Логопедическое заключение : СНР средней степени обусловленное умственной отсталостью.
Тип : фронтальное занятие (1 класс)
Тема занятия : «Звук и буква Р»
Цели:
Коррекционно - образовательные:
1. Закрепление связи звука и буквы Р ,
развитие умения выделять звук Р в слогах и словах .
2. Расширение,уточнение и дифференциация словаря по теме
«Домашние и дикие животные».
Коррекционно - развивающие:
1.Развитие артикуляционной моторики;
2.Развитие мелкой и общей моторики;
3.Развитие фонематического анализа и синтеза
4.Развитие внимания ,мышления ,речи;
Коррекционно- воспитательные:
1.Воспитание культуры взаимоотношений, формирование навыков речевого общения с игрушкой и друг с другом;
2.Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Оборудование : зеркала ,схема дыхательной гимнастики , карточки для артикуляционной гимнастики, салфетки, мешочек ,буквы ,
грецкие орехи , снежинки, пианино из губок, сухой бассейн ,загадка, предметные картинки, кассы, мягкая игрушка собачки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент
-Ребята, давайте вспомним правило, которое мы всегда соблюдаем.
Дети:
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
Логопед: А теперь, разогреем наши язычки.
II. Массаж рук с грецкими орехами.
-Разогреем наши пальчики.
Начинаем новый день
Прочь с дороги наша лень
Не мешай учиться
Не мешай трудиться
Начинаем новый день
Дзинь-дзилень, Дзинь-дзилень!
III . Артикуляционная гимнастика(перед зеркалом)
-А теперь, разогреем наши язычки.
(Показ рисунков с изображением артикуляционных упражнений , дети перед зеркалами )
IV.Развитие дыхания (по схеме)
V.Развитие мимических мышц
- К нам на урок пришёл пёсик Рэкс
- Как мы удивились , покажем - подняли брови.
- Как мы рады , покажем – улыбнёмся.
VI.Введение в тему
Игра « Четвёртый лишний» Рысь, лось белка, собака. -Что лишнее ?(собака) -Почему ?(рысь, белка, лось –это дикие животные, а собака домашнее животное) -Отгадайте загадку С хоС хозяином дружит. Дом сторожит, Живёт под крылечком А ХХвост колечком.(Собака) -Давйте вспомним как рычит собака (р-р) Молодцы ! VII. Уточнение артикуляции и соотношение его с буквой Р -Произнесём все вместе звук ,а теперь произнесём каждый отдельно. - Воздух при произнесении этого звука встречает преграду. Мы его не можем петь, тянуть. Какой это звук (Согласный) - Воздуху мешает язычок, который поднимается к бугоркам за верхними зубами и дрожит. - Этот звук звонкий или глухой? (Звонкий)Повторим .Губы – полураскрыты, зубы – разомкнуты, широкий кончик языка поднят к альвеолам и дрожит. Дадим характеристику звуку(согласный ,твёрдый ,звонкий; произносится кончиком языка – язык дрожит). VIII.Развитие фонематического анализа. 1.Игра «Поймай звук» Вспомним правило. звуки мы слышим и прозносим . Буквы мы видим и пишем.
Показ буквы Р. -На что похожа буква.
-Послушайте стихотворение. Ручка круглая у трости трость для деда сделал Костя.
IX.Закрепление связи между звуком и буквой. Выкладывание буквы из шнурка. Письмо в воздухе. Один ребёнок выходит и показывает фигуру буквы Р.
X.Развитие общий моторики. Мы носками постучим, Мы поставим пятки, Вот мы ходим как медведь, Скачем, как зайчатки.
XI .Автоматизация звука в слогах. «Пианино» (на листе клавиши из губок для мытья посуды, разные на ощупь, на верху гласные. Подставляем звук Р.Поём слоги). |
XII.Развитие фонематического анализа.
Послушай. те и повторите.
Тра-тра,тру-тру,тры-тры
Утр-утр,атр-атр,отр-отр.
.XIII. Закрепление звука в словах
Задание(карточки на магнитах)
- Посмотри у меня есть коробочка, но она не простая. В ней спрятались животные. Найди их и назови.
- В названии этих животных есть звук Р?
- В слове РАК, где находится звук в начале, в середине, в конце? Поставь животных к соответствующим карточкам.
XIV.Работа по индивидуальной карточкам
Дети находят и раскрашивают шарик с буквой Р
XV. Итог
– Какой звук мы учились произносить правильно?
– Молодцы!
Релаксационное упражнение с проговариванием.
Я люблю этот МИР! А МИР любит МЕНЯ! | Дети поднимают руки вверх. Дети обнимают себя руками за плечи. |