Просмотр содержимого документа
«Фронтальное занятие "Твердые и мягкие согласные"»
Конспект фронтального логопедического занятия с учениками 1 «б» класса, ОНР (III ур.)
Тема: Твердые и мягкие согласные.
Цель: Дифференциация твердых и мягких согласных.
Задачи:
к-о: дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные фонемы
к-р: упражнять детей в чтении и печатании слов с мягкими согласными
к-в: воспитывать стремление к овладению правильной речью
Оборудование: слоговая таблица, карточки с картинками (мельница, картина, лимон, шарики)
Речевой материал: сказка про двух медведей; пары слов (угол — уголь ел — ель мел — мель
брат — брать топ — топь хор — хорь); слова с мягким знаком (сталь, пыль, гусь, жарь, цепь, соль, быль, пузырь, огонь).
Xод занятия.
I. Организационный момент.
Ребята, здравствуйте! К нам сегодня пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы умеете работать на уроке, отвечать полными ответами на вопросы и красиво, аккуратно писать.
II. Основная часть.
1.Повторение изученного материала.
С чем мы с вами знакомились на прошлом занятии? (со слогами)
2.Введение в тему.
- Ребята, какие звуки существуют в русском языке? (гласные и согласные)
- Перечислите мне все гласные звуки. (а, о, у, и, ы, э)
- Сколько их всего? (шесть)
- Как произносятся гласные звуки? (гласные звуки произносятся с голосом; при их произношении воздух проходит свободно, не встречая препятствий во рту)
-Правильно.
- А согласных звуков намного больше, правда? Как мы их произносим? Чувствуем ли мы преграду?
3.Л: Ребята, сейчас я вам расскажу сказку про двух медведей.
Жили-были два медведя. Один .медведь был большой, другой — маленький. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенек и пели. Большой медведь пел: «Та-та-та», а маленький: «Тя-тя-тя».
Вспомните, как пел большой медведь и как пел маленький.
Логопед. В песенке большого медведя согласный звук [т] звучал твердо, а в песенке маленького медведя звук [т’] звучал мягко.
4. Л: Ребята, а давайте сейчас вместе с вами подумаем, какие гласные буквы могут делать согласные мягкими? (И, Е Ё, Я, Ю.)
Давайте прочитаем вот эти волшебные слова и проверим, в каком случае согласная Л подобреет, станет мягкой.
Дети читают слоговую таблицу и определяют, когда согласная звучит мягко, а когда - твердо.
ЛА – ЛЯ
ЛО – ЛЁ
ЛУ – ЛЮ
ЛЫ – ЛИ
ЛЭ – ЛЕ
5.Пальчиковая гимнастика.
Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем разгибать. (Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)
6. Игра “Подпиши картинку”.
Дети получают карточки с картинками, подписывают их и находят в своих словах мягкие согласные.
(диван, картина, лимон, шарики)
7.Динамическая пауза.
«Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)
8. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.
(Мягкий согласный в конце слова.)
Л: Ребята, как вы думаете, кроме гласных букв И, Е, Ё, Я, Ю, может ли еще что-нибудь сделать согласный звук мягким? Давайте посмотрим.
Я вам буду читать пары слов. Сравните их по смыслу. Чем отличаются эти слова при написании?
угол — уголь ел — ель мел — мель
брат — брать топ — топь хор — хорь (во втором слове есть мягкий знак)
А сейчас сами прочитайте эти пары слов. Сравните их по написанию.
угол — уголь
брат — брать
хор — хорь
Л: Согласный в конце слова звучит мягко потому, что его смягчает мягкий знак.
И затем спрашиваю учеников:
Л: Как произносится согласный в конце слова, если после него стоит мягкий знак?
9. Л: А теперь последнее задание. Прослушайте слова. Назовите в слове согласный, который звучит мягко. Объясните, почему этот согласный звучит мягко.