Логопедическое заключение : СНР средней степени обусловленное умственной отсталостью.
 
 
 Тип : фронтальное занятие (1 класс)
 
 
 Тема занятия : «Звук и буква Р»
 
 
  Цели:  
 
 
  Коррекционно - образовательные:
  1. Закрепление связи звука и буквы Р ,
  развитие умения выделять звук Р в слогах и словах .
  2. Расширение,уточнение и дифференциация словаря по теме 
  «Домашние и дикие животные».
  Коррекционно - развивающие:
  1.Развитие артикуляционной моторики;
  2.Развитие мелкой и общей моторики;
  3.Развитие фонематического анализа и синтеза
  4.Развитие внимания ,мышления ,речи;
  Коррекционно- воспитательные: 
  1.Воспитание культуры взаимоотношений, формирование навыков речевого общения с игрушкой и друг с другом;
  2.Воспитание  усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
  
 
  
 
  Оборудование : зеркала ,схема дыхательной гимнастики , карточки для артикуляционной гимнастики, салфетки, мешочек ,буквы ,
  грецкие орехи , снежинки, пианино из губок, сухой бассейн ,загадка, предметные картинки, кассы, мягкая игрушка собачки.
  
  
 
 
 
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ХОД ЗАНЯТИЯ:
  I. Организационный момент
  -Ребята, давайте вспомним правило, которое мы всегда соблюдаем.
  Дети:  
  Говорим всегда красиво,
  Смело и неторопливо.
  Ясно, четко говорим,
  Потому что не спешим.
 Логопед: А теперь, разогреем наши язычки.
  
  II. Массаж рук с грецкими орехами.
  -Разогреем наши пальчики.
  Начинаем новый день
  Прочь с дороги наша лень  
  Не мешай учиться  
  Не мешай трудиться
  Начинаем новый день
  Дзинь-дзилень, Дзинь-дзилень!  
  III . Артикуляционная гимнастика(перед зеркалом)
 -А теперь, разогреем наши язычки. 
  (Показ рисунков с изображением артикуляционных упражнений , дети перед зеркалами )
  IV.Развитие дыхания (по схеме) 
  V.Развитие мимических мышц  
  - К нам на урок пришёл пёсик Рэкс
  
 
  - Как мы удивились , покажем - подняли брови.
  - Как мы рады , покажем – улыбнёмся.
 
 VI.Введение в тему
    | Игра « Четвёртый лишний»  Рысь, лось белка, собака. -Что лишнее ?(собака)  -Почему ?(рысь, белка, лось –это дикие животные, а собака домашнее животное) 
 -Отгадайте загадку  С хоС хозяином дружит.  Дом сторожит, Живёт под крылечком   А ХХвост колечком.(Собака) -Давйте вспомним как рычит собака (р-р) Молодцы ! VII. Уточнение артикуляции и соотношение его с буквой Р-Произнесём все вместе звук ,а теперь произнесём каждый отдельно.
 - Воздух при произнесении этого звука встречает преграду. Мы его не можем петь, тянуть. Какой это звук (Согласный) - Воздуху мешает язычок, который поднимается к бугоркам за верхними зубами и дрожит. - Этот звук звонкий или глухой? (Звонкий)Повторим .Губы – полураскрыты, зубы – разомкнуты, широкий кончик языка поднят к альвеолам и дрожит. Дадим характеристику звуку(согласный ,твёрдый ,звонкий; произносится кончиком языка – язык дрожит). 
  VIII.Развитие фонематического анализа. 1.Игра «Поймай звук» Вспомним правило. звуки мы слышим и прозносим . Буквы мы видим и пишем. 
 
 Показ буквы Р. -На что похожа буква. 
 
 -Послушайте стихотворение. Ручка круглая у трости трость для деда сделал Костя.   
 
 IX.Закрепление связи между звуком и буквой. Выкладывание буквы из шнурка. Письмо в воздухе.   Один ребёнок выходит и показывает фигуру буквы Р. 
 X.Развитие общий моторики.  Мы носками постучим,
 Мы поставим пятки,
 Вот мы ходим как медведь,
 Скачем, как зайчатки.
 
 
 XI .Автоматизация звука в слогах.  «Пианино» (на листе клавиши из губок для мытья посуды, разные на ощупь, на верху гласные. Подставляем звук Р.Поём слоги). | 
 
  
 
  XII.Развитие фонематического анализа.
  Послушай. те и повторите.
  Тра-тра,тру-тру,тры-тры
  Утр-утр,атр-атр,отр-отр.
  
 
  .XIII. Закрепление звука в словах
 Задание(карточки на магнитах)
 - Посмотри у меня есть коробочка, но она не простая. В ней спрятались животные. Найди их и назови.
 - В названии этих животных есть звук Р? 
 - В слове РАК, где находится звук в начале, в середине, в конце? Поставь животных к соответствующим карточкам.
  
 
  XIV.Работа по индивидуальной карточкам
  Дети находят и раскрашивают шарик с буквой Р
  XV. Итог
  – Какой звук мы учились произносить правильно?
– Молодцы!  
  Релаксационное упражнение с проговариванием.
     | Я люблю этот МИР! А МИР любит МЕНЯ!
 | Дети поднимают руки вверх.Дети обнимают себя руками за плечи.
 |