мяч.
Правила игры. Дети стоят в кругу, а взрослый –в середине круга с мячом. Кидаем мяч кому-то из детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например:
(С)лон
Забо (Р)
Ко (Ш)ка.
Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также.
Игра «Подберем игрушки»
Игровой материал: игрушки, кукла, картинки с изображением животных и птиц.
Правила игры. В комнате не видных местах лежат предметы, в названиях которых есть звук Ж; флажок, кружок, ножницы, жираф, ежик и др.
Показываем детям новую куклу, говорим, что в имени куклы есть песенка жука (Ж).
Как зовут куклу?- Жанна.
Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть песенка жука. Какие игрушки дадим кукле?
Игра «Дятел»
Правила игры. Ребенок рассказывает потешку:
Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит. ”
После этого он изображает дятла, бьет кулаком о кулак, приговаривает: д-д-д.
В этой игре вводим незаметно для детей понятие твердости-мягкости согласного:
Папа-дятел долбит- Д-Д-д
Маленький птенец- Дь-Дь-дь
Игра «Комары и осы»
Игровой материал: картинки
Правила игры: Комары звенят з-з-з, осы поют свою песенку с-с-с.
Услышите песенку комара - помашите крылышками, а когда услышите песенку осы, то пальчиками покажите, как она ползет.
Затем называем слова, в которых есть звук С или З, а ребенок движением показывает, какой звук встречается в слове.
Словарный материал. зонт, слон, забор, сахар, сушки, соль, самолет, заноза, дозор, мазать и т. д.
Вариант этой игры: Слушай внимательно.
У ребенка в руках 2 картинки: свисток и звонок.
Свисток свистит - С-с-с; звонок звенит - З-з-з.
Говорим слова, а дети поднимают картинки с изображением свистка или звонка.
Различение звуков Ч-Щ.
Объясняем:
Ч-Ч-Ч - так звучит паровоз. Когда услышите этот звук, изобразите. Как двигается паровоз;
Щ-Щ-Щ - так пилят дрова.
Дети слушают слова и передают движениями звуки Ч или Щ.