Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе
ОНР III уровня, ФФНР (I год обучения).
Тема: Звуки [Б], [Б’].
Цели:
- Различение звуков [Б], [Б’].
- Звуковой анализ слов БАНТ, БИНТ.
- Закрепление употребления предлога БЕЗ.
- Согласование прилагательного «белый» с существительными в роде.
- Формирование умения у детей принять учебную задачу и решать ее.
Оборудование:
Предметные картинки: билет, бинт, бегемот, берёза, белка, кубики;
бант, банка, губы, зубы, батон, бусы, хобот;
банан, грибы, рыба, яблоки, клубника, рябина, баклажан, кабачок, колбаса.
Игрушки: Белка, Белоснежка, Буратино.
Кассы букв, пеналы, символы звуков, слоговые таблицы, слова с буквой Б.
Предметные картинки для игры «Что без чего?»
Предлог БЕЗ.
Фишки для игры «Ярмарка слов».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Припоминание и называние слов со звуками [Б], [Б’].
Девочки называют слова со звуком [Б], а мальчики называют слова со звуком [Б’].
2. Повторение.
- Произнесение, характеристика звуков [Б], [Б’].
- Отгадывание звуков по характеристике:
- согласный, твердый, звонкий, губной.
- согласный, мягкий, звонкий, губной.
3. Воспроизведение слоговых рядов.
ба – бя ба – ба – бя ба – бя – ба
бя – ба ба – бя – бя ба – бя – ба
бя – ба – ба
бя – ба – бя
4. Преобразование слогов, слов – игра «Наоборот».
ба – бя бы – быть – бить
бо – бу – были – били
5. Различение звуков [Б], [Б’].
а) ба, би, бо, бы, бе, бу (поднять символы звуков (фонарики) [Б], [Б’]).
б) берет, баран, белый, рыбак, ребёнок, берёза, рубашка, кубики, билет, бык (хлопнуть в ладоши).
в) отбор картинок на звук [Б’]. «Подарим Белочке картинки со звуком [Б’]».
г) определение места звука [Б’] в словах (по индивидуальным картинкам).
д) отбор картинок на звук [Б]. «Подарим Буратино картинки со звуком [Б]».
е) деление слов на слоги – игра «Телеграф».
6. Выкладывание слога, слов.
БИ – БИНТ – БАНТ
Сколько звуков?
Какой (I, II, III, IV) звук?
Где находиться звук [Б] ([Б’)]?
7. Физкультминутка.
Буратино
Буратино потянулся,
Раза нагнулся,
Два нагнулся, три нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
8. Игра «Буква сломалась».
Помогите Буратино починить буквы. (Работа в тетрадях).
9. Чтение слогов, слов.
а а
о и
Б
у у
и ы
БАК БЫК
БОК
БОБ
БАНТ
БИНТ
10. Игра «Белка варит обед».
Какие продукты, в названии которых есть звуки [Б] ([Б’]) нужны Белочке для супа (компота, икры)?
11. Пальчиковая гимнастика.
Сидит белка на тележке, (хлопки ладонями и удары кулачками
Продаёт она орешки. друг о друга попеременно.)
Лисичке-сестричке, (загибать по одному пальчику, начиная с
большого.)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, (ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.)
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
12. Согласование прилагательного «белый» с существительными в роде.
Сегодня у нас в гостях Белоснежка.
Скажите, что у Белоснежки БЕЛОЕ (БЕЛЫЙ, БЕЛАЯ, БЕЛЫЕ)?
Например: У Белоснежки белое платье. У Белоснежки белый бент.)
13. Игра «Что без чего?»
Буратино нарисовал вам картинки, но что-то забыл нарисовать. У него стул без спинки. Скажите Буратино, что без чего он нарисовал.
14. Итог.
- Произнесение, сопоставление звуков.
- Припоминание картинок со звуками [Б] ([Б’]. Игра «Ярмарка слов».
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была особая ярмарка – ярмарка слов. На ней продавались разные слова, кому какие нужны.
А на нашей ярмарке мы будем продавать слова со звуками [Б] ([Б’]. Кто больше продал слов?