Цели:
Образовательные
1. Знакомство со звуком и буквой Ч.
2. Звуко-слоговой анализ и синтез слов и предложений.
3. Определение позиции звука в слове.
4. Деление слов на слоги.
5. Активизация словаря и развитие связной речи.
Коррекционные:
1. Уточнение артикуляции звука Ч.
2. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.
3. Коррекция моторных функций средствами релаксации.
4. Выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.
5. Закрепление мелодико-интонационных и просадических компонентов, творческих фантазий и воображения на образце речи логопеда.
Воспитательные:
1. Воспитание активности, творческого начала, нравственно-эстетических чувств.
Наглядность:
1. Иллюстрации сказочных героев.
2. Корзина с игрушками: чайник, мяч, удочка, перчатка, черепаха, спички, пчела, сундучок.
3. Картинки для выделения слогов: Чиполино, часы, ключ, бочка, чай, полочка, девочка, черепаха.
4. Сундучок.
5. Схемы для определения места звуков в слове.
6. Мнемотаблица.
7. Сенсорное панно.
8. Кассы букв и слогов.
9. Индивидуальный раздаточный материал.
10. Алфавит.
11. Индивидуальные сенсорные панно, нитки, липучки.
12. Лодочки.
Ход занятия.
I. Организационный момент. (В холле развешаны картинки с героями сказок.)
Провожу игру "Угадай героя сказки”.
Беседа с детьми о русском народном фольклоре и его значении.
Сравнительная характеристика р.н. сказок и сказок народов мира.
II. Основная часть. (В зале)
1. Музыкальная попевка "В гости к бабушке"
Лады, лады, ладушки.
Едем в гости к бабушке
К нашей милой бабушке,
Бабушке-Забавушке.
Едут к ней ребятушки Милые внучатушки
Вот идёт петушок,
Гордо поднял гребешок Красная бородка,
Важная походка
Кошка очень хороша,
Ходит мягко, не спеша.
Сядет, умывается,
Лапкой вытирается
Уточка голубушка
По двору идёт.
Уточка вразвалочку Деточек ведёт
Вот весёлые ребятки,
Розовые поросятки.
У них носик пятачком,
Хвостики торчат крючком.
Лады, лады, ладушки.
Куда едем? К бабушке!
Логопед: "Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали,
Мы немножко отдохнём
И занятие начнём. (Дети садятся на ковёр).
Восп-ль:" Вы не догадались с каким звуком и буквой мы познакомимся сегодня на занятии? Ведь не даром мы встретили с вами на пути Чипполино, Курочку Рябу, Мальчика Спальчика, Хаврошечку.
Дети: "Со звуком и буквой Ч".
Восп-ль: "Я обещала вам необычное занятие и потому сегодня с нами будет одна из героинь р.н.с. Но чтобы она появилась, давайте скажем волшебные слова."
Дети хором: "Раз, два, три
Чудо, чудо к нам приди"
2. Появляется Лиса.
Лиса: "Говорят, я рыжая,
Говорят, бесстыжая,
Ем цыплят, говорят,
Ем утят, говорят,
Да ведь это петухи,
Наболтали чепухи."
Лиса здоровается с детьми: "А вот и я, узнали вы меня?" (Ответ детей)
Лиса: "Не знаете ли вы, а как в народе меня ещё зовут?"
Дети: "Лисичка- сестричка, лиса- Патрикеевна, лиса- краса."
Лиса: "А почему меня так называют?"
(Ответы детей)
Лиса: "А хотите вы быть такими же красивыми, как я?"
3. Массаж "Лиса"
Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
(Движения выполняются соответственно тексту)
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала-Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.)
А потом ладошкой Пошлепала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко.
Ну, красавица- Лиса!
(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо- влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину)
До чего же хороша!
Педагог (использует игрушку "лиса" и "заяц").
За Лисой, тропой тенистой,
Скачет Зайка- прыг да скок.
Он для ягоды душистой Приготовил кузовок.
(Мишка и Зайку угостил малиной. А Заяц позвал своих друзей-зайчат отведать ягод и поиграть).
4. Лиса: "Ч-Ч-Ч-Ч" (Изолированное произношение звука)
Лиса: "Слышу звук, да не пойму где. Никак у Маланьи чай кипит. Какой звук я произнесла?"
Работа со звуком:
1. Артикуляционный уклад;
2. Характеристика звука;
3. Нахождение звука в ряде других звуков, слогов, слов. Игра "Найди звук"
4. Упражнение на расслабление и закрепление мышц "Корзинка"
5. (На ковре) Дети отгадывают загадки и определяют позиции звука в словах отгадках. Игра: "Определи место звука в слове"
Упражнение на ориентацию в пространстве “Найди сундучок"
6. Работа с мнемотаблицей на закрепление употребление предлогов в речи
Лиса и дети произносят волшебные слова: "Сундучок, сундучок приоткрой нам свой бочок."
7. Игра"Телеграф". Дети определяют количество слогов в слове.
8. Музыкальныйхоровод на проговаривание звука " Ч" в речи.
Чу - чу - чу - хоровод я закручу.
Ча - ча - ча - рубим мы дрова сплеча.
Чи - чи - чи - по коленкам постучи.
Ач - ач - ач - мы попрыгаем как мяч.
Лиса убегает.
III. Выход Маланьи.
Маланья: Что за топот, что за шум.
Расшумелась детвора,
Голова болит с утра
Я вас с утра ждала,
Печь растопила, тесто завела,
Калачи испекла, да и на стол уже почти накрыла.
Да, устала я с утра,
Отдохнуть поди пора.
Маланья предлагает детям поиграть.
Музыкальная игра: "У Маланьи." (Игра на развитие темпа, ритма "Эхо".
У Маланьи у старушки Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой!
Они не пили, не ели,
На Маланью всё глядели,
И все делали вот так.
Маланья уходит.
IV. Дети проходят за столы.
Работу с буквой проводит логопед
1. Игра- упражнение "Найди букву".
2. Игра- упражнение: "На что похожа буква?"
3. Работа со стихотворением "Цифра 4". ( В. Степанов.)
Ч - вы правильно решили - Пишут так же, как 4.
Только с цифрами, друзья,
Путать буквы нам нельзя
4. Работа с индивидуальными сенсорными панно: выкладывание буквы из ниток и липучек.
5. Рисование буквы пальчиком на ладони, в воздухе и на плече товарища.
6. Пальчиковая игра "Детский сад".
На большом диване в ряд,
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино,
И весёлый Чиполино,
И котёнок, и слонёнок,
1, 2, 3, 4, 5.
Помогаем нашей Тане Мы игрушки сосчитать.
7.Работа с кассой: нахождение буквы, выкладывание цепочки (слог, слово).
8.Звуковой анализ и синтез полученного слова.
9.Игра упражнение "Придумай предложение"
V. Физ. минутка. Игра на координацию речи с движением "Окно"
Что за странное явление?
Появилась вдруг стена- Очень прочная она.
Это дверь или окно?
Нам проверить суждено.
Это всё таки окно,
Только грязное оно!
Ну, друзья, помоем стёкла- Станет в комнате светло.
Дело сделано на славу!
Время почитать пришло.
VI. Восп-ль: Пока мы с вами играли, читали, анализировали, мы совсем забыли про старый,
картонный сундучок, а он нам хочет что- то сказать. Фонограмма с речью сундучка).
Выход Маланьи. Монолог Маланьи о дальнейшей судьбе сундучка (Фонограмма речи сундучка). Диалог Маланьи с детьми о счастье.
VII. Итог занятия.
Восп-ль: "Вам понравилось путешествие? Что вам больше всего запомнилось? Почему?"
Маланья: "Я тоже хочу преподнести вам от себя маленькую частичку счастья. Я вас, дети, и наших гостей приглашаю на чай с печеньем, калачами и пирогами"
Восп-ль: "А на следующем занятии, мы продолжим наше путешествие в страну звуков и букв"